Во времена экономического спада грамотный финансовый анализ деятельности компании может помочь ей улучшить позиции на рынке, расчищенном от менее подготовленных к неурядицам конкурентов. Неправильное распределение ресурсов, неликвидные товары, осевшие на складах, большой объем просроченной задолженности – все это тянет слабые предприятия на дно. О том, как избежать таких проблем с помощью инструментов P&L-менеджмента, размышляет специалист в области финансов Александр Антонов.
Маржинальность продаж
Следующей остановкой в нашем путешествии является анализ маржинальности (Gross margin), которая получается путем вычитания из чистой выручки себестоимости продукции, включая потери от списания. Поскольку себестоимость специфична для каждой компании и определяется взаимодействием производственных и коммерческих подразделений, то в этой части мы кратко рассмотрим два аспекта, которые достаточно универсальны: потери от списания товаров (например, вследствие истечения срока годности) и анализ рентабельности.
В большинстве случаев причиной списаний является неправильный прогноз продаж, который ложится в основу производственного плана и поставок продукции на рынок. Конечно, невозможно точно спрогнозировать будущее, и на эту тему имеется много высказываний, одно из наиболее известных принадлежит Нильсу Бору: «Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем». Однако это не значит, что прогноз нельзя улучшить. Прогнозирование поставок – это инструмент управления бизнесом: каждый раз, встречая фактор, вызвавший неточность прогноза, требуется определить и понять его причину и механизм действия. Затем необходимо найти возможность контролировать этот фактор и способы влияния на него. Это требование спускается на уровень менеджеров, ответственных за прогноз каждого товара. Но и этого мало. Компания должна выработать процессы и процедуры и сделать их частью управления. Если система заработает, то помимо снижения списаний компания получает дополнительные важные преимущества, такие как уменьшение потерь от отсутствия товара на складе, снижение товарных запасов и, как следствие, складских расходов. Кроме того, более точный прогноз позволяет получить неочевидные и, на первый взгляд, нематериальные выгоды, такие как улучшение отношений с производственными площадками и поставщиками. Таким образом, точность прогноза напрямую влияет на расходы в цепочке поставок, что в итоге позволяет снизить себестоимость товара.
Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала «МОЕ ДЕЛО.Магазин».