Всё о продуктовой рознице

Кризис. Жесть. Тушенка

09 Июня 2009, 06:06 Юлия Пильникова

За прошедшие восемь лет рынок мясных консервов России вырос больше чем на 30%. Кризис, ударивший по кошелькам потребителей, даст рынку новый импульс.

Автор: Юлия Пильникова

Общий рост
Производство мясных консервов в последние пять лет развивалось нестабильно. По данным Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), в 2004 г. их было произведено на 4% меньше, чем в 2003 г. А в 2005 г. объем производства, напротив, вырос почти на 20% – до 539 млн условных банок, а через год снова упал – до 512 млн условных банок. Марина Кузьмичева, к. э. н. и ведущий научный сотрудник ИТКОР, отмечает, что колебания связаны прежде всего с изменениями объемов производства и импорта сырья для изготовления консервов – говядины и свинины. Дальнейшему серьезному развитию рынка мешала постепенная переориентация населения на более дорогую мясную продукцию, к которой основная часть ассортимента консервов не относится.
В 2008 г. емкость российского рынка мясоконсервной продукции увеличилась на 11% по сравнению с 2007 г., а в целом за период 2000-2008 гг. – на 33,2% и достигла 579 млн условных банок.
Производство мясных консервов концентрируется в двух федеральных округах – Северо-Западном и Центральном. По итогам 2008 г. на их долю пришлось 65% общего объема мясной консервации (31% и 34% соответственно). Далее по убыванию: Приволжский (16%), Сибирский (5%), Уральский (3%) и Дальневосточный (3%) федеральные округа.
Рокировка сил
Как сообщила Зара Мурадян, специалист по торговому маркетингу компании «Барс», на фоне негативной финансово-экономической ситуации в стране в 2008-2009 гг. и общего падения темпов производства в отрасли холдинг «ОВА» сохранил за собой порядка 15% рынка. Доля компании «Главпродукт» снизилась до 6–7%, примерно по 5% рынка заняли «Йошкар-Олинский мясокомбинат», компании «Барс», «Мясомолпрод» и «Рузком». Оставшиеся 58% рынка мясных консервов России делят между собой небольшие российские производители, часто работающие на изготовление частных торговых марок, а также иностранные компании.
После 2002 г., когда продажи импортной продукции упали почти на четверть, импорт мясных консервов в Россию стал расти. Так, в 2003 г. объем завозимых консервов, реализованных на российском рынке, увеличился по отношению к 2002 г. на 27,7%, а в период 2003-2004 гг. – на 32%. В 2005-2008 гг. объем импорта колебался незначительно.
– В целом доля зарубежных производителей на рынке мясной консервации невелика – около 16%, – говорит Марина Кузьмичева из ИТКОР.
Основные страны – импортеры мясных консервов – Украина, Испания, Франция, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Вьетнам (указано по убыванию объема импорта).
Вместе они в 2008 г. завезли 81% всего объема импорта консервов. При этом Украина поставляет традиционные консервы типа «Свинина тушеная в собственном соку», а также консервированное мясо кур. Испания и Франция поставляют консервированные мясные деликатесы высокого ценового сегмента.
В частности, из Франции в Россию приходят паштеты из утиной, гусиной печени, мяса кролика, гусиного и куриного мяса и печени молодого кабана, паштет из фазана с фисташками, мусс из гусиной печени с трюфелями, утка, приготовленная с каштанами и др.
Бельгия импортирует на российский рынок в основном свиной язык в желе, свиной холодец, свиной бекон и варено-копченую ветчину в вакуумной упаковке, а также консервированные паштеты из свиной и утиной печени. Венгрия поставляет в Россию утиную печень в специях и ветчину из грудки индейки.
Экспорт же мясных консервов из России в 2008 г., по данным Марины Кузьмичевой, был значительно ниже – всего 26,8 млн условных банок. Основные получатели российской тушенки – страны СНГ.
На все руки
Ряд российских предприятий основную часть своей продукции изготавливают под заказ и отправляют в корпоративный сектор. А оставшийся товар распределяют между крупными и мелкими оптовыми организациями или отправляют в розничную сеть (собственные магазины, торговые дома и т. д.). По данным ИТКОР, основные покупатели корпоративного сектора – Госрезерв, МЧС, МВД, ГУИН, Минобороны. Причем мясные консервы для них должны соответствовать ГОСТу.
По словам Марины Кузьмичевой, крупнейшие поставщики мясной консервации в корпоративный сектор – компания «Продресурсы» и «Серпуховский мясоперерабатывающий завод» (поставляют в корпоративный сектор весь объем произведенной мясоконсервной продукции), мясоперерабатывающие комбинаты «НароФоминский» и «Борисоглебский» (70%), Ставропольский комбинат (60%), «Бурятмясопром» – (50%), компании «Главпродукт» и «Гипар» (40% от объема выпуска мясных консервов).
