06 октября 2020, 04:10
Пандемия ускорила переход на безналичный расчет.
Аналитики назвали такой феноменальный рост «русским чудом» и впервые об этом заговорили в прошлом году, когда по итогам 2010–2018 годов было выявлено 30-кратное повышение числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека, замечает управляющий директор и партнер BCG Макс Хаузер. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост. «Пандемия коронавируса и ее последствия ускорили изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около десяти лет, – добавляет управляющий директор и партнер офиса BCG в Париже Ян Сенан. – Однако этот благоприятный период не будет длиться вечно».
По данным Банка России, за второй квартал 2020 года доля безналичных платежей выросла почти до 70% – такой уровень безналичных расчетов ЦБ ожидал только по итогам 2020 года. Во время пандемии регулятор рекомендовал банкам обращать внимание клиентов на приоритетное использование именно безналичной формы оплаты товаров и услуг: онлайн-переводов и бесконтактной оплаты по картам.
За время пандемии использование наличных среди российских потребителей сократилось на 41% при расчетах и оплате заказа при доставке, использование бесконтактных карт выросло на 41%, а мобильных платежей – на 31%, сообщил «РБК» представитель международной платежной системы Visa. В исследовании Mastercard в первой половине 2020 года, как отмечает ее представитель, почти половина опрошенных россиян отметили, что в период пандемии стали реже платить наличными, а 22% сообщили, что больше совсем не пользуются наличными деньгами, предпочитая карты. Половина участников того же опроса сказали, что стали чаще использовать карты с возможностью бесконтактной оплаты, причем среди россиян 78% уже освоили эту технологию.
Согласно прогнозам BCG, в ближайшие пять лет совокупные среднегодовые темпы роста выручки платежного сектора России от транзакционного банковского обслуживания составят от 2,8 до 7,8% в зависимости от сценария восстановления экономики, что может быть выше мировых показателей (прогноз – 4,4%). Однако в 2014–2019 годах этот показатель достигал 15,6%: сокращение среднегодовых темпов роста выручки аналитики связывают с кризисом из-за пандемии коронавируса.
Вторая половина текущего десятилетия для мира выглядит намного оптимистичнее, поскольку на нее придется экономический рост, развитие инфраструктуры платежей, подъем электронной коммерции и расширение доступа к финансовым услугам, прогнозируют в BCG. В период с 2024 по 2029 год выручка мирового рынка платежей должна расти на 4,4%–5,6% ежегодно в зависимости от сценария. Эти темпы роста примерно в полтора раза выше темпов роста банковской выручки в целом. К 2029 году пул выручки может увеличиться до $1,9–2,4 трлн в зависимости от скорости восстановления экономики, оценили эксперты. В 2019 году показатель составлял $1,5 трлн.
Коментарии (0)