Всё о продуктовой рознице

Учись учиться

24 Июня 2013, 12:06 Кирилл Терещенко

Уровень российской розницы определяется в первую очередь уровнем профессионалов, которые руководят ритейловыми проектами. Получение дополнительного бизнес-образования топ-менеджерами зачастую дает новый толчок бизнесу. О том, как нужно рассчитывать самую главную инвестицию – в профессионализм, рассуждает розничный эксперт Кирилл Терещенко.

В этой статье я попытаюсь дать ряд практических советов и рекомендаций по теме образования и самообразования специалистам в отрасли FMCG и ритейла на примере собственного опыта.

Пытаясь ответить на вопрос, для чего нужно дополнительное бизнес-образование при работе в нашей отрасли, я выделил следующие основные моменты, актуальные для меня на момент начала учебы и получения степени ЕМВА шесть лет назад:

  • Систематизация и структурирование уже имеющихся знаний и навыков, подведение под них солидной теоретической фундаментальной базы на основе имеющегося практического опыта;

  • Обмен идеями с коллегами по бизнесу, подтверждение своего конкурентного преимущества на быстрорастущем и развивающемся рынке России;

  • Систематизация уже имеющегося опыта, полученного естественным практическим путем, проверка правильности своих прежних решений и планов на будущее, то есть неким образом «сверка часов» и определение дальнейших путей развития собственной карьеры;

  • Восполнение имеющиеся пробелов в теоретических и практических знаниях в некоторых областях бизнеса, экономики и маркетинга;

  • Желание изначально выбрать комплексную, разностороннюю, очень сильную программу для управленцев, охватывающую все области бизнеса и не ограничивающую на будущее карьерный вектор.

Кроме того, я пошел учиться в АНХ ИБДА (Институт бизнеса и делового администрирования при Академии народного хозяйства Российской Федерации при правительстве РФ), потому что мне в какой-то момент стало скучно. Захотелось новых контактов, идей и впечатлений. Все это я в итоге получил либо от самого ИБДА, либо от одногруппников и профессоров-преподавателей.

Из дополнительных мотивов моих коллег не могу не отметить желание запустить какой-то личный проект (тут надо быть осторожным: энтузиазм после учебы чрезмерный и потому опасный). Несколько одногруппников организовали что-то свое, а потом, когда глобальная тенденция «прибила» их бизнес, продолжили работать с другими знакомыми по АНХ ИБДА. И сейчас постоянно есть предложения внутри круга выпускников, может, и не топовые позиции, но все же... Вот и делайте выводы.

Многие одногруппники успешно внедрили в существующие в их компаниях бизнес- процессы инновационные решения и практические модули, которые они получили в процессе изучения различных курсов. Причем сделали это фактически по цене самого обучения, не платя при этом различным подрядчикам/разработчикам. Кто-то внедрил теорию оптимальных заказов, кто-то систему финансового планирования и теперь видит в on-line свои ROI и чистый денежный поток.

Для людей, работающих и при этом собирающихся учиться на программе MBA, самый ценный ресурс – это время. Как сказал гуру менеджмента ХХ века Питер Друкер: «Если временем эффективно не управлять, то больше управлять будет нечем». Поэтому данный фактор выбора школы МВА и программы никогда нельзя сбрасывать со счетов.


Я бы так сформулировал несколько простых жизненных советов при выборе программы обучения:

  1. Не экономить на бюджете на обучение: если тратить время, то только на хорошую программу по своему профилю с соответствующими рекомендациями выпускников.

  2. Очень важно фактическое место учебы и как оно географически соотносится с местами жительства и работы. При московских пробках это очень актуальный аспект, и его нельзя сбрасывать со счетов.

  3. Не гнаться за языковой программой: здесь много подводных камней, а качество программы определяется во многом уровнем профессоров, ведущих и читающих различные блоки.

  4. Выбирая уровень программы – МВА, ЕМВА или DBA – нужно четко понимать цель получения образования и уровень диплома, степень сложности программы и ее продолжительность. Ну и, естественно, общий бюджет, который можно инвестировать в повышение собственной капитализации.

  5. Необходимо самым внимательным образом изучить всю программу обучения, все модули, их продолжительность. При этом нужно понимать, что ни одна программа никогда не будет полностью соответствовать текущему профилю работы пришедшего учиться. Поэтому программу нужно выбирать с максимальным количеством модулей, соответствующих текущему профайлу специалиста или его планируемому вектору карьеры в отрасли.

