Всё о продуктовой рознице

Разогретый рынок

28 Ноября 2011, 06:11 Ольга Еремина

Являясь одним из самых динамично развивающихся в категории замороженных продуктов, рынок готовых блюд вырос в 2010 году, по разным оценкам, от 15 до 45%. Неоднозначные выводы прежде всего свидетельствуют о том, что сегмент окончательно не устоялся. Однако аналитики считают, что постоянный спрос на продукцию уже сформирован. В дальнейшем он и станет основным драйвером роста категории.

Неоднозначные выводы прежде всего свидетельствуют о том, что сегмент окончательно не устоялся. Однако аналитики считают, что постоянный спрос на продукцию уже сформирован. В дальнейшем он и станет основным драйвером роста категории.

АВТОР: Ольга Еремина


Неоднозначный рост

Прийти к единому мнению касательно объемов рынка готовых блюд аналитикам достаточно сложно, ведь пока нет четкого перечня продуктов, которые можно отнести к сегменту замороженных готовых обедов. «Рынок готовых блюд в России оценить достаточно сложно, поскольку до сих пор существуют разночтения, какие продукты включать в этот список – замороженные и охлажденные или еще сублимированные и стерилизованные, – отмечает консультант компании «Конкорд Кулинарная линия» Дункан Блэк. – По неподтвержденным данным, рынок замороженных и охлажденных обедов составляет 30 млрд руб. в год».

Некоторые агентства, считая категорию сравнительно молодой, просто не берутся оценивать ее в качестве отдельного рынка. Так, по данным Intesco Research Group, в 2010 году суммарное производство готовых блюд из рыбы, мяса и морепродуктов, включая замороженную и охлажденную продукцию, а также консервированные готовые блюда из ракообразных, моллюсков, составило 190 тыс. т, что на 45% больше, чем в 2009-м. Такое существенное увеличение показателя аналитики связывают в первую очередь с ростом объема выпуска мясных и мясосодержащих кулинарных изделий на 103%.

А по данным «АМИ ВЕТРА-маркетинг», объем рынка готовых к употреблению первых и вторых блюд в 2010 году составил 55–60 тыс. т. В компании «РусФудМенеджмент» дают менее оптимистичную оценку рынка – всего 8,5–9 тыс. т и 10–15% повышение. «Рынок готовых блюд находится на подъеме, и мы видим это по растущему числу марок в товарной группе, – констатирует бренд-менеджер коммерческого департамента компании «РусФудМенеджмент» Сергей Сазонов. – Основными драйверами роста в категории по-прежнему служат ускоряющийся темп жизни в крупных городах и нежелание городских жителей проводить время у плиты. Однако текущая экономическая ситуация сдерживает повышение рынка. По сравнению с докризисным периодом, когда рост составлял 35–45% в год, сегодня, по нашей оценке, он не превышает 10–15%». Действительно, по информации «Экспресс-Обзор», в 2006–2009 годах объем продаж готовых обедов ежегодно повышался в среднем на 44% в натуральном выражении.


Из-за разнородности категории денежная оценка объема российского рынка готовых к употреблению первых и вторых обеденных блюд варьировалась в 2010 году в широких пределах – от $160 до 170 млн, отмечает «АМИ ВЕТРА-маркетинг». По словам Сергея Сазонова из «РусФудМенеджмента», сегодня рынок замороженных готовых блюд составляет 1,7–2 млрд руб.


Правда, первый квартал 2011 года для этого сегмента стал скорее негативным из-за опережающего увеличения расходов населения на другие потребительские товары и услуги. По оценке «АМИ ВЕТРА-маркетинг», снижение продаж составило около 5-6%. «Как и на рынке замороженной продукции, перспективы развития в 2011–2012 годах неоднозначны, – отмечает маркетолог компании «Невская трапеза» Сергей Сорокин. – Основная проблема – опережающий рост стоимости продуктов питания. Согласно оценке Росстата, в 2010 году цены увеличились на 12,9%. В этом году повышение может составить 18–20%, чему будет способствовать резкий скачок цен на энергоносители и увеличение прочих издержек производителей». По словам генерального директора компании «МГФМ» Рены Мурадовой, сырье дорожает ежедневно, и, чтобы сгладить рост отпускных цен, компания старается переходить на использование отечественного сырья. И хотя доля импортных ингредиентов постоянно снижается, отечественного сырья не всегда достаточно для производства, а его качество оставляет желать лучшего.

Розничные цены на кулинарные изделия из птицы в 2010 году выросли незначительно, на 4%, то есть гораздо меньше, чем в предыдущие годы, отмечается в исследовании Intesco Research Group. По данным аналитиков, в 2009 году средняя цена за килограмм этой продукции выросла на 14,5%. «В первой половине 2011 года потребителю было необходимо заплатить в среднем 187 руб. за 1 кг изделий из птицы, а в августе стоимость увеличилась до 188,4 руб./кг», – говорит руководитель отдела маркетинговых исследований Intesco Research Group Юлия Шпонкина.

Хотя сегмент в целом и можно считать одним из наиболее перспективных, пока на рынке заморозки он занимает около 3-4% в натуральном выражении, подсчитали в «АМИ ВЕТРА-маркетинг». По словам вице-президента компании «Продукты Питания» Дамира Имамовича, в стоимостном выражении доля выше, поскольку готовые блюда относятся к категории более дорогих продуктов сегмента средний+. «Если смотреть на рынок замороженных продуктов в целом, то готовые блюда занимают небольшую его часть – около 1% по объему и 1,5–1,7% по деньгам», – подтверждает Сергей Сазонов.


