Всё о продуктовой рознице

Глобальное потепление

13 Мая 2019, 09:05 Ольга Еремина

В 2018 году производитель овощей защищенного грунта «ЭКО-культура» принял новую стратегию развития, согласно которой компания сфокусируется на выпуске фасованной продукции с более высокой маржинальностью. Это позволит покрыть растущие затраты на энергоресурсы и реализовать глобальный проект по импортозамещению на рынке тепличных томатов. К 2023 году холдинг планирует занять до 30% рынка томатов за счет вытеснения импорта в данной категории.

VVZ_76.jpg

Выращиванием овощей защищенного грунта агрохолдинг «ЭКО-культура» начал активно заниматься еще в 2011 году с введением в эксплуатацию первого тепличного комплекса в Ставропольском крае. На тот момент отрасль находилась практически в зачаточном состоянии: не было производственных мощностей, отработанной технологии и специалистов с необходимыми навыками. Историческая специализация нашей страны на возделывании культур в открытом пространстве обусловила соответствующую структуру рынка – львиная доля тепличных овощей приходилась на импорт. Только в 2010–2012 годах стали появляться первые меры государственной поддержки сельхозпроизводителей, и, увидев интерес властей к данному направлению, акционеры компании «ЭКО-культура» решили вложить средства в тепличное хозяйство. Успешный запуск первого тепличного комплекса, а впоследствии и санкции 2014 года, усилившие курс на импортозамещение, подтвердили правильность выбранного пути.

Поменять климат

Всего за несколько лет «ЭКО-культуре», в том числе благодаря мерам господдержки, удалось значительно расширить производство овощей защищенного грунта. На сегодняшний день мощности холдинга насчитывают более 145 га высокотехнологичных теплиц в Ставропольском крае, Ленинградской и Липецкой областях, а годовой объем выпуска достигает 65 тыс. т. В структуру компании входят семь действующих тепличных комплексов. Инвестиции в строительство теплиц составили 51 млрд руб.

В 2019 году предприятие планирует увеличить производство овощей закрытого грунта до 80 тыс. т., введя в оборот в 2019 году дополнительные 88 га. А в следующем году компания выведет еще 170 га теплиц, что даст рост производительности примерно на 17 тыс. т. «Наш холдинг непрерывно развивается: идет строительство новых тепличных комплексов, приобретаются новые активы, как в традиционных для нас сегментах, так и в совершенно новых, которые обеспечат нам рост в долгосрочной перспективе, – свидетельствует президент АПХ «ЭКО-культура» Александр Рудаков. – В 2018 году получили новый импульс наши зарубежные проекты. В Казахстане, Узбекистане и Китае идет интенсивная работа. Будут построены новые тепличные комплексы, а также будем высаживать культуры в открытом грунте».

Согласно принятой недавно стратегии развития к 2023 году в России планируется расширение площади теплиц до 500–550 га. На это будет потрачено в совокупности около 150 млрд руб. Сегодня строительство ведется в Краснодарском и Ставропольском краях, в Московской, Ленинградской, Воронежской, Липецкой и Тульской областях. Совокупные площади тепличных комплексов агрохолдинга «ЭКО-культура» по производству овощей в России, Казахстане, Узбекистане и Китае в 2024 году превысят 1000 га, а годовой объем производимой продукции – 600 тыс. т.

Развитию способствовало не только техническое оснащение, но и совершенствование технологии, а также получение сотрудниками необходимых навыков работы в защищенном грунте, подчеркивает вице-президент по стратегии и маркетингу АПХ «ЭКО-культура» Сергей Фоменков. «Беда многих тепличных комплексов – отсутствие квалифицированных кадров, ведь до недавнего времени специалистов для работы в защищенном грунте не готовил ни один институт, так как в России это направление не было развито, – поясняет он. – Нам пришлось привозить и адаптировать здесь западные технологии. В результате методом проб и ошибок мы создали свою методологию по защите, кормлению растений, обучили сотрудников».

Синьор Помидор

Основной возделываемой в холдинге культурой являются томаты, занимающие в структуре производства до 90%. Кроме того, на предприятии выращивают огурцы, салаты и баклажаны. «Мы делаем упор на томат, потому что по этой культуре наблюдается дефицит отечественной продукции, и мы стремимся заместить импорт, – подчеркивает Александр Рудаков. – Однако планируется увеличить и площади для выращивания огурцов. По огурцу рынок близок к насыщению, но надо учитывать тот факт, что старые теплицы активно выбывают из строя. Это 2 тыс. га, за пять-шесть лет половина из них будут неэффективны, и их закроют. И мы будем их замещать».

