Всё о продуктовой рознице

Терминальный источник

28 Октября 2008, 05:10 Юлия Пильникова, Ольга Кулаковская

Ежегодно рынок электронных платежей растет на 30-80%, установка терминалов в магазинах выгодна как самим их владельцам, так и ритейлерам — она увеличивает прибыль торгового объекта и повышает лояльность покупателей.

Авторы: Юлия Пильникова, Ольга Кулаковская

Это удобно
Платежные терминалы приносят владельцам розничных магазинов дополнительную прибыль в виде арендной платы, а главное — привлекают в торговые объекты новых клиентов.
– Если у покупателя есть выбор — пойти в магазин без терминала или с терминалом, он предпочтет второй вариант, ведь там он может не только купить продукты, но и оплатить услуги сотовой связи, доступ в Интернет или счет за свет, — считает Ирина Алабина, заместитель генерального директора по маркетингу компании «ОСМП» (занимается продажей платежных терминалов QIWI). Разместив платежные терминалы, сеть может повысить лояльность покупателей к своему бренду, убеждена Римма Ремизова, директор по связям с общественностью Группы «Вестер».
– Мы уже более двух лет сотрудничаем с компанией «ОСМП» и стараемся размещать платежные терминалы в каждом торговом объекте нашей сети, в том числе за пределами России — в Украине, Казахстане, Белоруссии, — говорит Ремизова. Перечень услуг, которые можно оплатить с помощью терминала, определяет платежная сеть. Обычно он включает оплату услуг сотовой связи, интернет-провайдеров, счетов за жилищно-коммунальные услуги, оплату коммунальных платежей, погашение потребительского кредита, оплату телевидения, междугородной телефонной связи, денежные переводы.
По словам Алабиной, с помощью одного платежного терминала QIWI пользователь может оплатить услуги более 550 провайдеров. При этом пользователь, находясь в другом городе, при необходимости может оплатить услуги своего местного провайдера.
Кабинеты на улицах
Емкость российского рынка платежных терминалов сегодня составляет около $500 млн, ежегодно он растет от 30% до 80% в зависимости от региона, подсчитали в ROMIR Monitoring.
Парк российских автоматов самообслуживания насчитывает более 100 тыс. штук. Из них более 72 тыс. работают под розничным брендом QIWI компании «ОСМП». Второе место по числу аппаратов занимает Группа e-port, чей парк  автоматов самообслуживания насчитывает около 24 тыс. единиц оборудования. Остальные терминалы принадлежат 8-10 игрокам.
Москва — самый обеспеченный платежными терминалами город. Один терминал здесь приходится на 1300 жителей. Для сравнения: в Новосибирске плотность составляет один автомат на 3718 человек, в Перми — один автомат на 2880. Большая часть терминалов (около 85%) размещена в магазинах, супер- и гипермаркетах, а также ТЦ. Развитию рынка платежных терминалов способствует рост числа потребителей услуг (в первую очередь сотовой связи), быстрая окупаемость бизнеса, отсутствие серьезных законодательных барьеров, стремление к автоматизации всех операций и процедур. Кроме того, дополнительный стимул развитию рынка электронных платежных систем (ЭПС) дало подключение новых сервисов в 2008 году.
– С начала года через платежный сервис QIWI стала возможна оплата авиабилетов, погашение кредитов и пополнение банковских счетов и карт ряда ведущих банков страны,
оплата билетов на зрелищные и спортивные мероприятия, готовится проект по оплате железнодорожных билетов, — сообщила Ирина Алабина.
По словам Виктора Мелихова, представителя НПК «Фаворитъ», в некоторых регионах появилась возможность оплатить через терминалы штрафы ГИБДД.
Еще одна общая тенденция рынка — персонализация платежного сервиса. Например, в платежных терминалах QIWI пользователь может завести «личный кабинет», чтобы хранить номера счетов и телефонов, планировать платежи, а также получать напоминания о срочных платежах. С помощью «личного кабинета» можно отправлять sms-сообщения
и участвовать в розыгрышах. К базовым моделям терминалов теперь добавлены новые функции: возможность зарядки телефонов (с помощью выведенных разъемов для различных моделей телефонов), подключение телефонной трубки для предоставления услуги связи с оплатой звонка через терминал (аналог таксофона).
– К 2009 году парк платежных терминалов в России достигнет 150 тыс. единиц оборудования. После этого произойдет насыщение рынка, — считает менеджер по маркетингу торгово-промышленного холдинга Newest Global Technology Оксана Дрозенко.
Типы и виды
