Всё о продуктовой рознице

Скорая ERP-помощь

15 Декабря 2008, 05:12 Юлия Пильникова

В условиях кризиса ERP-решения могут стать одним из ключевых инструментов контроля над издержками и построения отчетов для принятия оперативных решений. Поэтому многие ритейлеры, в том числе средние и малые сети, несмотря на трудные времена, заинтересованы во внедрении полномасштабной ERP-системы даже в ближайшие несколько месяцев.

Автор: Юлия Пильникова.

Ритейл в авангарде

До недавнего времени темпы роста рынка ERP-систем впечатляли. Согласно данным отчета компании IDC, российский рынок интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) по итогам 2007 г. вырос почти на 60%, до $579 млн. Серьезный спрос на ИСУП обеспечивали развитие и консолидация крупных торговых сетей, их продвижение в регионы, а также укрепление независимых розничных игроков сегмента среднего и малого бизнеса.

В 2007 г. на внедрение различных информационных систем для бизнеса ритейлеры потратили в три раза больше средств, чем годом ранее. Около 60% этих затрат пришлось именно на ERP, сообщает Александр Сиркин, директор сегмента предприятий «ТНП, Дистрибуция, Финансы» департамента корпоративных систем управления компании IBS.

Крупные российские розничные сети, в том числе «Эльдорадо», X5 Retail Group, «М.Видео», «Копейка», сегодня уже пользуются полномасштабными системами управления предприятием. Активно внедряли ERP-системы и средние по размеру сети — в их числе казанская «Бахетле» и магазины «Ол!Гуд».

Некоторые сети начали внедрение ERP-системы «на вырост». Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании «Крок», рассказал о проекте автоматизации бизнес-процессов сети «Холидей Классик» в Сибири с помощью ERP-решения Oracle Retail.– Когда руководство «Холидей Классик» приняло решение о внедрении крупной западной ERP-системы, компания насчитывала всего 25 магазинов и использовала недорогое российское решение, — говорит Андреев. — Согласно планам развития оборот сети должен расти в 3?5 раз ежегодно и количество магазинов в среднесрочной перспективе должно достичь нескольких сотен. Руководство «Холидея» поняло, что, когда сеть выйдет на запланированный оборот, существующая «легкая» ERP-система не справится, в то время как Oracle Retail удовлетворит их потенциальным требованиям. Параллельно с наращиванием масштабов бизнеса они запустили процесс внедрения Oracle Retail.

– Причиной активного внедрения ERP-систем было понимание того, что система управления — это необходимость, без которой не удастся поддержать взрывной рост бизнеса и сохранить захваченные позиции, — поясняет Сергей Белинский, руководитель направления «ТНП/Торговля» Центра отраслевой экспертизы SAP компании «САП СНГ». — Российские розничные сети по многим отраслевым показателям эффективности до сих пор отстают от западных коллег. Например, показатель отсутствия товара на полке — Out-of-Stock — у «продвинутых» отечественных сетей находится на уровне 20%, в Европе это 5?6%. ERP-система позволяет исправить этот недостаток.

Максим Андреев утверждает, что решения, созданные силами собственных разработчиков, перестали отвечать требованиям бизнеса к функциональности и производительности. Попытки полностью закрыть задачи автоматизации собственными разработками стали требовать больших затрат по сравнению с разумным сочетанием типовых решений и узкоспециализированных расширений. Кроме того, по словам эксперта, тиражное решение дает компании возможность самостоятельно выбрать его поставщика и меньше зависеть от собственных разработчиков.– По бизнес-приложениям в сегменте ERP-систем мы только за прошедший год выросли в три раза, — говорит Андреев. — Был отмечен серьезный спрос на аналитические решения — системы планирования и бюджетирования, а также бизнес-аналитики. Наблюдался большой интерес к CRM-системам, особенно в части афвтоматизации процессов взаимодействия с клиентами, маркетинга, продаж, управления лояльностью. Всегда был стабильный спрос на решения по управлению финансами и закупками.

Серьезный рост рынка обеспечило и удорожание проектов. Как сообщил Андрей Евглевский, технический директор ГК «Сервис Плюс», несколько лет назад клиенты компании старались внедрять решения низкого или среднего ценового сегмента и использовали для автоматизации решения Axapta, Navision. Сейчас же заметно вырос спрос на более дорогие, но более функциональные решения, такие как SAP R3, решения компании Oracle и т. д.

