X5 Retail Group становится восходящей звездой на европейском горизонте и скоро войдет в десятку крупнейших ритейлеров Европы. Если в 2014 году компания занимала лишь 22-е место в рейтинге европейского розничного рынка, составленном LZ Retailytics, то к 2022 году, по прогнозам, она станет восьмым по размеру продуктовым ритейлером на континенте. Перспективы развития X5 оценивает Себастьян Реннак.
АВТОР: Себастьян Реннак
За последние годы X5 Retail Group обошла таких розничных тяжеловесов, как Système U (Франция), Morrisons (Великобритания) и ICA Gruppen (Швеция). Все эти компании получают основной доход от деятельности на территории одной страны, и высокий уровень консолидации на соответствующих рынках почти не оставляет места для устойчивого органического роста.
Основной двигатель роста компании – сеть дискаунтеров «Пятерочка», но в целом X5 постепенно превращается в мультиформатного игрока, создавая все условия для устойчивого расширения в будущем. Бренд супермаркетов «Перекресток», лидер в своем формате, укрепляет позиции в регионах, являясь при этом платформой для онлайн-бренда продуктового ритейлера.
По прогнозам, компания достигнет определенного ею же «потолка» по количеству магазинов в стране – 20 000 точек – к 2023 году, поэтому следующий ее шаг кажется очевидным – выход на новые рынки. Что это будут за рынки – только страны СНГ и, возможно, Китай или же компания двинется дальше на Запад, – будет зависеть от отношений России с Евросоюзом к этому времени.
Простор для роста
Кажется, расширение X5 невозможно остановить. Уже третий год подряд лидеру российского рынка удается добавить более 2000 новых точек в свою сеть. Как следствие, к концу этого года валовая выручка розничного гиганта достигнет 28 млрд евро. Несмотря на то что, по прогнозам, ежегодный рост компании до 2022 года будет составлять 14,7%, за следующие пять лет ритейлер едва достигнет 20% доли российского рынка. Теоретически у компании много места для роста.
Мультиформатный чемпион
Своим успехом компания практически полностью обязана бренду дискаунтеров «Пятерочка», количество магазинов этой сети к концу года должно достичь 13 400. Но не стоит забывать, что в тени основного бренда работает формат супермаркетов «Перекресток». Причем компания разработала вариант концепции, рассчитанный на развитие в регионах.
Х5 предусмотрительно не стала использовать вновь созданный онлайн-бренд для поддержки гипермаркетов, приносящих результаты ниже ожидаемых. Вместо этого компания с самого начала вкладывалась в центры сбора заказов (dark store) для поддержки бренда «Перекресток». Это обеспечит дальнейшую устойчивость онлайн-подразделения. Бизнес-модель опробована в Москве, и скоро интернет-магазин появится в Петербурге. Теоретически концепцию можно очень быстро внедрить и в других регионах.
Перечисленные два бренда – не единственные в портфолио X5. Гипермаркеты «Карусель» работают в формате, страдающем от экономической стагнации и от атак более мелких конкурентов. При этом лидер рынка гипермаркетов, «Лента», укрепляет свое лидерство, открывая компактные точки с недорогими товарами. Но, учитывая, что доля «Карусели» в общей выручке X5 к концу этого года снизится до 5,9%, вряд ли это серьезная проблема для компании.
Готовность к преодолению трудностей
Коммерческая модель Х5 предусмотрительно базируется на нескольких опорах, чтобы поддержать быстрый темп расширения сети. Кроме того, компания лидирует на российском рынке по введению инноваций в розничной сфере. Поддерживая постоянно высокий уровень инвестиций в технические системы, компания наработала базу знаний, ставящую ее на один уровень с ведущими мировыми игроками.
Х5 внедряет инновации на нескольких фронтах сразу. Собственная разработка ГИС (географическая информационная система) служит источником оптимальных локаций для дальнейшего расширения. Брендовые программы лояльности, внедренные ритейлером сравнительно недавно, обеспечивают постоянный приток данных в проект Smart Data X5, цель которого – создание персональных предложений для клиентов. Тестируются пилотные проекты по внедрению касс самообслуживания. Чтобы поддерживать высокий темп инноваций, Х5 выделила ресурсы для создания бизнес-инкубатора – сейчас в нем более 400 стартапов. Движение в этом направлении также поддерживается назначением бывших руководителей Lidl и Amazon в наблюдательный совет компании.
Шаг через границу
Несмотря на то что сегодня сеть сосредоточена на освоении домашнего рынка, устойчивые темпы роста позволяют предположить, что выход за пределы страны – лишь вопрос времени. По оценке компании, предел развития на российском рынке – 20 000 точек. Если ритейлер успешно справится с трудностями логистики за Уралом и с соблазном двигаться вперед путем простого тиражирования успешной модели, то очевидный путь развития один – выход на международный рынок.
Х5 – не новичок в международном розничном бизнесе. В прошлом «Пятерочка» выходила на рынки Украины, Молдавии и Казахстана, пусть и ненадолго. Учитывая опыт выхода на зарубежные рынки и работы в разных форматах, выход за пределы страны видится естественным шагом. Направление движения будет определять политическая и экономическая конъюнктура.
Себастьян Реннак – старший ритейл-аналитик в LZ Retailytics, специалист по рынкам стран Центральной и Восточной Европы и Балкан. Он родом из Германии, но уже более 15 лет работает с сектором продуктового ритейла в этом регионе и обладает глубоким знанием рынка.
До того как присоединиться к LZ Retailytics, Себастьян работал над рядом проектов по организации розничной деятельности для таких компаний, как Metro Group и Schwarz Group в Центральной и Восточной Европе. Глубокое знание рынка позволило ему участвовать в организации и развитии торговых концепций для национальных рынков, от гипермаркетов до дискаунтеров. В частности, в составе команды Metro Group по международной деятельности он готовил и сопровождал выход на украинский рынок гипермаркетов Real.
LZ Retailytics – недавно основанное международное аналитическое подразделение Lebensmittel Zeitung, ведущего немецкого издания, публикующего новости рынка FMCG и продуктового ритейла. Собрав команду отраслевых экспертов с богатым опытом работы в организации розничной торговли и аналитике, LZ Retailytics предлагает данные и аналитическую информацию по европейскому рынку продуктового ритейла ± от рыночной динамики и каналов продаж до детальной картины по отдельным брендам.
Команда LZ Retailytics поставляет результаты отраслевых исследований посредством инновационной цифровой платформы с полной поддержкой мобильных устройств, а также в форме семинаров и консультаций. Следите за новостями европейского розничного рынка с помощью бесплатных еженедельных отчетов LZ Retailytics.