Темпы роста дискаунтеров – лидеров по расширению сетей в России – идут на убыль. Каннибализация выручки и увеличение расходов, связанных с логистическими сложностями освоения новых территорий, отправляют ритейлеров на поиски новых каналов роста. Результатом станет развитие форматов с высокими продажами с квадратного метра, таких как магазины алкогольной продукции и дрогери, а также супермаркетов. LZ Retailytics представляет свой анализ российского розничного рынка.
Благодаря диверсификации и освоению новых каналов роста ожидается, что четверка лидеров российского розничного рынка увеличит свою долю доходов в общей выручке 20 ведущих операторов с 67,5% в 2014 году до более чем 74,3% в 2020 году. Каждый из них делает ставку на свой сегмент рынка: X5 Retail Group, лидер рынка, покажет основной рост в категории супермаркетов. «Магнит» уходит в формат дрогери и аптек, избегая прямой конкуренции со своим основным соперником. Формирующаяся монополия в алкогольном сегменте – «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль» – займет третье место. И, наконец, «Лента» сохранит лидерство в сегменте гипермаркетов.
Итак, локомотив стремительного роста розничных сетей в России в последние годы – концепции дискаунтеров «у дома» – сбавляет обороты. Топ-20 игроков открыли почти 35 000 небольших магазинов по всей стране, другими словами, за последние четыре года они ежегодно открывали почти 5000 магазинов. Теперь же каннибализация ставит под угрозу высокие темпы развития, а логистические сложности, связанные с работой на отдаленных территориях, снижают прибыльность. Как следствие, ритейлеры будут отдавать предпочтение более осторожному и взвешенному подходу к дальнейшему расширению сетей.
Даже если ведущие бренды, «Пятерочка» и «Магнит» в формате «у дома», сохранят лидирующие позиции в обозримом будущем, другие форматы будут постепенно расширять свое присутствие в тени дуополистов индустрии. По прогнозам LZ Retailytics, магазины алкогольной продукции, дрогери и супермаркеты станут новыми локомотивами роста и прибыльности.
Новые форматы
Казалось, что стремительное развитие дискаунтеров не остановить. Но, вопреки всем ожиданиям, они могут и не быть панацеей для современной розничной сети в России. Продажи «Магнита» в формате «у дома» с тех же торговых площадей снижаются второй год подряд, что связано с уменьшением покупательной способности в российских регионах. Like-for-like «Пятерочки» также снижается: впервые с начала экономического кризиса пять лет назад он стал ниже инфляции продовольственных цен.
Консолидация усиливается, а прибыльность снижается. Как следствие, все больше ритейлеров будут выходить в смежные сегменты рынка. Магазины алкогольной продукции, дрогери и аптеки, а также convenience stores – эти форматы обладают наибольшим потенциалом роста за счет фрагментированных рынков, кроме того, они отличаются более высокой прибыльностью и очень маленькой торговой площадью.
Зарабатывать деньги посредством низкоценовых брендов – «Магнит» и «Пятерочка» – станет все сложнее. Сравнительно низкий товарооборот на единицу площади заставляет бренды-дискаунтеры, лидирующие на рынке, искать новые источники дохода. Как следствие, «Магнит» форсирует расширение сети дрогери «Магнит Косметик»: недавно ее признали крупнейшей российской сетью в этом канале. В то же время «Перекресток», бренд супермаркетов группы X5, при тех же торговых площадях привлекает намного больше клиентов, чем другие участники рынка, благодаря развертыванию новой региональной модели.
Группа «Дикси» – казалось бы, побежденный третий игрок в сегменте мини-маркетов, планирует триумфальное возвращение в союзе с сетями магазинов алкогольной продукции «Красное & Белое» и «Бристоль»: их база из более 10 000 магазинов по всей стране и налаженная логистика создают отличный противовес нынешней дуополии X5 и «Магнита».
Больше слияний и поглощений
В то время как X5, «Магнит» и «Лента» укрепляют свои лидирующие позиции, в том числе путем поглощения сетей, оказавшихся в тяжелом положении, таких как «Седьмой континент» или «Холидей», мы убеждены, что в ближайшем будущем на рынке произойдут новые, более крупные слияния и поглощения. Слияние сетей «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль» («Альбион-2002») станет лишь первым шагом. Группа «Дикси» выставила на продажу свою сеть супермаркетов «Виктория», кандидаты на ее приобретение – «Лента» и X5. Группа «О’Кей» объявила о своем решении сконцентрироваться на превращении дискаунтеров «Да!» в сеть федерального значения, а следовательно, есть вероятность, что они рассматривают возможность продажи своей сети гипермаркетов, – суперсовременной, но слишком маленькой, чтобы соперничать с «Лентой», лидером в данном канале продаж, чья сеть в три раза больше. Более того, проект «Ренессанс» холдинга «Ашан» предусматривает в среднесрочной перспективе закрытие трети всей сети магазинов: вполне возможно, что компания продаст часть своей базы гипермаркетов.
Де факто шанс на увеличение своей доли рынка в России есть только у четырех ведущих игроков – X5 Retail Group, «Магнита», «Ленты» и нового конгломерата «Дикси». Следующие за лидерами «Ашан», Metro и «О’Кей» либо пересматривают свою структуру, либо выходят на новые форматы, чтобы избежать прямой конкуренции. Как следствие, мы ожидаем, что четверка лидеров российского розничного рынка увеличит свою долю доходов в общей выручке 20 ведущих операторов с 67,5% в 2014 году до более чем 74,3% в 2020 году.
LZ Retailytics –
недавно основанное международное аналитическое подразделение Lebensmittel Zeitung, ведущего немецкого издания, публикующего новости рынка FMCG и продуктового ритейла. Собрав команду отраслевых экспертов с богатым опытом работы в организации розничной торговли и аналитике, LZ Retailytics предлагает данные и аналитическую информацию по европейскому рынку продуктового ритейла – от рыночной динамики и каналов продаж до детальной картины по отдельным брендам.
Команда LZ Retailytics поставляет результаты отраслевых исследований посредством инновационной цифровой платформы с полной поддержкой мобильных устройств, а также в форме семинаров и консультаций. Следите за новостями европейского розничного рынка с помощью бесплатных еженедельных отчетов LZ Retailytics.