Всё о продуктовой рознице

Ритейл на гребне волны

15 Декабря 2010, 12:12

27 ноября журнал «Мое дело. Магазин» провел вторую ежегодную конференцию «Ритейл на гребне волны. Стратегии и тактики крепких игроков».

О том, что ждет российский розничный рынок в 2010 году – очередная волна кризиса или подъем, – рассказали в ходе первой сессии владельцы и руководители розничных сетей. Каким будет розничный рынок после вступления в силу закона о торговле? Как будут развиваться отношения ритейлеров с поставщиками? Поможет ли закон о торговле улучшить конкурентную среду на российском розничном рынке?

Своими прогнозами на следующий год поделились Андрей Холопов, президент компании «Алекс-Ростов» и сети «В двух шагах»; Ярослав Шиллер, директор по стратегическому развитию и качеству «Системы РегионМарт»; Юрий Никитин, генеральный директор ТД «Аникс»; Владислав Егоров, председатель совета директоров сети «АБК». Влияние закона о торговле на российский ритейл прокомментировала Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России.

Ведущим сессии выступил Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации.

Вторая и третья сессии были посвящены практическим решениям в розничной торговле. Докладчики рассказали о своем опыте поиска резервов финансирования внутри компании, когда товарные и банковские кредиты ограничены.

Сергей Маляр, директор по персоналу Центрального дивизиона Х5 Retail Group, рассказал о внедрении гибких графиков для линейного персонала. По его словам, к такой реформе компанию подтолкнуло несколько проблем, в том числе очереди на кассах в часы пик, неэффективное распределение работников в течение дня, недели или месяца, невозможность гибкого планирования работы при болезнях или увольнениях сотрудников и т. д.

В своей презентации Сергей Маляр детально рассказал об особенностях внедрения гибкого графика, проблемах, которые при этом возникали, и их решениях. В компании изучили плановые и фактические графики работы персонала, замерили занятость сотрудников по каждой должности в течение рабочего дня. Провели измерение покупательского потока, исходя из времени суток и дня недели (по числу чеков). На основе этих исследований в компании были разработаны варианты гибких графиков работы. И в нескольких магазинах проведены пилотные проекты их внедрения, а затем разработана единая процедура составления гибкого расписания для сотрудников кассы и торгового зала по итогам проведения пилотного проекта. Директора магазинов, сотрудники службы персонала, региональные директора по торговле и супервайзеры прошли соответствующее обучение.

По словам Сергея Маляра, осуществлению проекта мешало сопротивление администрации магазинов, а также отсутствие в составе коллективов магазинов сотрудников, готовых работать в среднюю смену по графику 5 через 2.

Однако в результате внедрения гибких графиков компания добилась заметного улучшения в работе операционного бизнеса. В часы пик теперь работает максимальное количество кассиров на всех кассовых аппаратах. Уменьшились очереди покупателей на кассах. Появилась возможность планировать вывод необходимого количества персонала в выходные и праздничные дни.

Юрий Никитин, генеральный директор ТД «Аникс», рассказал об оптимизации издержек в своей компании. Осуществление программ по сокращению затрат позволило не только удержать уровень коммерческих расходов, но и снизить его в период продолжающегося роста сети. В 2005?2008 годах коммерческие расходы на содержание магазинов колебались в районе 19,3?19,5 % от товарооборота. В 2009 году они снизились до 18,7 %.

Постоянное повышение производительности труда позволяет удержать затраты на ФОТ магазинов ТС «Аникс» в пределах 4 % к т / о. В 2009 году удалось даже снизить этот показатель до 3,8 % с 4,1 % в 2008 г. При этом производительность труда за четыре года выросла со 140 тыс. руб. на человека в месяц до 255 тыс. руб.

В ТД «Аникс» постоянно ведется работа по оптимизации бизнес-процессов в магазине. Всего за 2009 год в компании внедрено 18 технологий, направленных на увеличение производительности персонала и связанных с автоматизацией и оптимизацией бизнес-процессов. Кроме того, в 2009 году автоматизация и совершенствование технологий позволили снизить затраты на логистику на 8 % (до 4,3 % к товарообороту).
Внедрение энергосберегающих технологий привело к сокращению потребления электроэнергии на 2?3 тыс. кВт в месяц на 1 объекте. Общая экономия составила 0,5 млн руб. / мес. Цель «Аникса» на 2010 год – сокращение коммерческих затрат на 0,6 % – до 18,1 %.

Ярослав Шиллер, директор по стратегическому развитию и качеству «Система РегионМарт», рассказал том, как в компании выбирают товары для акций, рассчитывают их количество, используя данные продаж прошлых периодов, как определяют цены на акционные товары, проводя мониторинг конкурентов. Также Ярослав Шиллер рассказал, какой должна быть доля промотоваров в общем товарообороте. Кроме того, доклад содержал рекомендации по расчету маржи акции и сроков проведения акции, планирования логистики в рамках акции и особенности переговоров с поставщиками акционных товаров, и наконец, составления плана проведения акций на год.

Александр Тимофеев, главный консультант по ERP системам Dr. Weigandt, в своем докладе рассказал о методиках повышении оборачиваемости товаров на основе инструментов Oracle. Методики Dr. Weigandt позволяют подготовить компанию к внедрению процесса оптимизации товарных остатков, очистить и подготовить для составления прогноза накопленные исторические данные, уменьшить период оборачиваемости товаров, а также снизить потери от отсутствия товаров в магазине.

Дмитрий Никулин, директор направления «ритейл» компании «НОРБ ИТ»
, сообщил о том, как повысить эффективность товарного управления с использованием IT, на примере SAP for Retail. По словам Дмитрия Никулина, автоматизация планирования закупок позволяет вовремя определиться, что закупать в зависимости от ассортиментной матрицы магазина; реестра поставщика и текущей потребности в товаре. Сколько закупать – зависит от текущей потребности, нормы обеспеченности и страхового запаса.
Когда закупать – зависит от графика поставок и времени доставки. Эффективное оперативное управление ассортиментом позволяет поддерживать ассортиментную политику; не сокращать и в то же время не расширять ассортимент магазина; а также экономить на трудозатратах по поддержанию требуемого ассортимента.

Оксана Думнова, руководитель отдела интернет-маркетинга «Азбуки Вкуса», рассказала об опыте открытия фирменного интернет-магазина сети. Основными задачами этого проекта были активизация работы с лояльными покупателями вне зоны действия «Азбуки Вкуса», а также корпоративными заказчиками, увеличение частоты покупки и среднего чека существующих покупателей, перераспределение покупательских потоков между магазинами сети.

В своем докладе Оксана Думнова рассказала об этапах реализации проекта, а также о мифах, которые его создатели развеяли в процессе работы. Например, не подтвердились прогнозы о целевой аудитории, среднем чеке, составе потребительской корзины, модели покупательского поведения и т. д.


Спонсорами конференции выступили компании «Руском» с торговой маркой «Сибколбасы», «НОРБИТ» и Dr. Weigandt Software und Systeme GmbH

Спонсоры кофе-брейка – компания «Аромат Экстра» с маркой «Райские Птицы» и компания «Рельеф».

Технический партнер конференции – РуссКом-Кард плюс

Партнер конференции – компания «Ромбус»

Выпуск журнала:

Ритейл на гребне волны

27 ноября журнал «Мое дело. Магазин» провел вторую ежегодную конференцию «Ритейл на гребне волны. Стратегии и тактики крепких игроков». О том, что ждет российский розничный рынок в 2010 году – очередная волна кризиса или подъем, – рассказали в ходе первой сессии владельцы и руководители розничных сетей.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04