Максимально эффективно использовать площадь торгового зала позволит многофункциональное оборудование, например, универсальные холодильные шкафы, которые работают в температурном режиме от -8 С до +5 С.
Автор: Глеб Корнев
Универсальные холодильные шкафы обычно используются в небольших супермаркетах или магазинах «у дома» — то есть в розничных точках с небольшой площадью торгового зала и отсутствием холодильных камер или с существенными ограничениями в их объеме. В крупных магазинах с большими торговыми и складскими площадями шкафы обычно не устанавливают.
— Такое оборудование обычно заказывают сетевые магазины самообслуживания с площадью торгового зала не более 3500 м2, — говорит Алексей Скородумов, руководитель рекламного отдела «Компании БИО».
Универсальные шкафы подходят для демонстрации и хранения рыбных пресервов, охлажденного мяса и мясных полуфабрикатов, салатов, икры, кондитерских изделий, готовых блюд и т. д., поясняет Светлана Щербакова, ведущий специалист по продукту компании «Полаир».
Мария Дунаева из компании «Креатика» добавляет, что универсальные шкафы, как правило, устанавливают в гастрономических, кондитерских и рыбных отделах для хранения упакованной продукции.
Основные требования к универсальным холодильным шкафам — это высокая степень надежности холодильного агрегата и способность максимально точно выдерживать заданную температуру — она зависит от качества используемой автоматики и конструкции шкафа, его термоизолирующих свойств.
— Большинство российских производителей холодильных шкафов собирают их из сэндвичпанелей, — комментирует Светлана Щербакова. — Такая конструкция не всегда обладает достаточной жесткостью и герметичностью.
Более высокие параметры по этим показателям у моделей с цельнозаливным корпусом, который не собирается из отдельных панелей, а, по сути, представляет собой единое целое.
По словам Марии Дунаевой, для поддержания универсальной температуры в шкафах устанавливают более мощный тип агрегата, чем в среднетемпературных моделях (например, с рабочим режимом 0…+7 С).
Если в других видах холодильного оборудования, например кондитерских витринах, обычно применяются регуляторы уровня влажности, то в универсальных шкафах такие устройства не требуются, ведь обычно в них хранят упакованную продукцию. Двери в универсальных холодильных шкафах могут быть как стеклянными, так и глухими или изготавливаться полностью из нержавеющей стали.
Если шкаф будет использован для хранения продуктов, стоит выбрать модель с глухими дверями, а если для демонстрации, то подойдет со стеклянными дверями. В зависимости от того, как продукция будет чаще всего храниться в шкафу, нужно точно выбрать температурный режим, советует Юлия Давыдова, коммерческий директор компании «Экспохолод».
— Очень часто универсальные модели заведомо приобретаются для демонстрации и продажи не разных продуктов питания, а конкретно икры, — отмечает Алексей Скородумов. — У некоторых клиентов при заказе оборудования даже иногда проскальзывает словосочетание «шкаф для икры» — и сразу понятно, что конкретно необходимо предоставить компании.
Еще одна важная характеристика, на которую необходимо ориентироваться при выборе, — объем шкафа.
— Как правило, розничные организации приобретают для размещения в торговом зале модели объемом 500 и 1000 л, — рассказывает Светлана Щербакова. — Они очень компактны (глубина составляет порядка 720 мм), соответственно, их удобно использовать в условиях ограниченной площади, например, за спиной продавца. Шкафы объемом 700 и 1400 л из крашеного металла приобретают реже и ставят чаще всего в подсобках. Такие модели используются преимущественно для хранения суточного запаса товара.
По словам Юлии Давыдовой, в магазинах малого формата обычно ставят шкафы со встроенным агрегатом. Также на рынке встречаются модификации с подключением к центральной холодильной машине. Эта схема применима в случае с комбинированными шкафами-боннетами (верхняя часть оборудования представляет собой шкаф, а нижняя — боннету). Такие модели есть в ассортименте практически каждого производителя холодильной техники.
До недавнего времени на российском рынке доминировала продукция датских и польских производителей.
В Северо-Западном регионе, включая Санкт-Петербург, традиционно сильны позиции финской фирмы Helkama. Кроме того, активно продвигает свою продукцию австрийская фирма Liebherr, также известная в сегменте бытовой холодильной техники.
По словам Алексея Скородумова, универсальные модели изготавливают практически все крупные производители холодильных шкафов. Наиболее известные бренды (в алфавитном порядке): «Ариада», «Интер», «Марихолодмаш», Polair, «Премьер».