  6. Особое внимание уделить фамилиям и уровню профессоров или практиков, которые будут читать самые фокусные и профильные модули: важно, от кого и какого качества будут получены новые знания и навыки, а также форма подачи этого материала. Здесь полезно также базироваться на рекомендациях знакомых или выпускников.


В итоге мне лично удалось получить после двух лет учебы следующее:

  • Укрепить в себе настрой на успешное решение задач в бизнесе различного уровня сложности;

  • Развить глубокий и всесторонний взгляд на предмет или проблему;

  • Развить способность учиться заново и поглощать большие объемы информации;

  • Закрепить умение принимать на основе полученной информации оптимальные и наиболее эффективные для бизнеса решения;

  • Укрепить и развить в себе амбиции лидера;

  • Развить в себе навык стратегического видения бизнеса компании в долгосрочной перспективе на различных этапах его развития.


В бизнес-образовании часто бывает, что вместо единой, целостной, логически выстроенной программы MBA, учеба скорее напоминает набор учебных курсов. В моей бизнес-школе эта проблема была решена. При этом читающие лекции практики были отнюдь не слабыми ораторами, не имеющими элементарных навыков проведения учебных занятий, а среди профессоров и преподавателей и ведущих было довольно много практикующих консультантов и топ-менеджеров. Основная часть материалов, предлагаемых академическими преподавателями, была не оторвана от жизни, а наоборот, представляла большую практическую ценность. Во время учебы помимо разбора кейсов, которые требуют много времени и превращаются в рутинную процедуру, было и много реальной творческой групповой работы в аудитории.

И, главное, моя учеба в АНХ ИБДА позволила мне избежать стандартного, часто встречающегося сценария для выпускников школ МВА, когда по окончании программы вместо творческого, мыслящего, активного менеджера выпускник превращается в зомби, хорошо играющего роль выпускника программы MBA и пользующегося в реальной практике бизнеса лишь стандартными заученными клише из разобранных бизнес-кейсов.


На рынке, на мой взгляд, сегодня есть две системные группы школ МВА, наиболее подходящие для работников отрасли FMCG и ритейла.


Три лучшие российские программы бизнес-образования на взгляд автора

1. Высшая школа корпоративного управления ВШКУ (www.emba.r)

Находится в здании АНХ на проспекте Вернадского, 82).

Здесь лучше брать программу ЕМВА (Executive MBA) или DBA (Doctor of business administration)

На DBA нужно учиться в среднем три года, зато сразу защищаешь докторскую (в Москве и в Лозанне) и получаешь 2 диплома – российский и швейцарский. Очень сильная комплексная подготовка по всем блокам, можно учиться модулями, что очень удобно.

2. Институт бизнеса и делового администрирования (http://www.ibs-m.ru)

Находится в здании АНХ на проспекте Вернадского, 82.

Очень рекомендую программу EMBA – стратегическое управление и стратегический менеджмент.

Здесь же есть другой вариант – российско-бельгийская программа EMBA http://www.emba-uams.ru).

Очень удобная и эффективная программа EMBA, совместная со школой менеджмента университета Антверпена.

Учиться можно модулями, 50% модулей читают на английском, другую половину – на русском.

Данную программу очень любят сотрудники западных компаний, особенно HR и маркетологи. Она сложная, но не перегруженная, как другие.

3. Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова, ВШБ МГУ (http://www.mgubs.ru)

Находится на территории МГУ на Воробьевых горах.

Здесь бесподобно читают экономику и финансы. Диплом выдается от самого МГУ, что очень повышает его стоимость на рынке.

Ряд профессоров – абсолютные звезды (профессор Олег Виханский, например). Здесь лучше учиться тем, кто уже имеет базовое высшее техническое или экономическое образование или планирует карьерный вектор в финансовой сфере.


Три лучшие западные программы в России на взгляд автора

1. Институт бизнеса и экономики California State University, East Bay (http://www.ibe.ru)

Находится в здании АНХ на проспекте Вернадского, 82.

Программа позволяет получить два диплома – российский и американский.

Выпускник сразу попадает в каталог (печатается во всем мире) – очень почетно и привлекательно для потенциальных работодателей.

Очень сложная и интенсивная программа, 80% читается на английском языке, придется сдавать много тестов TOEFL и GMAT.

В процессе обучения решают большое количество кейсов (специфика американского образования).