По словам Сергея Фоменкова, пока мощностей в России еще не так много, чтобы создать жесткую конкуренцию импортным томатам. До сих пор на импортные овощи приходится до 40% отечественного рынка, однако при государственной поддержке данный показатель может сократиться до 20–30%. При этом доля «ЭКО-культуры» в категории овощей защищенного грунта, по оценкам самой компании, составляет 6–7%, в 2023 году планируется нарастить ее до 30%.

Кроме овощей «ЭКО-культура» собирается производить яблоки и груши. Сегодня выручка агрохолдинга составляет около 8 млрд руб. К 2023 году с учетом бизнеса по производству фруктов эта цифра достигнет €1 млрд в текущих ценах. «Мы идем в интенсивное садоводство, в Ставропольском крае начинаем большой проект, будем сажать около 800 га яблоневых садов, рассматриваем также другие культуры. Мы приобрели действующее хозяйство, там уже есть небольшие площади, будем закладывать 300 га новых интенсивных садов в этом году», – делится Александр Рудаков.

IMG_4603.jpg

Ближе к потребителю

Сегодня российское овощеводство закрытого грунта, согласно оценке холдинга, растет в среднем на 20–25% в год, чему способствуют как заградительные пошлины на ввоз импортного товара, так и рост интереса потребителей к отечественному продукту. «Преимущество российских овощей перед зарубежными в свежести и натуральности, ведь сельхозплощадки располагаются в непосредственной близости к покупателю, – замечает Сергей Фоменков. – Мы понимаем, насколько важны качество и органолептика, для того чтобы обеспечить повторную покупку, поэтому не применяем химические средства защиты растений. Опылением занимаются шмели, а с вредителями борются насекомые-энтомофаги. Более того, поддержание стабильно высокого качества позволяет нам не тратить деньги на рекламу, нам не нужно специально продвигать продукт».

Развитие отрасли все еще сдерживается, в первую очередь из-за высоких затрат на строительство теплиц, хотя срок окупаемости таких проектов относительно невысокий по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства – около восьми лет. «Сегодня при строительстве тепличного комплекса мы стараемся максимально оптимизировать наши расходы на возведение и оснащение объекта, – рассказывает Сергей Фоменков. – Каркасные элементы теплицы, системы управления поливом, жизнеобеспечения и контроля по возможности комплектуются продукцией отечественного производства. Для проектирования объектов приглашаются российские компании. Хотя специализированных предприятий, изготавливающих комплектующие для тепличных комплексов в России, практически нет».

В упадочном состоянии находится и семеноводческий комплекс по выращиванию овощей защищенного грунта. Из-за отсутствия отечественных аналогов компания вынуждена полностью использовать гибриды импортного производства.

Однако наиболее сильное давление на отрасль, по словам Сергея Фоменкова, оказывают возросшие тарифы на энергоносители. Как известно, тепличное хозяйство особо чувствительно к данной статье расходов, поскольку в теплицах всегда нужно поддерживать необходимый уровень освещения и температуры. Затраты на энергоресурсы доходят до 50% в себестоимости продукции в зависимости от сорта и световой зоны. В результате любое колебание тарифов негативно отражается на доходности предприятия и цене реализации.

Ценный ориентир

В 2018 году в холдинге была принята новая стратегия развития, ориентированная на выпуск более маржинальной фасованной продукции, которая будет позиционироваться в среднем и премиальном ценовых сегментах. Данный шаг позволит в первую очередь избежать возрастающего энергетического давления. «В последние годы мы оказались между молотом и наковальней: с одной стороны, продолжалось падение покупательной способности, а с другой – быстрый рост энерготарифов. Не имея возможности бесконечно повышать отпускную цену продукции, мы решили сфокусироваться на выращивании высокомаржинальных томатов. Это позволит держать справедливую цену на весь ассортимент и в то же время окупить затраты, вложения в тепличную отрасль», – комментирует Сергей Фоменков.

В частности, планируется увеличить объем выпуска черри, сливовидных и розовых томатов с высоким Брикс (выражает концентрацию растворенной в воде сахарозы к жидкости в массовых процентах). Маржинальность таких продуктов выше примерно на 20% по сравнению с традиционными томатами.

Фокусировка на выпуске фасованной продукции отвечает также тренду на порционность и удобство. В компании уверены, что круг ситуаций потребления овощей должен расшириться, а овощи – стать удобным перекусом. «Мы стремимся, чтобы черри стал у россиян элементом перекуса. Благодаря небольшому размеру и удобной фасовке этот сорт может смело стать повседневной закуской, заменив вредные конфеты или фастфуд, – считает Сергей Фоменков. – Помидоры могут употребляться и вместо томатного сока, так как богаты пектином и клетчаткой. За счет расширения круга ситуаций потребления увеличится объем приобретаемой продукции, что даст новый толчок развитию отрасли».

