Всё о продуктовой рознице

В ясном сознании

27 Ноября 2019, 01:11

GfK Rus оценила уровень осознания экологических проблем среди россиян и их отношение к вопросам бережливого потребления. Сегодня уже 64% россиян считают, что экология должна стать основным приоритетом развития нашей страны. В 2015 году эта доля составляла 56%.

shutterstock_1055702987_1.jpg

Вместе с осознанием растет и уровень беспокойства. Экологическая катастрофа больше всего пугает в будущем 22% жителей России, хотя в 2015 году так считали лишь 9% опрошенных. К наиболее значимым экологическим проблемам россияне относят загрязнение воды и воздуха. Более 50% покупателей назвали пластиковые отходы одной из пяти главных экологических проблем в России.

По данным исследования GfK Plastic Study, проведенного в 2019 году в странах Европы и в России, большинство европейских потребителей считают, что ответственность за контроль над пластиковыми отходами должны нести производители. В России уникальная ситуация – у нас большинство потребителей считают, что правительство должно взять на себя ведущую роль в этом вопросе. Это может быть связано с тем, что базовая задача – готовность инфраструктуры для контроля за пластиковыми отходами, их утилизации и переработки – не решена, а силами одного только бизнеса или потребителя ее не выполнить.

Конечно, дело не только в экоинфраструктуре, важна сознательность. Массовый потребитель (не только россияне) пока еще довольно далек от философии авангардного движения ответственных потребителей «Нулевые отходы» (Zero Waste), которое пропагандирует максимальное сокращение отходов, а также экономию воды, электроэнергии и других ресурсов. В среднем один потребитель выбрасывает более 500 кг отходов в год. Это не только пластик и другие твердые отходы, но и выброшенные продукты. По данным исследования GfK Retail Monitor, 26% российских домохозяйств выбрасывают продукты раз в неделю и чаще и 12% – выбрасывают более 60% купленного. Чаще всего выбрасывают хлеб, свежие овощи и фрукты, молочные продукты и детское питание.

issled_gfk.jpg

И все же есть вопросы, где российский потребитель готов взять на себя посильную ответственность. Правда, стоит отметить, что главный мотиватор пока не столько абстрактная экология или потребность сохранить «общий дом» в чистоте для новых поколений, сколько экологичность, которая в сознании потребителя четко связана с безопасностью – главным приоритетом для россиян. Уже больше половины российских потребителей имеют привычку ходить в магазин со своей сумкой. Многие учатся обходиться без одноразовых пакетов. Более 11,6 млн российских домохозяйств стараются их не использовать. Это на 13% больше, чем год назад. Кроме этого, рациональное покупательское поведение и бережливые покупки являются стандартной практикой для массового покупателя. Данные потребительской панели GfK показывают, что доля тех, кто закупается впрок, снижается. Основной тренд – растет частота походов в магазин, чтобы покупать чаще, но ровно то, что необходимо. 55% покупают по списку, стремясь покупать рационально.

Некоторые потребители идут дальше, отказываясь от удобства одноразовых вещей в пользу многоразовых. И для защиты окружающей среды могут мириться с меньшей эффективностью моющих средств. Покупатели готовы доплачивать за определенные экологичные характеристики товара – 94% респондентов исследований GfK готовы отдать больше за натуральный продукт, 90% – за упаковку не из пластика. К примеру, наиболее продвинутые потребители готовы вернуться к алюминиевым тубам для зубных паст и к зубным щеткам из дерева и натуральной щетины, несмотря на разницу в цене более чем в три раза. Средства для мытья посуды, которые декларируют защиту окружающей среды, выросли на +35% в объемах.

issled_gfk2.jpg

А вот энергоэффективность пока не столь актуальный вопрос в России, в отличие от стран Европы, где высокие тарифы и требовательные законы. Пока россиян при выборе техники больше волнует производительность и мощность. За что у нас потребитель готов платить, так это за дополнительную безопасность и комфорт, выбирая, к примеру, более тихие (и попутно экономичные) модели с инверторными моторами, например, в холодильниках, или стиральные машины с дополнительной функцией обработки паром, чтобы обеспечить повышенный уровень гигиены. Но, скорее всего, в ближайшие годы произойдет рост спроса на энергоэффективные и экономичные товары, если исполнится прогноз до 2036 года о ежегодном повышении тарифов на электроэнергию для населения на 5%. «Мы ожидаем, что экология, экологичность и бережливое потребление в ближайшие годы станут весьма актуальными темами. Это связано с тем, что в возраст активного покупателя будет вступать поколение Z, которое по своим ценностям сильно отличается от поколений X и Y. Они более толерантные и социально ответственные, имеют активную позицию по вопросам сохранения ресурсов и защиты окружающей среды», – говорит Татьяна Кокорева, заместитель руководителя отдела исследований потребительской панели GfK Rus.

Выпуск журнала:
Коментарии (0)
Читайте также
03 Декабря 2019, 08:12
25 Ноября 2019, 09:11
20 Ноября 2019, 06:11