– Примечательно, что к отечественным производителям проявляют интерес иностранные компании, желающие работать на российском рынке мясных консервов, – отмечает Алексей Лихтер, директор «Елинского пищевого комбината». – Тушенка ГОСТ – это чисто российский продукт, и ни одна иностранная компания не может его произвести в точности так, как предполагает ГОСТ. Но, понимая, что для нашего покупателя тушенка ГОСТ – это эталон консервов, они пытаются размещать заказы на производство этой продукции в России, а сами занимаются только сбытом.
Впереди всех
Как сообщила Марина Кузьмичева, наиболее широкий ассортимент мясоконсервной продукции представлен в Москве. И судя по темпам роста, рынок Москвы и Московской области уже сформирован и насыщен. По данным эксперта, рост рынка мясных консервов Московского региона в 2008 г. составил всего 2-5%. При этом его доля в общем объеме выпуска мясных консервов по России по итогам года составила 11%. Большая часть мясоконсервной продукции на столичных прилавках представлена товаром региональных мясоперерабатывающих комбинатов.
Доля мясных консервов практически не увеличивалась, так как из-за роста денежных доходов в рационе питания москвичей в последние годы все большую долю стало постепенно занимать свежее мясо и полуфабрикаты. Часть потребителей приобретает мясную консервацию только в качестве корма для домашних животных.
Лидер рынка мясных консервов Московского региона – компания «Главпродукт» с объемом продаж 8,8 млн условных банок в год (16% рынка). Второе место с долей 12% занимает продукция «Калининградского мясоперерабатывающего комбината». На третьем месте с объемом продаж 5 млн условных банок мясокомбинат «Березовский» (10% рынка). Суммарная доля тройки лидеров на рынке Московского региона составляет 38%. Доли остальных игроков колеблются от 4% до 8%.
Сейчас треть рынка мясных консервов Московского региона занимает говядина, выпущенная в соответствие с ГОСТом. Доля консервов из свинины, изготовленных по ГОСТу, занимает чуть более 10% рынка. Остальные виды продукции – мясорастительные консервы, безбелковые
консервы из говядины, консервы из мяса птицы и т. д. – занимают от 6 до 8% рынка. Самые слабые позиции у консервов из свинины с добавлением растительного белка – 4% рынка. По мнению потребителей, этот вид продукции имеет самое низкое качество и не соответствует их представлениям о здоровой пище.
Несмотря на то что ассортимент мясной консервации в последнее время активно расширялся, потребитель менял свои предпочтения постепенно.
– Еще до осени 2008 г. мы наблюдали тенденцию к увеличению спроса на продукцию деликатесной группы – консервированные субпродукты: печень, сердце, язык и т. п., – отмечает Алексей Лихтер. – Изменения были связаны со стабильной экономической ситуацией и продолжающимся ростом доходов населения, у покупателя появилась потребность в разнообразии. Также наметилась тенденция роста потребления мясных консервов из баранины, конины, оленины. Но, к сожалению, кризис внес свои коррективы, и сейчас спрос на эти продукты уже не растет, покупатель возвращается к  традиционной тушенке.
В режиме экономии
Наиболее динамично в последние несколько лет развивались сегмент паштетов и сегмент консервов из мяса птицы. В то время как рост сегмента консервов из говядины и свинины составлял 2%, группы паштетов – 10% и более в год, а в группе консервов из мяса птицы он доходил до 20%, сообщила Марина Кузьмичева из ИТКОР. В отличие от мяса крупного рогатого скота и свинины, мясо птицы, по мнению потребителей, легче усваивается организмом. Популярность же мясных паштетов обусловлена стремлением покупателей разнообразить свое питание. Поэтому этот сегмент рос преимущественно за счет реализации паштетов с различными добавками, имеющими оригинальный и своеобразный вкус. По данным Кузьмичевой, темпы роста сегмента паштетов с добавками в последние два года составляли 20–25% в год.
– Учитывая эту тенденцию рынка, в начале года мы расширили линейку наших паштетов под торговой маркой «Главпродукт». В ассортимент были введены новые вкусы, рецептуры, усовершенствована упаковка продукции и дизайн этикетки, – говорит Татьяна Лаврова, директор по маркетингу компании «Главпродукт». – Согласно результатам нашего внутреннего исследования, по итогам 2008 г. торговая марка «Главпродукт» заняла 25% российского рынка паштетов. Продукция компании «Хаме» – 19%,  Микояновского МПК – 9%, и по 6% пришлось на продукцию Черкизовского МПК и компании «Гурман».