За последний год в компании увеличили долю фасованной продукции с 25 до 60% в общем объеме реализации. Пока же на российском рынке овощей фасовка занимает не более 25%, остальное продается на вес.

В рамках реализации стратегии «ЭКО-культура» намерена развивать собственные мощности по хранению и обработке продукции, в том числе для круглогодичного сбора урожая. Планируется развитие действующих и открытие новых распределительных центров в ключевых регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Липецке и Челябинске. А к 2023 году должны работать до семи распределительных центров. «Продукты компании реализуются в основном на территории России. Как правило, потребители доверяют местным производителям и активнее приобретают продукцию, которая выращена в их регионе, – замечает Сергей Фоменков. – Учитывая это обстоятельство, рядом с тепличными комплексами мы устанавливаем распределительные центры. Таким образом мы сокращаем логистическое плечо и гарантируем оперативную доставку свежей продукции в магазины».

Все на сборы

По данным BusinesStat, за 2013–2017 годы объем продаж томатов в стране увеличился всего на 0,6%, с 1,85 до 1,87 млн т. Серьезное сокращение произошло в 2015–2016 годах на фоне падения реальных доходов населения, роста цен и уменьшения предложения со стороны крупнейшего зарубежного поставщика томатов – Турции. В 2017 году продажи выросли на 10,6%, чему способствовало снижение розничной цены на 3,6% вследствие увеличения объемов предложения – как со стороны российских производителей, так и импортных поставщиков.

Несмотря на то что развитие овощеводства является одним из приоритетов политики правительства в сельском хозяйстве, особенно в условиях активного процесса импортозамещения, доля импорта на российском рынке помидоров пока высока, отмечают в BusinesStat. По данным аналитиков, в зимний сезон страна обеспечена свежими томатами внутреннего производства всего на 20–25%, остальная доля рынка в этот период принадлежит импортной продукции. Ситуация меняется по мере строительства и ввода в эксплуатацию новых тепличных комплексов в стране. Так, за 2013–2017 годы валовой сбор томатов закрытого грунта в сельскохозяйственных организациях, согласно оценке BusinesStat, вырос на 118,9 тыс. т, а импорт помидоров сократился на 351,4 тыс. т (с 874,3 до 522,9 тыс. т).

В BusinesStat прогнозируют дальнейший рост продаж томатов в 2018–2022 годах примерно на 3,5–11% ежегодно. В 2022-м они составят 2,51 млн т, что превысит уровень 2017-го на 34,7%.

48-51_Postavchik.jpg

Тепличный бум

В 2012–2014 годах российский рынок тепличных овощей характеризовался высокими объемами импортных поставок, низким уровнем самообеспеченности, невысоким объемом предложения российской продукции. Ощутимое сокращение импортных поставок огурцов и помидоров на российский рынок в 2015–2016 годах послужило стимулом для более полного задействования уже существующих тепличных мощностей и широкомасштабных инвестиций в новые проекты – начался «тепличный бум», заключают в экспертно-аналитическом центре агробизнеса «АБ-Центр».

Уже по итогам 2017 года объем российского рынка огурцов защищенного грунта и душевое потребление превысили показатели 2014-го, составив, по данным аналитиков, 762,4 тыс. т и 5,2 кг на человека. При этом самообеспеченность (отношение объема производства к объему потребления) достигла 80,1% против 66,8% в 2014-м. В 2018 году тренд в сторону расширения объема рынка продолжился. Согласно предварительным расчетам «АБ-Центра», по итогам 2018-го объем рынка огурцов составит 812,5 тыс. т, среднедушевое потребление – 5,5 кг, а самообеспеченность – около 85%.

Что касается помидоров защищенного грунта, то, несмотря на ощутимые приросты производства, совокупный уровень предложения отечественной и импортной продукции, а также душевое потребление все еще меньше тех значений, которые отмечались в 2013–2014 годах. Так, в 2014 году объем рынка с учетом импортной продукции, по данным «АБ-Центра», находился на отметках в 1093,2 тыс. т, в 2016 году он сократился до 728,4 тыс. т, а в 2017 году произошло восстановление показателей до 849,1 тыс. т. По итогам 2018 года аналитиками ожидалось восстановление объема до 894,7 тыс. т. При этом самообеспеченность помидорами защищенного грунта в 2017 году находилась на уровне 39,5%, а в 2018-м достигнет 41,4%.

Коментарии (0)
Читайте также
10 Июля 2019, 10:07
26 Июня 2019, 01:06
16 Апреля 2019, 09:04