Всё о продуктовой рознице

Ажиотаж уже не тот

06 Ноября 2020, 01:11

Россияне отказались от мартовской модели покупок.

shutterstock_590372072.jpg

Несмотря на введение новых ограничений, в октябре россияне стали покупать меньше продуктов «карантинного набора», пишут «Известия» со ссылкой на сведения оператора фискальных данных «Такском». с 1 по 28 октября потребители приобрели на 28-30% меньше гречки, манки и геркулеса по сравнению с сентябрем. Рис, макароны и соль россияне тоже покупали реже, но не настолько – на 3–5%. Продажи консервов уменьшились на 6%, а тушенки – на 2%. Выросли, но незначительно, покупки сахара – на 1%.

Стоимость продуктов в октябре изменилась по отношению к сентябрю, также зафиксировали аналитики. Например, цена манки упала на 13% (63 руб. за упаковку), геркулеса и гречки – на 1% (48 рублей и 62 рубля соответственно). Стоимость риса снизилась на 2% (82 рубля), цена макаронных изделий выросла на 2% (51 руб.), сахара – на 4% (41 руб.), соли – на 8% (37 руб.). Консервы подорожали на 10% (125 руб.), а тушенка стала дешевле на 2% (126 руб.).

По сравнению с октябрем прошлого года продажи базовых продуктов питания тоже упали. Гречки и риса – на 10%. Средние цены на них за год выросли на 21 и 7% соответственно. Покупать макароны также стали реже на 15%, а цена продукции увеличилась на 8%. Реализация сахара сократилась на 23%, а цена упала на 8%. Продажи соли уменьшились на 19%, а ее стоимость выросла на 11%. Другие продукты, которые россияне покупают достаточно часто, за год тоже подорожали, и брать их стали реже. Например, реализация геркулеса снизилась 18%, а его стоимость выросла на 13%. Сбыт манной крупы уменьшился на 11%, а средняя цена увеличилась на 18%. Реализация консервов упала на 14%, а тушенки – на 25%.

Покупательский спрос снизился по отношению к докризисному уровню, подтвердил «Известиям» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. «Это связано с тем, что у людей еще остались большие запасы продовольствия с тех пор, как они закупили его в первую волну пандемии, – отметил он. – На объемы продаж также повлияло падение трафика в торговых центрах: в столице в конце сентября оно составило до 20% по отношению к показателям прошлого года».

Оснований для новых волн ажиотажного спроса, как весной, нет, считают в Минпромторге. В ведомстве добавили, что по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в начале октября падение потребительских расходов ускорилось и составило 4,8%. По информации Deloitte, которая приведена в презентации АКОРТ по итогам работы в течение трех кварталов 2020 года (есть у «Известий»), большинство потребителей считает нужным сократить расходы на продовольствие на 6%.

Падение продаж основных товаров можно связать с несколькими причинами, сказал «Известиям» президент Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Прежде всего еще не у всех граждан кончились весенние запасы продуктов. В первую волну коронавируса люди приобретали именно те товары, которые сейчас «просели». А те, кто уже доел купленное впрок, пока не готовы снова покупать эти же продукты и перешли на другие, считает он. Эксперт уверен, что рост цен существенно не влияет на настроения потребителей: сейчас дорожают все товары. «Плюс к этому мы фиксируем тренд на более рациональное потребление. Он обусловлен прежде всего тем, что реальные доходы населения не растут», – подчеркнул он.

Коментарии (0)