Разогрел - и на стол

Основное отличие готового блюда от традиционной замороженной или охлажденной продукции – способ его приготовления. Такой продукт достаточно только разогреть в микроволновой печи или духовке. По определению компании «Продукты Питания», готовые обеды – это полностью готовые блюда, комбинированные из основного блюда (мясо) в сочетании с гарниром. К выпуску первых продуктов категории готовых обедов компания «Продукты Питания» приступила в начале 2005 года, когда на рынок была выведена лазанья от «Золотого Петушка» – тонкие пласты теста из твердых сортов пшеницы с различными начинками и соусами.


Блюдо на второе

Видя растущую популярность готовых блюд среди потребителей, игроки рынка замороженной продукции начинают осваивать эту перспективную нишу. Так, компания «Ортика Фрозен Фудс» недавно выпустила новую линейку готовых обедов серии «Блюда мира», а компания «МГФМ» вывела на рынок жареные пельмени. «До этого мы изготавливали только замороженные полуфабрикаты, – делится Рена Мурадова. – Решение о выходе в новую категорию было обусловлено незначительным падением спроса на традиционную заморозку в сети «Гиперглобус», с которой мы активно работаем. Кроме того, мы увидели растущую потребность в готовых блюдах, особенно в жареных пельменях, со стороны наших клиентов. Пока планируем выпускать продукцию трех видов: с паприкой, с сыром и классические жареные пельмени».

В 2009 году готовые быстрозамороженные мясные блюда с гарниром и мясные пироги с начинкой в России выпускали 25 компаний, отмечают в Intesco Research Group. Крупнейшие из них – ТПК «Вилон», Клинский мясоптицекомбинат и «Сибирский гурман», их продукция сформировала 88% предложения на российском рынке. В структуре производства кулинарных изделий из рыбы из 72 отечественных компаний аналитики Intesco Research Group выделяют двух основных игроков – «Вичюнай-Русь» и «Рыбообрабатывающий комбинат № 1», на долю которых в 2009 году пришлось более 85% всей продукции. В сегменте мясных кулинарных изделий в 2009 году было представлено около 145 предприятий. В целом по рынку готовых блюд за период август 2010-го – июль 2011 года, согласно подсчетам «Nielsen Россия», доля крупнейших компаний – «Мираторг», «Вилон» и SADIA – составила 64,6% в натуральном выражении.

Тем не менее пока рынок готовых обеденных блюд не является высококонкурентным, отмечает Дамир Имамович. «Даже ассортиментная линейка дискаунтера состоит из 8–12 наименований пельменей разных производителей, при этом сегмент готовых блюд в лучшем случае представлен тремя-четырьмя позициями одного игрока, максимум – двух, – констатирует он. – Не лучше ситуация и в крупных супермаркетах. Ценовая конкуренция скорее отсутствует, а потребитель при выборе ориентируется на свои вкусовые пристрастия и распространенность в рознице».


Холодное решение

Отмечая потенциал российского рынка готовых охлажденных и замороженных блюд, компания «Конкорд Кулинарная линия», производящая обеды для коллективного питания, весной 2011 года решила выйти в розницу. Теперь в сетевом ритейле представлено 22 наименования производителя: супы «На первое» (9 SKU), вторые блюда «На второе» (7 SKU), а также замороженная выпечка Pirozhki. «В России рынок готовых охлажденных блюд развит слабо, – отмечает генеральный директор группы компаний «Конкорд» Евгений Пригожин. – Если на Западе в торговых сетях их объем достигает 20% общего количества продуктов питания, то в России этот показатель составляет всего 1%».

По мнению консультанта компании «Конкорд Кулинарная линия» Дункана Блэка, рынки замороженной и охлажденной продукции занимают совершенно разные ниши. «Исследование, проведенное в розничных сетях Великобритании в конце ноября 2010 года, показало, что у замороженных и свежих охлажденных блюд нет ничего общего, – говорит он. – В Tesco на прилавке с замороженными продуктами было отмечено девять наименований, а на витрине с охлажденными продуктами – более 200, в Sainsburys – около 12 позиций замороженных продуктов и более 300 охлажденных».


По информации Intesco Research Group, сегмент кулинарных изделий из рыбы в 2010 году занимал 58% рынка, готовых мясных и мясосодержащих продуктов – 40%, остальное пришлось на готовые блюда из ракообразных и моллюсков. В структуре ассортимента доля вторых обеденных блюд составила 80%, а первых – 20%, подсчитали в компании «Продукты Питания». Существенного изменения структуры потребления, считают аналитики агентства Intesco Research Group, в ближайшее время не произойдет, а тенденция увеличения потребительского спроса повысит конкуренцию между производителями, которые будут вынуждены стать более клиентоориентированными и расширять продуктовую линейку.

Рост рынка замороженных готовых блюд в ближайшие два года в компании «Продукты Питания» прогнозируют в среднем на 5% в натуральном выражении. «Итоги 2012–2013 годов во многом будут зависеть от общего состояния потребительских доходов. Пока перспективы выглядят умеренно пессимистично. Значительного сокращения рынка не будет, поскольку на продукцию сформировался устойчивый спрос. Но активного роста тоже ожидать не приходится, ведь уверенность в стабильности ситуации убавилась», – рассуждает Дамир Имамович.

Выпуск журнала:

Разогретый рынок

Являясь одним из самых динамично развивающихся в категории замороженных продуктов, рынок готовых блюд вырос в 2010 году, по разным оценкам, от 15 до 45%. Неоднозначные выводы прежде всего свидетельствуют о том, что сегмент окончательно не устоялся. Однако считают, что постоянный спрос на продукцию уже сформирован.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Эпоха ЭДО
21 Октября 2020, 03:10
Новости
Временный эффект
14 Октября 2020, 09:10
Новости
Русские горки
07 Октября 2020, 02:10
Читайте также
07 Октября 2020, 02:10
04 Августа 2020, 01:08