Всё о продуктовой рознице

X5 доставляет

10 Июля 2019, 10:07 Себастьян Реннак
Praxis_4442.jpg

Период бурного роста сетей за счет новых открытий и поглощений уходит в прошлое. Пришло время работать над эффективностью и повышением продаж с квадратного метра. X5 Retail Group уже несколько лет наблюдает падение показателя like-for-like и разрабатывает новую стратегию развития, чтобы улучшить ситуацию. Бурную деятельность созданного в прошлом году подразделения «X5 ОМНИ» оценивает Себастьян Реннак, аналитик LZ Retailytics.


Начиная с 2016 года рост сопоставимых продаж X5 Retail Group стабильно замедляется. Сотрудничество с Alibaba, Ozon.ru и Lamoda Group и создание пунктов выдачи заказов должны дать новые импульсы развитию. К концу 2020 года ритейлер планирует установить более 5000 постаматов и 2000 пунктов выдачи заказов в «Пятерочках» в дополнение к 2000 уже существующим.

Основные партнеры проекта – крупнейшая в России платформа электронной коммерции Ozon.ru, а также платформа AliExpress, принадлежащая группе Alibaba. По словам генерального директора «Пятерочки» Сергея Гончарова, основная цель проекта – расширение спектра услуг, предоставляемых торговыми точками. В течение ближайших двух лет X5 Retail Group хочет оснастить магазины всех брендов подобными пунктами выдачи заказов.

В рамках этого сотрудничества подразделение «X5 ОМНИ», созданное в прошлом году, будет доставлять заказы из интернет-магазина Ozon в магазины «Пятерочка». Посылки можно будет забрать в постаматах, пунктах выдачи заказов или прямо на кассе. Для этого в апреле «X5 ОМНИ» запустило два сортировочных центра. Планируется, что до конца года к ним добавятся еще девять, в общей сложности они смогут обрабатывать до 500 000 посылок ежедневно.

На следующем этапе партнер Ozon привяжет еще больше российских и международных интернет-магазинов и маркетплейсов к своей интернет-платформе. Стремление к омниканальности также подогревается усиливающейся конкуренцией в российском секторе продуктового ритейла. По данным X5 Retail Group, рост сопоставимых продаж замедлился: в 2016 году он составил 7,7%, в 2017 – 5,4%, в прошлом году – всего 1,5%, впервые он упал ниже уровня продуктовой инфляции. Естественное расширение сетей замедляется из-за эффекта каннибализации в существующих зонах охвата, а логистические расходы за Уралом снижают прибыльность.

12-15_LZ.jpg

На низком старте

Ведущий бренд, «Пятерочка», с начала года уже запустил несколько пилотных проектов, которые можно считать подготовкой к онлайн-торговле. Чтобы увеличить частоту покупательских посещений, в дискаунтерах начали устанавливать постаматы и тестировать пункты выдачи заказов с примерочными.

X5 Retail Group – не новичок в электронной коммерции. Сеть супермаркетов «Перекресток» уже два года оказывает услуги доставки в Москве. Полгода назад в Москве и Санкт-Петербурге были открыты два центра сбора заказов (dark store). «Пятерочка» с февраля тестирует службу доставки, основанную на 30 московских магазинах. Бренд гипермаркетов «Карусель» недавно начал сотрудничать с доставочным сервисом igoods.ru.

Напомним, что в июне 2018 года в состав Наблюдательного совета компании вошли Карл-Хайнц Холланд, бывший гендиректор Lidl, и Надя Шурабура, бывший вице-президент по технологиям компании Amazon. Александр Торбахов, ранее курировавший розничный бизнес Сбербанка, в январе возглавил Комитет по цифровой трансформации, инновациям и технологиям в X5 Retail Group.

Новый партнер

Уже после написания основного текста пришла новость о новом партнере X5 Retail Group. Было заключено соглашение о стратегическом партнерстве между дочерней структурой компании «X5 ОМНИ» и Lamoda Group. Сотрудничество предполагает запуск пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Lamoda в магазинах Х5, а также доставку заказов, сделанных покупателями Lamoda, в сеть пунктов выдачи заказов «X5 ОМНИ».

В рамках пилотного проекта стороны договорились до конца года открыть 50 пунктов выдачи заказов Lamoda в универсамах «Пятерочка». Если тест будет признан успешным, Lamoda планирует запустить до 500 пунктов выдачи заказов в магазинах торговой сети до конца 2020 года. Помимо этого сотрудничество Lamoda Group и «X5 ОМНИ» предусматривает выдачу заказов клиентам интернет-магазина через сеть пунктов выдачи заказов в магазинах группы, включая партнерские и аптечные пункты выдачи заказов, а также кассы «Пятерочки». На сегодняшний день у Х5 заключены соглашения о намерениях по открытию 2000 пунктов выдачи заказов Ozon и 1400 аптечных пунктов с несколькими аптечными операторами. Другие онлайн-магазины и маркетплейсы, партнеры «X5 ОМНИ», тоже смогут воспользоваться пунктами выдачи заказов Lamoda и выдавать через них покупки своим клиентам.

«Lamoda Group – важный партнер Х5 по развитию программы «Пункты выдачи заказов», который, безусловно, привнесет новые компетенции и повысит качество почтовых услуг в наших магазинах, – заявил Тимоти Пост, директор по работе с глобальными партнерами «Х5 ОМНИ». – Благодаря этому сотрудничеству миллионы покупателей смогут получать свои заказы от Lamoda, где представлено более 4 млн товаров от более чем 3000 лучших мировых и российских fashion и lifestyle брендов, в магазинах «у дома» во всех регионах присутствия «Пятерочки». В рамках программы мы предоставляем партнерам помещение в аренду на длительный срок на льготных условиях, а они в свою очередь обеспечивают выдачу интернет-заказов от других участников технологической платформы почтовых сервисов «Х5 ОМНИ».


Себастьян Реннак отвечает за рынки Центральной и Восточной Европы и Балкан в LZ Retailytics. До прихода в LZ Retailytics Себастьян занимал различные должности в сфере розничной торговли и управления проектами в Metro Group и Schwarz Group в России, Украине и Польше. Благодаря своему опыту работы на рынке он внес вклад в организационное развитие и разработку национальных концепций продаж гипермаркетов и дискаунтеров. В частности, управлял выходом бренда Real,- на рынок Украины в составе международной операционной команды Metro Group.


LZ Retailytics –

недавно основанное международное аналитическое подразделение Lebensmittel Zeitung, ведущего немецкого издания, публикующего новости рынка FMCG и продуктового ритейла. Собрав команду отраслевых экспертов с богатым опытом работы в организации розничной торговли и аналитике, LZ Retailytics предлагает данные и аналитическую информацию по европейскому рынку продуктового ритейла – от рыночной динамики и каналов продаж до детальной картины по отдельным брендам.

Команда LZ Retailytics поставляет результаты отраслевых исследований посредством инновационной цифровой платформы с полной поддержкой мобильных устройств, а также в форме семинаров и консультаций. Следите за новостями европейского розничного рынка с помощью бесплатных еженедельных отчетов LZ Retailytics.

www.retailytics.com

 


Теги:
Коментарии (0)
Читайте также
16 Июля 2019, 06:07
26 Июня 2019, 01:06