Терминалы делят на уличные, предназначенные для установки в помещениях, а также напольные и настенные. Есть модели, оборудованные дополнительными мониторами для демонстрации рекламных роликов, световыми коробами. По словам Алабиной, наиболее популярная модель в ассортименте «ОСМП» — это напольный терминал ОСМП 2М, который предназначен для установки в помещении. Из 25 тыс. платежных терминалов ОСМП, реализованных в 2007 году, на эту модель пришлось 65% продаж. В продажах компании NGT значительную долю тоже занимают напольные терминалы для установки в помещении — модели Elegant 2 и Classic 2. Как отмечает Дрозенко, у них современный дизайн и они просты в обслуживании.
Для малых помещений и узких проходов, где проблематично установить напольный терминал, Виктор Мелихов из НПК «Фаворитъ» рекомендует использовать навесные модели. Встраиваемые модели, по его словам, лучше других защищены от вскрытия, так как доступ внутрь оборудования осуществляется через заднюю панель.
– С начала 2008 года наметился рост популярности автоматов для уличной установки, — говорит Алабина из «ОСМП». — Продажа моделей ОСМП-Улица 2 и ОСМП-Улица 2М за первые шесть месяцев текущего года выросла в три раза по сравнению со вторым полугодием прошлого года.
И это неудивительно, ведь типичной ошибкой была и остается установка на улице терминалов, рассчитанных для помещения. В этом случае терминал не выдерживает перепада температур и выпадающих осадков, поскольку не оборудован системой отопления, вентиляцией, недостаточно герметичен и не обладает защитным стеклом для интерфейса.
Корпус уличных терминалов также должен быть защищен. Поэтому в качестве материала, как правило, используется двух- или трехмиллиметровая сталь. Не помешает и защита в виде специальных замков на дверцах. Хотя в большинстве случаев наличные деньги из автоматов самообслуживания или сами автоматы не крадут. По словам Алабиной, чаще хулиганы царапают и разрисовывают терминалы. Чтобы пресечь действия хулиганов, места установки платежных терминалов она рекомендует оборудовать видеокамерами, которые работают круглосуточно.
Государственное регулирование
Деятельность терминалов сегодня регулируют на основе Государственного кодекса РФ. Специальных нормативных документов пока не существует. В 2006 году Госдума попыталась урегулировать работу платежных терминалов, внеся изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Но попытка не увенчалась успехом. По словам Мелихова, если бы изменения были приняты, владельцы терминалов попали бы в зависимость от банков, которые могли бы взимать с них комиссии, увеличив тем самым стоимость услуг для конечных потребителей. Это привело бы к тому, что крупные игроки вытеснили бы с рынка мелких, и темпы развития рынка платежных терминалов существенно сократились бы.
В итоге изменения только внесли еще большую неясность и тем самым подтвердили необходимость отдельного законодательного регулирования. Проект Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» будет рассмотрен в ноябре этого года. Он должен закрепить основные понятия будущего закона.
– Обязательным условием приема платежей физических лиц станет использование контрольно-кассовой техники. При этом фискальный регистратор должен быть включен в Госреестр ККМ, — рассказывает Оксана Дрозенко.
– Переоснащение терминалов, сопряжение контрольно-кассовых машин с программным обеспечением платежных систем — недешевое удовольствие. И надо учитывать, что рынок платежных терминалов в центральной части России сегодня на 80% сформирован, — отмечает Виктор Мелихов.
Законопроект предусматривает также особые требования к кассовому чеку, который платежный агент выдает плательщику, в том числе указание в чеке отдельных реквизитов.
Компании, работающие на рынке моментальных платежей, ищут выход из ситуации. Так, например, киоски «Нетто Чек» компании «Нетто Процессинг» интегрируются с кассовой системой магазина. В этом случае у контролирующих органов не возникает претензий к отсутствию контрольно-кассового аппарата в терминале. Покупатель вводит реквизиты платежа, как на обычном терминале, но не вносит деньги, а получает квитанцию со штрихкодом. А в случае с коммунальными платежами покупатель использует встроенный в киоск сканер, считывает штрихкод, напечатанный на коммунальной квитанции, после чего реквизиты платежа вносятся автоматически. Кассиру остается только отсканировать уже готовый штрихкод и принять платеж. Поскольку он не вносит никакие реквизиты платежа, все проверки уже проведены на самом киоске, это ускоряет время обслуживания покупателей кассирами. При необходимости покупателю выдается сдача.