Без права на ошибку

На момент опубликования отчета компания IDC оценивала перспективы роста рынка ИСУП на уровне 35% в год. Но эксперты предполагают, что этот показатель окажется ниже прогнозируемого уровня — бурный рост в предыдущие два года привел к определенному насыщению рынка, а главное, экономический кризис заставит компании сокращать свои расходы, а выделенные средства использовать максимально эффективно.– Учитывая экономическую ситуацию в стране, сегодня в первую очередь стоит внедрять аналитические приложения, которые позволяют в оперативном режиме оценивать эффективность бизнеса, — убежден Максим Андреев. — Для розницы, на наш взгляд, особенно полезны сейчас решения, которые позволяют более точно вести ассортиментное планирование: если раньше рынок рос и можно было позволить себе достаточно высокий уровень погрешности при планировании, то в нынешних условиях выиграют те, кто лучше прогнозирует. Как раз недавно мы завершили подобный проект по созданию многомерной BI-витрины данных для группы компаний «Спортмастер». В системе анализируется порядка миллиарда строк фактов, время отклика на запросы пользователей не превышает четырех секунд.

Как отмечает Денис Стороженко, директор практики розничных решений Columbus IT, повышение эффективности — главный инструмент увеличения прибыли в продуктовом ритейле. При использовании ERP-системы повышается качество планирования товарных запасов. Например, сводное планирование позволяет оптимизировать объем каждого конкретного заказа товара у поставщика с учетом потребности в товаре на будущие периоды и специфики конкретного поставщика для минимизации накладных расходов, получения дополнительных скидок поставщика и предотвращения затаривания складов. Внедрение ERP-системы позволяет контролировать и сокращать издержки. Так, например, наличие точной информации о себестоимости товарных позиций (которую без использования информационной системы получить практически нереально) позволяет учитывать маржинальность товара при работе с ассортиментом.

В ближайшее время обострится интерес к системам построения отчетности, которые дают возможность доносить информацию до всех уровней управления максимально быстро, считает Сергей Белинский. А поскольку большинство ритейлеров к сегодняшнему дню уже имеют опыт первичной автоматизации, им будет легко правильно сформулировать требования к системе. Рост продолжитсяТемпы роста рынка ERP-систем снизятся, но о его полной остановке пока говорить рано. Финансовый кризис приведет к волне слияний и поглощений в рознице. Часть небольших сетей будут объединяться, чтобы пережить тяжелые времена, а часть будут уходить «под крыло» крупных розничных предприятий. Это приведет к тиражированию IТ-процессов и покупке дополнительных лицензий на пользование программным обеспечением для вновь приобретенных предприятий, а также к небольшому числу новых проектов.– Сетям-покупателям будет необходимо совладать с новыми объёмами продаж, то есть внедрять полномасштабные ERP-системы. В противном случае операционные издержки неизбежно превысят маржу, которая у некоторых розничных сетей и так оставляет желать лучшего, — отмечает Белинский из «САП СНГ».

Небольшие, но имеющие хороший запас финансовой прочности сети также будут внедрять ERP. По словам Натальи Городецкой, руководителя SAP-департамента компании «НОРБИТ» (официальный партнер компаний SAP AG и Microsoft), среди клиентов «НОРБИТа» есть небольшие торговые компании, которые проявляют устойчивый интерес к внедрению ERP-системы даже в ближайшие несколько месяцев. – Средним и небольшим по размеру сетям мы вместе со своими партнерами рекомендуем использовать «пакетированные» ERP-решения, — комментирует Сергей Белинский. — Они позволяют автоматизировать все основные бизнес-процессы за сравнительно короткое для ERP-проекта время — 4?6 месяцев. Стоимость таких проектов, как правило, ниже «традиционного минимума» для больших ERP-внедрений, равного 1 млн евро. Достигается это за счет того, что максимально возможное количество стандартных процессов уже настроено.

Эксперты предполагают, что увеличится число внедрений ERP-систем, «приуроченных» к IPO. – В условиях нехватки источников финансирования компании, возможно, будут искать стратегических инвесторов, для которых наличие информационных систем, обеспечивающих нужный уровень прозрачности, может оказаться важным критерием при принятии решения об инвестициях в компанию, — подтверждает Максим Андреев. — Как раз сейчас мы обсуждаем один из подобных проектов. Одним из условий сотрудничества потенциальный инвестор обо­значил российскому холдингу наличие аналитической системы. Она должна обеспечивать автоматизированный сбор и подготовку отчетности с 10 предприятий, которые входят в холдинг. Проект нужно закончить к январю 2009 г. И, по нашему опыту, большинство инвесторов требуют наличие ERP-системы западного, а не российского разработчика.

Акцент на «болевые» точки

Растет интерес заказчиков к специализированным, отраслевым ERP-решениям. Среди известных российских нишевых решений для розницы можно назвать «Аварду», «Супермаг», 1С, среди зарубежных — специализированные решения SAP for Retail, Oracle Retail.– Концепция классической ERP-системы изначально была разработана для производственных предприятий, — рассказывает Ольга Беловолова, руководитель департамента промышленности и торговли Oracle СНГ. — Три-пять лет назад потребности российской розницы были неспецифическими, не требовалась поддержка именно розничных бизнес-процессов, ритейлеры активно приобретали и пробовали внедрять ERP-системы. Позже большая часть реализованных проектов оказались неэффективными, системам не хватало функциональности. Постепенно стал расти интерес ритейлеров к специализированным системам, более точно учитывающим специфику работы розничного рынка. Западный рынок уже давно отказался от монолитных ERP-систем в рознице, в России этот процесс начался только два года назад.

