Всё о продуктовой рознице
  • У россиян сработала защитная реакция

У россиян сработала защитная реакция

27 апреля 2020, 03:04
Потребители стали тратить больше на средства защиты и гигиены.
soap.jpg

Непредвиденная ситуация привела к пересмотру покупок товаров определенных категорий. Согласно данным апрельского исследования Google и Ipsos, россияне начали чаще использовать средства защиты (78% опрошенных) и пользоваться услугами онлайн кинотеатров (41%, из которых 16% воспользовались впервые). При этом около 13% опрошенных стали экономить на продуктах питания (от 10 до 15% стали покупать более дешевые марки или в более дешевых местах в зависимости от категории товара), а около 80% респондентов отказались от крупных покупок, кредитов или перенесли их на неопределенный срок.

За прошедшие три месяца около трети опрошенных были вынуждены отказаться от покупок в категории бытовой и аудио/ видео техники, и почти половина респондентов перенесли покупки на менее или более длительный срок. Среди тех, кто приобрел мелкую бытовую технику 20% в итоге купили более дешевый товар, чем планировали до начала эпидемии, при этом с начала апреля почти в два раза выросло число тех, кто приобрел более дорогие товары, чем планировали (с 5,3% до 10,2%). Среди покупателей крупной бытовой техники 16% приобрели более дорогой товар, чем планировали год назад, а 26% – более дешевый.

21% опрошенных отказались от покупки товаров из категории «Смартфоны», 37% отложили ее на срок более трех месяцев, а 24% – на небольшой период (до трех месяцев). Определенная часть потребителей все же не смогла полностью отказаться от приобретения умного гаджета. В результате 21% купили более дешевые версии, чем планировали год назад, и лишь 9% выбрали более дорогостоящий бренд.

Аналогичная ситуация наблюдается в категориях «Планшеты» и «Ноутбуки, компьютеры и аксессуары»: около 19% респондентов отменили покупку планшетов, а 24% – ноутбуков и компьютеров. При этом, в случае с планшетами, 33% отложили приобретение товара на длительный срок, а 21% – на короткий. В случае с компьютерами отложить покупку на долгий период решили 18%, а 34% – на срок до трех месяцев.

Россияне стали откладывать покупки и в категории одежды и обуви. Так, 37% опрошенных решили совершить покупку чуть позже (менее, чем через три месяца), 21% отложили ее на более длительный срок, а 26% и вовсе отказались от нее, при этом процент тех, кто вынужден отказаться от покупки одежды вырос с начала апреля с 20% до 26% . Также в апреле растет количество тех, кто останавливает свой выбор на более бюджетных брендах – таких на прошлой неделе оказалось 20%.

Больше всего впрок россияне стали покупать товары личной гигиены (30% респондентов на первой неделе апреля, 25% на третьей неделе), противовирусные препараты (28,5% на первой неделе апреля, 22% на третьей) и корма для животных (24% на первой, 17% на третьей). На кондитерских изделиях, алкоголе и безалкогольных напитках стали экономить чаще как с точки зрения сокращения объема и частоты покупок, так и переключаясь на более дешевые марки. Самая высокая лояльность брендам наблюдается в категориях молока и кисломолочой продукции и кормов для животных, где 86 и 83% респондентов заявили, что продолжают покупать те же марки, что покупали ранее.

Существенно увеличилось количество доставок продуктов питания и готовой еды на дом – 38% и 34% респондентов стали делать это чаще, а 21% и 11% воспользовались впервые.

Как на первой, так и на второй и третьей неделях апреля россияне значительно увеличили покупки противовирусных препаратов (29% стали покупать в большем объеме, на третьей неделе 22%), но 13% перешли на более дешевые марки. В меньшей степени ситуация повлияла на покупки обезболивающих, которые покупают в тех же местах (79%) и тех же марок (82%).

В условиях самоизоляции онлайн кинотеатры и музыкальные подписки стали еще популярнее – это отметили 24% респондентов. Интересно, что число россиян, которые впервые воспользовались этими сервисами растет каждую неделю (14% на первой неделе апреля, 16% на третьей).

Меняется и потребительское поведение в категории «Компьютерные, консольные и мобильные игры», где одни заметно сокращают, а другие заметно увеличивают покупки и потребление. Значительнее всего сократили покупки пользователи мобильных игр – 24% респондентов на первой неделе апреля, 26% на третьей. 25% покупателей компьютерных и консольных игр отметили, что в апреле стали покупать меньше, 16% – больше, а 5% совершили покупку впервые. Что касается внутриигрового контента, то 25% увеличили, а 22% наоборот сократили покупки.

Значительно увеличилось и продолжает расти количество зарегистрированных на платных обучающих онлайн курсах. Так, 17% опрошенных впервые попробовали подобный формат, а 29% стали еще больше пользоваться данными сервисами. Среди тех, кто получает сейчас онлайн образование, основная мотивация – это необходимость для работы или увеличения заработка.

Несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку и значительное изменение покупательских привычек, стоит отметить, что россияне настроены достаточно оптимистично. Так, 14% респондентов отметили, что ситуация, по их мнению, наладится в течение месяца. В то же время 39% считает, что для нормализации ситуации необходимо 1-3 месяца.

Коментарии (0)