В мае 2014 года, согласно данным компании «Ромир», повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 5% по сравнению с апрелем. Рост как номинальных, так и реальных расходов в мае по сравнению с апрелем фиксируется всего лишь второй раз за весь период наблюдений. Предыдущий раз такое случилось в мае благополучного 2008 года.
По сравнению с маем 2013 года повседневные расходы населения в мае 2014 года выросли на 6% в номинальном выражении. С учетом инфляции потребительского рынка (7-7,5% за год, по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов в пределах 1-1,5%. Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже восемь месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда.
Увеличение расходов в годовом выражении произошло впервые с октября прошлого года. Таким образом, тенденция к снижению потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года, фиксировавшаяся семь месяцев подряд, оказалась прерванной. Однако о том, начал ли формироваться новый тренд или же имеет место «статистический выброс», покажут данные июня и июля, отмечают аналитики. Пока же стоит отметить, что уровень повседневного потребления в феврале и марте 2014 в номинальном выражении превысил показатели февраля и марта кризисного 2009 года на 80%. В апреле 2014 номинальные расходы превысили уровень апреля 2009 на 70%. В мае 2014 номинальные расходы превысили уровень мая 2009 на 82,5% Реальные расходы (с учетом инфляции в 45% за пять лет) увеличились за эту пятилетку примерно на 25%.
В мае 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) практически не изменилась по сравнению с маем 2013 и составила 54% против 55% годом ранее. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса составила 46%. Таким образом, годовой рост в мае оказался достаточно равномерным по обеим большим группам товаров – около 4% по продуктам питания и около 8% по непродовольственным товарам. После снижения в начале прошлого года доля продовольственных товаров стабилизировалась на уровне 54-57%, а доля непродовольственных – на уровне 43-46%. Такая картина наблюдается уже в течение последних 14 месяцев.
В Москве в мае 2014 продолжилось снижение потребительской активности – минус 2% к апрелю и минус 9% к марту. Но все же номинальное значение мая оказалось на 1,5% выше значения мая 2013. Правда, с учетом инфляции приходится констатировать снижение реального уровня потребления на 5% в годовом выражении. За пять лет (с мая 2009 года) номинальные расходы москвичей выросли на 71,5%, реальные – на 18%. Кстати, последние 5-7 лет номинальная средняя заработная плата в столице растет немного медленнее, чем в других городах страны.
В Санкт-Петербурге, напротив, повседневные расходы в мае 2014 выросли на 1% по сравнению апрелем и на 17% по сравнению с маем прошлого года. Даже с учетом инфляции можно говорить о впечатляющем росте повседневных расходов – почти 10% в годовом выражении. За пять лет (с мая 2009) номинальный рост повседневных расходов в Петербурге составил 108%, а реальный – около 43%. Кстати, и средняя заработная плата в Петербурге за пять лет выросла сильнее, чем в Москве, хотя в абсолютном выражении она все еще ниже московской на 25-30%.
В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в мае выросло сразу на 8% по сравнению с апрелем и даже превысило показатели марта, чего ранее никогда не случалось. По сравнению с маем 2013 повседневные расходы в миллионниках выросли почти на 16% в номинальном выражении и на 7,5% в реальном. Именно миллионники стали безусловным драйвером роста повседневного потребления в мае 2014 года. За пять лет (с мая 2009 года) номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 101%, а реальный - около 38-39%.
В городах с населением свыше 500 тыс. жителей повседневные расходы в мае тоже выросли на впечатляющие 9% по сравнению с апрелем. А вот по сравнению с маем 2013 года они снизились на 2% в номинальном и почти на 9% в реальном выражении. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 73%, реальный – около 19%.
Потребители с доходами ниже среднего уровня в мае увеличили свои повседневные расходы сразу на 14% по сравнению с апрелем и на 12% по сравнению с маем 2013 года. Реальные расходы потребителей этой группы выросли на 4% в годовом выражении. Вне всякого сомнения, в мае 2014 года именно эта группа потребителей вступила в качестве локомотива роста повседневных потребительских расходов. За пять лет (с мая 2009 года) номинальный рост расходов этой группы составил 91%, реальный – около 32%. Близкие значения были зафиксированы и в феврале этого года. А вот в марте-апреле показатели были куда скромнее: около 70% номинального роста и около 17% реального.
У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в мае выросли только на 4% и по сравнению с апрелем, и по сравнению с маем 2013. В реальном выражении повседневные расходы снизились более чем на 3% за год. За пять лет (с мая 2009 года) номинальный рост расходов этой группы составил только 64%, реальный – около 13%. Отставание темпа роста повседневных расходов «среднего класса» от темпа роста расходов менее обеспеченных групп населения является косвенным свидетельством более медленного темпа роста номинальных доходов этой группы населения. Возможно, этот факт также является одним из основных источником недовольства социальной и экономической политикой, которое проявляет часть представителей этой социальной группы.
У потребителей с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в мае 2014 выросли на 3,5% и к апрелю текущего года, и к маю 2013. Скромные темпы роста повседневного потребления у этой группы потребителей могут объясняться тем, что большая (чем в прошлом году) доля представителей этой группы на майские праздники отправилась в поездки по стране и за границу. Гипотеза подтверждается со стороны туроператоров, которые еще в марте-апреле отмечали рост бронирования по различным туристическим направлениям от 15 до 30% к аналогичному периоду прошлого года. За пять лет (с мая 2009) номинальный рост расходов этой группы составил 65%, реальный – около 13,5%. Более скромные темпы роста повседневных расходов у этой группы объясняются, на наш взгляд, не столько более медленными темпами роста доходов, сколько номинально относительно высоким уровнем повседневного потребления, достигнутого уже пять-семь лет назад. А после достижения «точки насыщения» дальнейший рост номинальных доходов приводит к пропорционально меньшему росту расходов на блага «низшего порядка». А товары повседневного потребления, без сомнения, относятся именно к этой группе.