Всё о продуктовой рознице

Красота спасет от кризиса

17 Июня 2020, 04:06

Россияне увеличили свои расходы на салоны красоты, спорт и одежду.

shutterstock_1353370031.jpg

С 8 по 14 июня расходы потребителей на товары и услуги, по данным «Лаборатории Сбербанка» по анализу и обработке больших данных «СберДанные» увеличились на 3,9% по сравнению с предшествующей неделей. Изменение относительно сопоставимого периода 2019 года составляет –8% г/г.

Индекс потребительской активности SberIndex, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за этот же период вырос с 68,1 до 73 пункта. Таким образом, потребление в России становится сопоставимым с 2019 годом, хотя пока дотягивает только до неактивных будних дней.

Восстановление по-прежнему сконцентрировано в категории непродовольственных товаров. Этот сегмент впервые продемонстрировал рост 1,9% г/г. c апреля, который ознаменовался периодом усиления мер, направленных на борьбу с коронавирусом. Судя по структуре изменения трат, спрос возвращается на фоне июньского смягчения ограничений. В секторе услуг существенная часть послаблений еще впереди, поэтому падение по-прежнему составляет 35,3% г/г.

Среди отдельных направлений трат аналитики лаборатории «СберДанные» отметили, во-первых, восстановление в транспортном сегменте – на протяжении всего периода пандемии эта категория была хорошим индикатором изменения всей потребительской активности. Снижение спроса на прошлой неделе сократилось до 4,8% по сравнению с 2019-м. Этот показатель на 4,7 процентных пункта выше, чем неделей раньше.

Кроме того, возвращается спрос на услуги локального транспорта, такси и аренду авто. Так, рост трат на такси составил 18,1 п. п. за неделю. Аналитики ожидают, что восстановление сегмента «Аренда авто» будет усиливаться после возвращения работы московского каршеринга в нормальный режим. Постепенно растут и расходы на авиабилеты. В этой категории изменение составляет –72,4% г/г, при том что в мае падение было –87% г/г, а на пике достигало –93% г/г. С учетом де-факто закрытых международных перелетов можно предположить, что существенная часть трат – это внутренние рейсы.

В товарных категориях выделяется «Одежда, обувь и аксессуары». На фоне возвращения покупателей в офлайновые точки продаж заметно очередное существенное улучшение за неделю. По итогам недели 8–14 июня изменение составляет –11,5% г/г против –21% г/г неделей ранее и –64% г/г в мае. Сохраняются покупки в сегментах, связанных с обустройством дома: «Товары для строительства и ремонта», «Бытовая техника», «Мебель и предметы интерьера».

В сегменте услуг также можно выделить «Салоны красоты» и «Спорт», где траты увеличились в полтора раза по сравнению с предшествующей неделей. Снижение к 2019 году составляет 39,7% и 13,3% соответственно. При этом аналитики лаборатории «СберДанные» обращают внимание на слабую динамику в целом ряде отраслей (общепит, индустрия отдыха и развлечений, туризм). В сегменте «Кафе, бары, рестораны» падение относительно 2019 года даже усилилось до 59,1%. Безусловно, это может быть случайным колебанием одной недели. Однако потребительские траты в этом сегменте начали падать еще до введения каких-либо ограничений. В марте изменение расходов на все услуги в целом составило –12,8% г/г. Можно предположить, что это и будет ориентиром восстановления по мере снятия карантинных мер.

Коментарии (0)