По словам Беловоловой, интерес к специализированным системам подогревает и то, что для их построения не требуется одноразовых крупных инвестиций (как финансовых, так и человеческих ресурсов). Инвестиции можно распределить во времени. С классическими монолитными ERP-системами это сделать достаточно сложно.– Чтобы использовать функционал прогнозирования спроса или оптимизации ассортиментной матрицы, классическую ERP-систему необходимо внедрять полностью, — говорит Ольга Беловолова. — В то время как специализированные решения для розницы, в частности Oracle Retail, позволяют воздействовать именно на «болевые» точки, не тратясь на ненужный в настоящее время функционал. В условиях кризиса это преимущество будет для компаний одним из ключевых.

Правда, при внедрении отдельных частей специализированных решений может встать вопрос о совмещении модулей программы с другими информационными системами, работающими в компании. Далеко не все бизнес-приложения, представленные на рынке, могут работать в композитной среде. Поэтому при выборе системы нужно внимательно оценивать ее интеграционную составляющую. Система должна работать с открытыми стандартами и поддерживать сервисно-ориентированную архитектуру. ERP на сторонеВ условиях кризиса, вполне вероятно, постепенно наберет популярность ранее не распространенная бизнес-модель использования ERP-систем с помощью технологии SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга). Она подразумевает, что ритейлер может пользоваться ERP-системой, не разрабатывая и не внедряя ее у себя, что значительно экономит средства. ERP размещается на сервере компании-разработчика с возможностью удаленного доступа к ней. Подписавшись на услугу, ритейлер получает возможность пользоваться этим программным обеспечением в течение оговоренного периода времени и платит за это что-то вроде абонентской платы. При этом в стоимость услуг может входить и поддержка системы. Близким к термину SaaS является термин «приложение по запросу» (On-Demand). На глобальном рынке этот сервисный подход уже набирает популярность.

Ольга Беловолова убеждена в успехе SaaS и в России в перспективе нескольких лет. Развитие этого направления на российском рынке компания Oracle планирует начать с CRM-решений.– К маю следующего года мы планируем выпустить русскоязычную версию CRM On-Demand, — отмечает Беловолова. — Сейчас решается вопрос, где будет размещена площадка. Мы можем предоставить свои европейские площадки, но не все российские клиенты готовы переносить свои данные в Европу.Закрытость российских компаний действительно может стать серьезным барьером для развития SaaS. – Мы проводили исследования и выяснили, что наши клиенты пока не готовы передавать свои данные на хранение и обработку «вовне». Речь шла даже не о бизнес-приложении, а о том, чтобы поставить сервер на нашей площадке, — говорит Максим Андреев. — Пока ритейлеры предпочитают инвестировать в создание собственных дата-центров. Однако Андреев предположил, что в перспективе в отношении бизнес-сервисов, где нет конфиденциальной информации, возможно, SaaS будет работать. Вполне вероятно, что кризис ускорит этот процесс.

Наталья Городецкая не верит в эффективность использования ERP-систем по SaaS-технологии. – Существует много попыток разработки коробочных ERP-решений, но реальных успешных проектов такого рода пока нет, — говорит Городецкая. — В принципе, смысл внедрения ERP-системы заключается не только в автоматизации рабочих операций как таковых, задача любого проекта ERP намного шире — это повышение эффективности бизнеса за счет сохранения и автоматизации ключевых бизнес-преимуществ и уникальных бизнес-процессов управления и хозяйствования. Цель же коробочных решений принципиально иная — внедрение и использование готовых инструментов ведения бизнеса. Поэтому говорить об эффективном применении подхода SaaS к ERP-решениям достаточно сложно. – Концепция SaaS, возможно, не изменит облик рынка ERP-систем, но она в любом случае расширит рынок применимости ERP, — предполагает Андрей Евглевский. — Компании сегмента малого и среднего бизнеса, которые из-за высокой стоимости ERP-систем сегодня не могут их себе позволить, смогут пробовать работать на них, покупая эту услугу. Но прежде, чем это произойдет, нужно проработать целый пласт методологической поддержки использования ERP-систем в рамках SaaS. 

Выпуск журнала:

Скорая ERP-помощь

В условиях кризиса ERP-решения могут стать одним из ключевых инструментов контроля над издержками и построения отчетов для принятия оперативных решений. Поэтому многие ритейлеры, в том числе средние и малые сети, несмотря на трудные времена, заинтересованы во внедрении полномасштабной ERP-системы даже в ближайшие несколько месяцев.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12