Всё о продуктовой рознице

Русские горки

07 Октября 2020, 02:10

На фоне многих других отраслей ситуация в FMCG-ритейле выглядит вполне позитивно, хотя потери от коронакризиса, конечно, есть и здесь. Продуктовая розница удовлетворяет первичные потребности, поэтому даже при рекордном падении покупательной способности она продолжает работать и зарабатывать. INFOLine подвел итоги работы ритейла в 2019 году и в первой половине 2020 года, а также составил прогнозы на обозримое будущее.

shutterstock_451188460.jpg

Реальные доходы населения России во II квартале показали самое масштабное снижение за всю историю – 15%. При этом более 50% занятого населения РФ имеет кредиты, около 10% семей – ипотеку. Более чем у 60% россиян нет значительных накоплений. Разумеется, эти факторы негативно повлияли на платежеспособный спрос. В результате мы наблюдаем сокращение продаж в среднеценовом сегменте, рост в сегменте «эконом». Увеличилась доля россиян, которые имеют доход ниже прожиточного минимума. Стабильным остается только «премиум», что связано с относительно высокой устойчивостью группы состоятельных потребителей (10% самых богатых россиян аккумулируют более 80% личного состояния).

12-15_infoline.jpg

Никогда еще падение оборота розничной торговли в нашей стране не было таким значительным, как в месяцы самоизоляции. В апреле он упал на 30%, в мае – на 25%. Показатель стал значительно более позитивным в июне, после отмены ограничений, но все равно остался отрицательным – -10%. В сегменте FMCG-ритейла падение оборота было менее катастрофическим, но тем не менее составило почти 5% по итогам II квартала.

Кризисные процессы на рынке будут способствовать его дальнейшей консолидации. Разрыв между возможностями федерального ритейла и локальных сетей только увеличивается. После 2016 года российский ритейл вошел в новую фазу развития, которая основана на борьбе за технологическое превосходство. Крупные компании занялись созданием единых экосистем, объединяя разные сферы (ритейл, финансовые услуги, IT и проч.). Стал критичным вопрос обработки больших объемов информации, контроль логистических цепочек. IT-отделы лидеров ритейла были значительно усилены. Если в 2017 году топ-10 сетей в России занимали 29,3% всего розничного рынка, то в 2019-м – уже 33,3%. Выручка десяти лидеров в прошлом году превысила 5,2 трлн руб., число магазинов – 55 тыс. Эта тенденция будет только усиливаться в течение ближайших лет.

12-15_infoline2.jpg

По итогам 2019 года в первую тройку российских ритейлеров вошли X5 (+13,3%), «Магнит» (9,5%) и новый холдинг из «Дикси», «Бристоля» и «Красного и Белого» (+19%). «Лента» оказалась на четвертом месте, а «Ашан» на пятом. Интересно, что замыкают топ-10 сети, возникшие в регионах, которые развиваются в основном за Уралом с доступными большей части населения форматами.

12-15_infoline3.jpg

На восьмое место попала «Монетка», показав рост 15,6% год к году. Эта сеть родом из Екатеринбурга, которая развивает в основном дискаунтеры. На девятое место благодаря росту на 26% ворвался «Светофор» – сеть жестких дискаунтеров, пришедшая из Красноярска. Рост выше X5 продемонстрировала «Мария Ра» – 14,9%. Она оказалась на десятом месте рейтинга.

Претенденты на попадание в топ-10 – Fix Price и «ВкусВилл». Оборот Fix Price в 2019 году составил 143 млрд руб. Компания значительно выросла относительно 2018-го – на 32,4%. Но совершенно фантастический рост показал «ВкусВилл» – 50,8%. Его оборот в прошлом году – 82,5 млрд руб.

12-15_infoline4.jpg

Виртуальная реальность

Конечно, героем торговли во время пандемии стал курьер. В сеть пошли все, включая тех, кто даже не помышлял. В апреле и мае онлайн-продажи продуктов питания выросли в 4–5 раз, однако в июне после окончания периода самоизоляции рост замедлился. Тем не менее стало очевидно, что без развитого онлайн-канала дальше жить нельзя, и все стали осваивать и развивать интернет-торговлю. Новости об очередных покупках и инвестициях появлялись чуть ли не каждый день. В мае СП Сбербанка и Mail.ru Group приобрело контрольную долю в сервисе экспресс-доставки продуктов «Самокат». В июне «СберМаркет» вышел во все регионы России, а в июле 2020 года запустил доставку из объектов категории non-food. Также в июне «Яндекс.Еда» начала работать как внешняя служба доставки и сборки товаров для ритейлеров FMCG.

По итогам I квартала 2020 года INFOLine составил рейтинг крупнейших игроков продуктового онлайн-ритейла. Там можно увидеть трехзначные цифры роста, которые свидетельствуют о бурном развитии сегмента. На первом месте остается «Утконос», который тем не менее не смог быстро вырасти согласно запросам рынка. Он показал рост 36% по отношению к I кварталу 2019-го.

Это говорит о том, что потребности запертых дома россиян бросились закрывать конкуренты. Так, X5 (Perekrestok.ru и доставка из «Пятерочек») получил прирост по обороту в онлайн-канале 135%. Продажи продуктов питания в «Озоне» выросли на 184%. «Сбермаркет» увеличил онлайн-торговлю едой на 500%. Самые фантастические цифры выдал Wildberries – +750%, что, конечно, связано с низкой базой. Это позволило интернет-магазину попасть на десятое место рейтинга продуктового онлайн-ритейла.

«Сбермаркет», «Самокат» и «Яндекс.Лавка» благодаря обильным инвестициям и мощному развитию подвинули на 8-е и 9-е места «ветеранов» e-grocery – «Азбуку вкуса» и «О’Кей».

12-15_infoline5.jpg

По прогнозам INFOLine, активный рост в онлайн-сегменте продолжится. Потребительские привычки стремительно меняются на фоне пандемии и экономического кризиса. Россияне будут продолжать экономить, поэтому на гребне волны окажутся жесткие дискаунтеры, опять усилятся ценовые войны, доля промо снова начнет расти и значимость СТМ увеличится. Тем не менее тренд на ЗОЖ сохранится, так что особым спросом будет пользоваться предложение «здоровых» продуктов по доступной цене.

INFOLine – это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В компанию INFOLine входят «INFOLine – Мониторинг» (оперативный сбор экономических событий), «INFOLine – Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал advis.ru. Миссия INFOLine – способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российскими и зарубежными компаниями. Компания INFOLine осуществляет на постоянной основе информационную поддержку более 1000 компаний России и мира. Сегодня информационно-аналитическое агентство INFOLine объединяет работу более 100 отраслевых специалистов.


Русские горки

На фоне многих других отраслей ситуация в FMCG-ритейле выглядит вполне позитивно, хотя потери от коронакризиса, конечно, есть и здесь. INFOLine подвел итоги работы ритейла в 2019 году и в первой половине 2020 года, а также составил прогнозы на будущее.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Эпоха ЭДО
21 Октября 2020, 03:10
Новости
Временный эффект
14 Октября 2020, 09:10
Новости
Русские горки
07 Октября 2020, 02:10
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07