Группа компаний «Сего» первой разработала и представила в России инновационную упаковку для замороженных продуктов и полуфабрикатов – одноразовую пароварку. Новинка сразу заинтересовала ведущих российских производителей и ритейлеров. Первые продукты в одноразовой пароварке выпустят «Макфа» и «Петрохолод», они появятся на рынке уже в ближайшие два месяца.
АВТОР: Ольга Еремина
Инновационную одноразовую пароварку группа компаний «Сего» впервые презентовала в сентябре 2013 года на международной выставке World Food Moscow и сразу привлекла внимание как российских, так и зарубежных производителей и розничных операторов. Уникальность решения в том, что оно сочетает две функции: является производственной тарой и одновременно служит емкостью для приготовления пищи. Пока «Сего» единственная, кто выступает на рынке с таким предложением.
Конструктивная идея
Идея создания одноразовой пароварки принадлежит директору по развитию группы компаний «Сего» Алексею Жукову. Еще два года назад он задумался о том, как совместить противоположности – концепцию здорового питания и удобство и быстроту. Кроме того, длительная стагнация на рынке замороженных полуфабрикатов требовала свежих идей, создания не просто новых брендов, а качественно новых продуктов, которые принципиально отличались бы от уже представленных в рознице. «Мы заметили, что в последние годы потребители стали больше интересоваться концепцией правильного питания, в том числе придавать значение способу приготовления продуктов. При этом идея приготовления продуктов в пароварке звучала все чаще. Вместе с тем ускоряющийся темп жизни не позволял потребителям проводить много времени на кухне, включая последующее мытье посуды. Так и пришла мысль создать упаковку, в которой сразу можно было бы готовить еду, а после использования просто ее выкинуть. Потребитель смог бы сэкономить свое время и получить полезный продукт», – рассказывает Алексей Жуков.
Потребовалось почти два года, чтобы воплотить замысел в жизнь. Сначала необходимо было внимательно изучить рынок, существующие на нем предложения и тенденции, разработать форму и конструкцию упаковки, выбрать используемые при этом материалы, провести тестовые испытания, заказать, привезти и установить производственное оборудование, изготовить пробные партии. «Дело в том, что пока в мире никто не выпускает подобную упаковку. Мы – единственный производитель одноразовых пароварок, – подчеркивает Алексей Жуков. – Поэтому нужно было разработать не только конструкцию упаковки, но и оборудование для ее выпуска. Все производственные механизмы делались под заказ по разработанным нами чертежам. Пришлось потратить значительное время на поиски того, кто сможет изготовить для нас это оборудование. Производителя удалось найти среди компаний, выпускающих оборудование для алюминиевых лотков, поскольку одноразовая пароварка – это, по сути, модернизированный алюминиевый лоток».
Как отмечает Алексей Жуков, конструкция одноразовой пароварки довольно проста. Она состоит из двух алюминиевых емкостей разного размера. Один лоток высотой 5 см – внешний, а второй, высотой 3,5 см – внутренний, вставлен в первый. На дне он имеет перфорацию в виде множества круглых маленьких дырок. Во внутренней емкости размещается продукт – рыба, мясо, овощи и другие полуфабрикаты или готовые замороженные блюда. Работает конструкция тоже просто. Внутрь необходимо налить стакан воды (200–250 мл), которая просачивается сквозь отверстия и уходит на дно нижней емкости. При нагреве лотка на газовой или электрической плите вода начинает испаряться, а пар поднимается вверх и продукт готовится, как в самой обычной пароварке. При этом время приготовления для каждого продукта отличается, и нужно четко соблюдать инструкции на упаковке.
В тестовом режиме
К реализации проекта группа компаний «Сего» приступила в 2012 году. По словам Алексея Жукова, она изначально была создана как компания нового типа, которая могла бы задавать вектор развития рынку полуфабрикатов, стать номером один в области инноваций. «Мы хотим выводить на рынок продукты, аналогов которым нет, не копировать уже созданное, а самим быть предметом внимания и копирования конкурентов, – комментирует он. – В процессе изучения вопроса мы пришли к выводу, что помимо самого продукта, его формы, вкуса, цвета, состава, чуть ли не половина его успеха у покупателей зависит от упаковки. Поэтому решили пойти по пути создания инновационных видов упаковки. Таким образом, в одной производственной группе мы объединили компании по производству замороженных полуфабрикатов и упаковки, а также собственный институт разработки потребительских продуктов».
Первоначальные инвестиции в проект составили около $500 тыс., включая затраты на разработку конструкции одноразовой пароварки, создание и покупку оборудования, тестовые испытания, а также на новый бренд. Для продвижения пароварки решено было создать две новые торговые марки: «Пароваров» и «Пар ле Гурме», которые впервые представили на выставке World Food Moscow. Под этими брендами выпустили пробные партии продуктов, специально разработанных для пароварки. Это манты из мяса и овощей, долма, лосось с оливками, эстрагоном и зеленой фасолью, филе индейки со сладким перцем и зеленым горошком, колбаски с тушеной капустой, креветки со спаржей и чесночным маслом, зразы из говядины с сыром и зеленью и другие. В целом обе линейки – «Пароваров» и «Пар ле Гурме» – насчитывают около 20 позиций.