– Сегодня среди наших партнеров сети «Дикси», «Магнит», «Вестер», «Провиант», «АТ Маркет» и другие, — говорит Андрей Калашников, коммерческий директор компании «Нетто Процессинг». — Поскольку решение новое, изначально не все сети были готовы его внедрить. Теперь ситуация изменилась — некоторые ритейлеры уже сами к нам обращаются, видя подобное решение в соседних торговых сетях.
Наиболее популярная модель терминала, которую предлагает «Нетто Процессинг», — это двухмониторный киоск «Нетто Чек». Нижний монитор с диагональю 17 дюймов предназначен для отображения реквизитов и другой информации для пользователя, а верхний с диагональю 22 дюйма выступает рекламно-информационным носителем. Таким образом, магазин может размещать собственную рекламу либо рекламу поставщиков.
Место установки
Терминалы имеет смысл устанавливать в магазинах с проходимостью 500 покупателей в сутки. Классическое место размещения оборудования — на входе-выходе из магазина.
– Когда в закассовой зоне свободных площадей нет, мы размещаем арендаторов непосредственно на торговой площади гипермаркета, в таком случае покупатель получает дополнительный сервис прямо в торговом зале, — рассказывает Римма Ремизова. — С другой стороны, если размещать терминалы в закассовой зоне, то пользоваться ими смогут не только покупатели нашей сети, но и другие посетители торгового центра.
Установка терминалов чаще всего происходит на условиях аренды. По данным Виктора Мелихова, в среднем аренда обходится в $200/кв. м в месяц. Однако этот показатель сильно зависит от региона России, в котором планируется установка, посещаемости магазина, пожеланий арендодателя и т. д.
– В центре Москвы стоимость аренды может достигать и 20 тыс. руб./кв. м в месяц, а в каком-нибудь региональном несетевом продуктовом магазине — всего 500-1000 руб./кв. м, — отмечает Оксана Дрозенко.
В случае компании «Нетто Процессинг» арендная плата по киоскам «Нетто Чек» не выплачивается, доход ритейлера составляет от 0,5% до 5% от принятых платежей в зависимости от оператора.
Техническим обслуживанием терминалов, как правило, занимаются официальные представители фирм-производителей, текущим сопровождением (заменой чековой ленты, инкассированием) — специалисты процессинга и службы инкассации. За сохранность аппаратов обычно отвечает служба безопасности, авторизованная компанией-продавцом терминала, либо охранная служба самой сети.
Кому выгодно
В большинстве случаев собственником платежных терминалов выступает агент платежной системы. Но иногда сам ритейлер заинтересован в подобном проекте и готов стать владельцем платежного оборудования. По словам Алабиной, компания «ОСМП» уже реализовала ряд совместных проектов с компаниями «Перекресток», «Пятерочка», «Евросеть», «Связной», «Беталинк», «ТС Ритейл», «Цифроград» и «Мегафон». Если ритейлер сам хочет стать владельцем терминалов в своих магазинах, он должен, как и любой другой агент, закупить оборудование и подключить его к сети переменного тока с напряжением 220 В. Средняя стоимость терминала составляет 70-80 тыс. руб. После покупки оборудования необходимо заключить двусторонний договор с выбранным оператором платежных систем. Затем приобрести специальную SIM-карту в любом салоне связи города и подключить услугу GPRS. SIM-карта предоставляется организатору платежной системы для тестирования и настройки.
Далее необходимо произвести авансовый платеж (с этого депозита будет сниматься сумма, которую уплачивает покупатель, с вычетом комиссии произведенного платежа), получить от организатора платежной системы личный логин и пароль для контроля за состоянием депозита и текущих операций на терминале, и можно работать. Прибыль владельца терминала складывается из внутренней комиссии за прием платежей,  статической и динамической рекламы, размещаемой на аппаратах, и вознаграждения от провайдеров. При 150 транзакциях в день на сумму 100 руб. и комиссии 5% (комиссия оператора + внутренняя комиссия) доход с одного терминала составляет 22 тыс. руб.

Выпуск журнала:

Терминальный источник

Ежегодно рынок электронных платежей растет на 30-80%, установка терминалов в магазинах выгодна как самим их владельцам, так и ритейлерам — она увеличивает прибыль торгового объекта и повышает лояльность покупателей.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12