По словам Алексея Лихтера, спрос на паштеты продолжает расти и в период кризиса. Причина, по его мнению, в том, что рынок еще не достиг насыщения, консервированные паштеты долго хранятся и более доступны по цене покупателю.
Если с ростом денежных доходов потребителей на первое место выходил показатель качества продукта, а не его цена, то в период кризиса мы видим обратное явление – цена снова начинает оказывать основное влияние на решение о покупке. Эксперты полагают, что это приведет к росту спроса на более дешевые консервы с содержанием растительного белка, несмотря даже на то, что они имеют невысокие вкусовые качества.
Можно предположить, что будет динамично развиваться сегмент мясорастительных консервов. Они, как правило, тоже стоят дешевле. К тому же большинство производителей и так двигались в сторону расширения ассортимента этой группы товаров. Только если раньше предполагалось изготавливать мясорастительные консервы из нетрадиционного для этой группы продуктов и дорогостоящего сырья, то сейчас, скорее всего, это будет классическая тушенка с гарниром или просто с добавлением овощей.
– В последнее время все большую популярность приобрели консервы категории «Вторые обеденные блюда», – подтверждает Зара Мурадян из компании «Барс». – Это продукты, полностью готовые к употреблению. В марте-апреле мы ввели в свой ассортимент «Говядину тушеную с грибами», «Свинину тушеную с грибами», которые достаточно просто разогреть перед употреблением.
Также перспективна категория детских мясных консервов, считает Алексей Лихтер. Но она требует больших инвестиций в производство. Существуют и другие сложности при выходе в этот сегмент – недостаток информации о рынке и нехватка квалифицированного персонала. Поэтому для многих
российских производителей эта рыночная ниша пока закрыта.
Главный сезон
Несколько лет назад рынок мясных консервов характеризовался сильно выраженной сезонностью спроса. В последнее время она стала сглаживаться. Тем не менее основные продажи все еще происходят весной-летом. В этот период покупатели особенно активно используют мясные консервы в качестве продукта быстрого приготовления – для обеда на даче и походов. Это подтверждают данные мониторинга рынка, проведенного ИТКОР: летом объем продаж мясных консервов в магазинах Москвы снижается, в то время как в областных торговых предприятиях – растет.
– В целом уровень реализации в летние месяцы превышает уровень продаж зимой на 24%, осенью – на 22%, весной – на 15%, – сообщает Марина Кузьмичева. – Согласно результатам, которые мы получили в ходе мониторинга розничной сети, наибольший объем продаж мясных консервов зарегистрирован в магазинах «Продукты» с недорогим ассортиментом. Этот канал обеспечивает 29% розничного товарооборота мясных консервов на рынке Московского региона.
В магазинах этого типа в основной массе представлены консервы среднего ценового диапазона: с белковыми добавками, мясорастительные, паштеты, как с добавками, так и без, а также говядина и свинина, изготовленные по ТУ и ГОСТу.
Через продовольственные рынки реализуется 23% общего объема мясных консервов Московского региона. Как правило, эта продукция позиционируется в низком и среднем ценовых сегментах. Ларьки (уличная продажа), доля которых составляет 18% от объема продаж, представляют мясные консервы небольшого ассортимента и преимущественно низкого ценового сегмента. Уличная продажа развита в основном в Московской области.
Мясные консервы, реализующиеся в гастрономах (19%), относятся к среднему и верхнему ценовым сегментам и изготовлены преимущественно по ГОСТам. Кроме того, в этом канале сбыта широко представлена деликатесная продукция типа языка в желе, ветчины, мяса птицы, различных видов паштетов.
Самый разнообразный ассортимент мясоконсервной продукции в супермаркетах и торговых домах. Здесь реализуется продукция от низкого ценового сегмента до высокого. Доля этих типов торговых точек в общем объеме продаж мясных консервов составляет 7% и 4% соответственно.

Выпуск журнала:

Кризис. Жесть. Тушенка

За прошедшие восемь лет рынок мясных консервов России вырос больше чем на 30%. Кризис, ударивший по кошелькам потребителей, даст рынку новый импульс. Производство мясных консервов в последние пять лет развивалось нестабильно.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07