Всё о продуктовой рознице

Многомудрые ценники

06 Октября 2014, 05:10 Юлия Мацкивская

Закон гласит, что любой товар должен иметь четкое обозначение цены, при этом указанные на ценнике цифры не должны отличаться от пробиваемых на кассе предприятия. Стоимость, указанная на ценнике, считается публичной офертой, и предприятие обязано обеспечить реализацию товара по указанной цене. Нередко в магазине возникает путаница или имеет место махинация с ценниками. Однако современные технологии дают возможность оградить от такого рода проблем и покупателей, и владельцев магазинов. В этом должны помочь электронные ценники (ЭЦ).

АВТОР: Юлия Мацкивская

В настоящее время электронные ценники активно используются за рубежом (Auchan, Spar, Walmart, Kohl's, Carrefour, Metro Cash and Carry, Kesko), российские же ритейлеры пока только присматриваются к ним, хотя первые системы электронных ценников появились на рынке еще в конце XX века. Некоторые иностранные сети, работающие в России, имели опыт внедрения этой технологии. Из российских игроков эту технологию опробовали в магазине «Карусель», но массового отклика она пока не получила.

Первые электронные ценники стоили дорого (в основном из-за высокой стоимости дисплея ценника). Кроме того, они были несовершенны: ценники часто выходили из строя, батарейки, от которой питался ценник, надолго не хватало, период окупаемости систем был очень длинным. С развитием технологий уменьшалась стоимость ценника, улучшалось его качество. Кроме того, внедрение электронных ценников влечет за собой необходимость доработки программного обеспечения, используемого в компании. Также потребуется немного «перестроить» мышление сотрудников, вовлеченных в бизнес-процессы магазина. Однако те компании, которые пришли к нам из Европы, готовы и поддерживают внедрение подобных решений.

 

Электроника на полке

Электронный ценник – современная замена его бумажного прототипа. Он представляет собой пластиковые панели со встроенным ЖК-дисплеем, в состав которого входит микросхема, радиомодуль бесконтактного управления, экран (LCD или «электронные чернила»), система автономного питания (батарейки хватает на 5–7 лет работы). Основная цель электронного ценника – актуальное отображение стоимости товара.

Электронные ценники бывают двух видов – сегментные и графические. «Первые позволяют отображать только число, в некоторых моделях также отображается символ валюты. Разрядность сегментного ценника, то есть число знаков до и после запятой имеет большое значение. Например, не адаптированный для России сегментный ценник имеет максимум 4 знака до запятой и 2 знака после запятой. Соответственно, максимальная цена, которую он может отображать, это 9999,99 руб., что в некоторых случаях может быть недостаточно», – объясняет Александр Федоров, глава отдела консалтинга и ритейла компании Wincor Nixdorf. Информация об артикуле товара, цену которого отображает сегментный ценник, наносится на устройство в виде бумажной полоски с его штрихкодом. Графические ценники имеют больше преимуществ, но их недостатком является более высокая цена по сравнению с сегментными моделями.

Беспроводная система ЭЦ состоит из трансивера (беспроводного устройства для передачи и приема сигнала), собственно ценников (пластиковых панелей с экраном, на котором размещается информация о товаре) и программного обеспечения, установленного на ПК (сервере). ПО сервера управления интегрируется с информационной системой торгового предприятия, откуда оно получает информацию о ценах товаров. Когда ритейлер изменяет цену товара, сервер управления автоматически посылает это изменение на ценник, привязанный к данной продукции.

В качестве канала общения с ценниками используют инфракрасный диапазон, радиоволны низкочастотного (38,4 КГц) и ультравысокочастотного диапазона (2,4–2,5 ГГц). Ранее существовали системы и с проводами, но они постепенно уходят в прошлое, так как в этом случае ценники не могут перемещаться вместе с товаром по залу, их нельзя установить в любом месте магазина. Системы, использующие инфракрасный диапазон, работают только в зоне прямой видимости между ценником и передатчиком/приемником. Для низких частот надо подбирать расположение передатчика так, чтобы оставаться в зоне действия обратной связи, докупать новые трансмиттеры и т.д.

Системы, работающие в диапазоне УВЧ 2,4–2,5 ГГц, лишены недостатков: система «общается» напрямую с каждым ценником, который отражает сигнал, приходящий от передатчика, модулируя его особым способом. Прохождение сигнала ничем не блокируется, и ценники могут свободно перемещаться вместе с товаром в случае его передвижений по торговому залу.

Ценники должны работать в широком диапазоне температур и влажности, предоставляя ритейлеру возможность устанавливать их на холодильные прилавки, в шкафы и витрины, а также рядом с овощами и фруктами. Они могут быть разных размеров, что позволяет их использовать и на полках с косметической продукцией, и на кронштейнах над фруктовыми и овощными развалами.

Системы электронных ценников могут передавать сообщения персоналу, они обладают встроенной памятью, что позволяет смотреть предыдущие сообщения. На ценниках есть специальная кнопка, нажимая на которую можно посмотреть содержимое памяти. Это можно сделать и удаленно при помощи специального пульта. Также система способна передавать рекламные сообщения покупателям – информацию о скидках, акциях и т.п.