2. Kingston University London (www.kingston.ane.ru)

Находится в здании АНХ на проспекте Вернадского, 82.

Здесь вам нужно брать EMBA (для уровня высшего менеджмента)

Классическое европейское бизнес-образование очень высокого уровня.

Кейсов не так много, как в Калифорнийском университете.

3. Стокгольмская школа экономики (www.sserussia.org)

Здесь также нужно смотреть программу EMBA.

Программа модульная (15 модулей за 2 года), на модули нужно периодически ездить в Санкт-Петербург.


Обучение за рубежом

Если работодатель реально хочет мотивировать и удержать специалиста и готов компенсировать расходы на образование частично или в полном объеме, лучше брать модульную программу в Европе (идеальный вариант – Великобритания). Схема данной формы обучения – за 2 года 5–6 раз летаешь и учишься по 2–3 недели, остальное время занимаешься дома на родине.

Есть отличная бизнес-школа в Словении – лучшая в Восточной Европе в городе Блед (IEDC – Bled sсhool of management).

Супершкола – Rotterdam sсhool of management при университете Erasmus в Голландии, одна из лучших школ в Западной Европе, обучение модульное. Часть практики проходит на базе одного из лидеров европейского ритейла – сети Ahold.

Если бюджет не ограничен, для нашей отрасли лучше всего брать INSEAD во Франции. Это дорого, зато годовая зарплата выпускников быстро позволяет вернуть инвестиции.


Если жизненная и профессиональная ситуация такова, что на классическое академическое образование недостаточно средств, то возможности для развития и повышения профессионального уровня все равно остаются. Стоит регулярно просматривать и выборочно анализировать материалы по отрасли или своей категории. Также рекомендуется регулярно посещать отраслевые мероприятия, на которых очень полезно слушать коллег, оппонентов, ритейлеров и внимательно следить за всеми инновационными шагами конкурентов и лидеров отрасли. Ну и, наконец, самый доступный и удобный способ повышения профессионального уровня – это чтение и изучение соответствующей профессиональной литературы.


Список рекомендуемых источников информации для регулярного еженедельного мониторинга информации в отрасли:

  • Журнал «Мое Дело. Магазин»

  • Журнал «Компания» – раздел новости компаний + отраслевые обзоры

  • Розничный сайт www.retail.ru

  • Розничный сайт www.retailer.ru

  • Розничный сайт www.cislink.com (отраслевые обзоры)

  • Сайт о глобальной рознице www.planetretail.com

  • Журнал «Витрина»

  • Журнал Forbes (материалы о розничном рынке)

  • «Ведомости» (материалы о розничном рынке)

  • «Коммерсант» (материалы о розничном рынке)

  • Журнал «Бизнес» (материалы о розничном рынке)

  • Материалы агентства «Интерфакс» (материалы о розничном рынке)

  • «Секрет фирмы» – отраслевые обзоры

  • Новости бизнеса – все каналы информации РБК («РосБизнесКонсалтинг»)


Список рекомендуемых публичных мероприятий для обмена опытом и получения информации о тенденциях развития отрасли:

  • Бизнес-форумы компании BBCG – Food Director & Retail Director

  • Бизнес-форумы World Food

  • Бизнес-форумы ProdExpo

  • Конференции Адама Смита

  • Конференции «Мир торговли»

  • Регулярные конференции ECR


Список рекомендуемых базовых тренингов для

менеджмента в FMCG и ритейле

Программа

Провайдер


Программа Store Wars


http://www.storewars.ru


Тренинг SPIN (технологии переговоров по методике СПИН)

Компании MTI или CBSD


Conflict management training

Skills of management stresses and emotions in the conflict situation

Negotiation Skills


Scotwork advanced


Financial retailers models

Joint business planning with Metro CC, Auchan and Carrefour



Kantar Retail/MVI`s training


Finance for non-financial managers in FMCG and Retail business


Clients P&L management



Ernst & Young


Cat Man overview: tools and processes used in the industry


IGD training


Fluency in shelf optimization tool usage


Insight tool training (MEMBR)



KA management


Roland Berger


Выпуск журнала:
Теги:

Учись учиться

Уровень российской розницы определяется в первую очередь уровнем профессионалов, которые руководят ритейловыми проектами. Получение дополнительного бизнес-образования топ-менеджерами зачастую дает новый толчок бизнесу. О том, как нужно рассчитывать самую главную инвестицию – в профессионализм, рассуждает розничный эксперт Кирилл Терещенко.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04