Производители экопродукции ждали это событие больше 12 лет. В ближайшие дни решится вопрос либо о внесении закона в ГД ФС РФ, либо об отправке его на доработку. Стоит отметить, что замечания к закону Минэкономразвития и Минфина РФ не были урегулированы.
До сих пор рынок органического сельского хозяйства в России развивается стихийно. Нет единого понятийного аппарата, требований к производству, маркировке. Хотя органическое сельское хозяйство имеет свою специфику и требует отдельного нормативного регулирования.
По словам исполнительного директора Союза органического земледелия Якова Любоведского, в 84 странах мира действуют собственные законы об органическом земледелии, в десятках стран такие законопроекты разрабатываются. Сейчас оборот в сфере органического сельского хозяйства составляет $85-90 млрд в год, однако уже к 2020 году эта цифра достигнет $200-250 млрд и Россия может занять 10-15% этого рынка, считает он. В 2013 году продажи органической продукции в России выросли на 10% по сравнению с 2011 годом и составили $160 млн. Однако более 95% сертифицированной органической продукции импортная, в то время как отечественные производители имеют все возможности для выпуска. Нужны лишь национальные нормативно-правовые акты.
Потенциально рынок органической продукции в России оценивается в 300-400 млрд руб. По данным компании «Ромир», 58% россиян готовы покупать экологические продукты. «При этом органические продукты – это не еда для «золотого миллирада», – подчеркивает Яков Любоведский. – Согласно расчетам TNS, сегодня органику в России в первую очередь покупают домохозяйки, мамы для своих детей и близких – 45%, приверженцы здорового образа жизни – 30%, те, кто по состоянию здоровья вынужден есть здоровую еду (аллергики, диетики, беременные, кормящие и т.д.) – 10%. А это уже 85% всего потребления органики. И лишь 10% — это сегмент Luxury и 5% те, для кого органика – дань моде».