 

Pro и contra

Конечно, главный недостаток системы ЭЦ – высокая цена. Стоимость электронных ценников может быть разной: здесь все зависит от размеров, типа и разрешения дисплея, а также от системы коммуникации. Здесь очень много влияющих на стоимость факторов – используемая технология (радиоканал или инфракрасная передача), уровень необходимых доработок в программном обеспечении (интеграция решений), тип используемых ценников, способы крепления ценников к стеллажам и полкам, в некоторых случаях необходимость вносить изменения в IТ-инфраструктуру.

Стоимость одного электронного ценника в зависимости от используемой технологии, его возможностей и размеров колеблется от 200 руб. до 1500 руб. Стоимость всей системы для одного объекта с использованием 2000 электронных ценников с учетом стоимости одного комплекта коммуникационного оборудования и программного обеспечения может составлять от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб. Нужно также помнить о необходимости интеграции с используемым ПО учета товара, что может привести к дополнительным финансовым затратам.

Но с каждым годом стоимость электронных ценников снижается. «За последний год она уменьшилась приблизительно на 20%. Хотя здесь нужно понимать, что при внедрении ЭЦ магазин также получает прямую экономию на процессе печати и замены традиционных ценников (в том числе за счет снижения расходов на бумагу, тонер и персонал)», – говорит Сергей Метасов, продакт-менеджер компании «Пилот».

При этом функциональные возможности ЭЦ расширяются, и преимущества их использования налицо. Во-первых, цена товара на полке, на кассе и в учетной системе всегда совпадает. Стоимость продукции можно менять несколько раз в день, не тратя лишнего времени. Переоценка происходит по всем ценникам или по группе товаров в зависимости от используемого фильтра. Смена цены в нескольких магазинах может производиться с места одного оператора. Для старта промоакций достаточно выставить таймер вступления предложения в силу, и электронный ценник автоматически объявит покупателям нужную цену в заданное время: особенно удобна эта функция для проведения акций типа «Счастливые часы». Помимо цены на указанный товар электронный ценник также может показывать дополнительную информацию – товар-спутник, дату поступления новой партии и т.д. Электронные ценники позволяют оперативно управлять доходами, меняя цену в течение дня. Использование системы электронных ценников помогает снизить операционные расходы, связанные с размещением продукции на полках, или уменьшить потери продаж из-за отсутствия товара в торговом зале. Электронные ценники, в отличие от бумажных, жестко крепятся на полку и не дают персоналу отклониться от товарной планограммы магазина.

 

Что год грядущий…

Возможно, основным трендом будет являться использование NFC-меток, установленных в электронных ценниках. Это позволит компаниям доносить информацию о товаре до покупателей в максимальных объемах.

Вторым трендом будет использование технологии Bluetooth LE (iBeacon). «С помощью этого решения покупатель может максимально удобно построить свой маршрут по магазину. А ритейлеру это решение позволит проводить маркетинговые акции наиболее эффективно. Покупатель просто проходит мимо полки с товаром и тут же получает оповещение на свое мобильное устройство, например, о скидке или распродаже», – считает Александр Федоров.

Особенно эффективно внедрение электронных ценников в масштабах всей сети, так как это позволяет радикально оптимизировать бизнес-процессы и при этом сэкономить на масштабе. «Наша компания накопила большой опыт работы с электронными ценниками и готова реализовать проект ЭЦ под ключ – для этого нам не хватает только смелой торговой сети, которая готова внедрять решение в магазине и тиражировать его на всю сеть», – заявляет Сергей Метасов.

Эксперты считают, что системы электронных ценников будут становиться все популярнее и дешеветь год от года, поскольку с развитием маркетинга и торговли неминуемо развитие технологий в бизнесе. Вероятно, через 10 лет с прилавков исчезнут привычные бумажные ценники, а их электронные собратья будут восприниматься не как новшество, а как обычное явление.

 

 

Информация на дисплее ЭЦ

  • Внутренний код товара
  • Местоположение товара (номер отдела, стеллажа, полки, ячейки)
  • Количество выставленного товара на полках
  • Дата последней поставки товара
  • Количество товара на складе
  • Сообщение «Отсутствует на складе»
  • Дата следующей поставки товара и его количество
  • Дата последнего изменения цены товара
  • Количество проданного товара за единицу времени (за день, за неделю и т.д.)

 

Что нужно для оснащения ЭЦ

Для оснащения магазина площадью менее 600 кв. м электронными ценниками, информация на которые поступает по радиоканалу, необходимо приобрести 1 передатчик CBS, 1 блок питания, 1 передающую антенну и 4 принимающих, программное обеспечение, а если ежедневно нужно учитывать валютные изменения, то и модуль интеграции. Количество электронных ценников определяется количеством товара. Стоимость одного ЭЦ в зависимости от используемой технологии, его возможностей и размеров колеблется от 200 до 1500 руб.

Выпуск журнала:

Многомудрые ценники

Закон гласит, что любой товар должен иметь четкое обозначение цены, при этом указанные на ценнике цифры не должны отличаться от пробиваемых на кассе предприятия. Стоимость, указанная на ценнике, считается публичной офертой, и предприятие обязано обеспечить реализацию товара по указанной цене. Нередко в магазине возникает путаница или имеет место махинация с ценниками. Однако современные технологии дают возможность оградить от такого рода проблем и покупателей, и владельцев магазинов. В этом должны помочь электронные ценники (ЭЦ).

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12