Пока на предприятии установлена одна производственная линия мощностью до 1 млн пароварок. Однако через четыре месяца компания планирует запустить еще одну линию и увеличить производительность как минимум в два раза. Дальнейшее расширение выпуска будет зависеть от объема заказов со стороны продуктовых компаний.
Сейчас, по словам Алексея Жукова, уже более 200 отечественных производителей тестируют одноразовую пароварку. «Сего» ведет переговоры практически со всеми крупными российскими игроками, такими как «Мираторг», «Черкизово», «Ясные зори», «МПЗ «Ремит», «МПЗ «Ратимир», «Морозко» и многими другими, а также с компаниями из стран СНГ. «Несмотря на то что мы разработали две собственные линейки для продвижения, которые полностью готовы для запуска в массовое производство, наши партнеры будут выпускать продукты под своими марками и по утвержденным ими рецептурам. Поэтому сейчас многие проводят тестовые испытания, дорабатывают рецептуры с учетом нового способа приготовления – на пару», – отмечает Алексей Жуков.
Первыми, кто выпустит продукцию в одноразовой пароварке, скорее всего, станут компании «Макфа» и «Петрохолод». С ними уже заключены договоры на поставки упаковки, однако пока точно неизвестно, какие именно продукты в пароварке появятся на прилавках в ближайшее время. Производители только тестируют свою продукцию в пароварке и намерены представить новинки на грядущей международной выставке «Продэкспо» в феврале 2014-го.
Заинтересованность в одноразовой пароварке проявляют не только производители, но и ритейлеры, которые хотят выпускать в инновационной упаковке товары под частными марками, отмечают в компании. Уже заинтересовались и тестируют новинку такие сети, как Spar, «Метро Кэш энд Керри», X5 Retail Group и другие. В «Сего» прогнозируют, что продукты в одноразовой пароварке будут пользоваться высоким спросом преимущественно в Москве и городах-миллионниках, поскольку это все же предложение для людей, стремящихся к здоровому образу жизни и живущих в интенсивном ритме.
Линейка продуктов под брендом «Пар ле Гурме», состоящая из 12 позиций, вскоре также появится на прилавках розничных магазинов. Компания «Сего» начнет выпуск этой продукции собственными силами в начале 2014 года. Под маркой «Пароваров» также будут выпускаться потребительские продукты, в частности пельмени. А бренд «Пар ле Гурме» помимо прочего станет частью еще одного направления бизнеса – франчайзингового. «На данный момент мы имеем готовое предложение для производителей. Бренд, его логотип и дизайн уже разработаны, все рецептуры подобраны с учетом способа приготовления и упаковки, проведены тестовые испытания, которые позволили рассчитать необходимое время для доведения продукта до полной готовности на пару. В разработку упаковки и концепции бренда, а также в рекламу и продвижение было вложено около 500 тыс. руб. У небольших производителей нет таких возможностей, поэтому им выгоднее купить франшизу, то есть право на использование нашего бренда, и платить роялти 5% с продаж», – объясняет Алексей Жуков.
Тем не менее, по его словам, пока далеко не все отечественные производители готовы воспользоваться подобным готовым предложением и хотят выпускать продукцию только под своим брендом. В будущем это направление бизнеса, согласно ожиданиям Алексея Жукова, займет в бизнес-портфеле около 2–3%, остальное придется на продажу упаковки.
Ход в будущее
Следующий шаг компании – это выпуск алюминиевого лотка под запайку для охлажденных и замороженных мяса и мясных полуфабрикатов, который также служит емкостью для запекания. По словам Алексея Жукова, этот формат очень популярен в европейских странах, однако в России производителей алюминиевого лотка нет, хотя некоторые дистрибьюторы и поставляют эту упаковку в нашу страну. «Запустив собственное производство этой продукции в России, мы сможем снизить стоимость лотка почти в два раза, – подчеркивает Алексей Жуков. – Средняя себестоимость нашего лотка из обычного алюминия составит 3,3 руб., а из толстого алюминия – около 7 руб., что в принципе соответствует цене пластиковой подложки, которую сейчас используют для упаковки мяса и полуфабрикатов. Себестоимость же алюминиевых лотков у дистрибьюторов колеблется от 7 до 14 руб. в зависимости от толщины емкостей, поскольку их привозят из-за границы».
Низкая цена при сопоставимом качестве позволит компании «Сего» избежать конкуренции на рынке. Однако оборудование для производства довольно дорогостоящее, его цена составляет порядка 1 млн евро, отмечает Алексей Жуков. Поэтому сейчас компания активно ведет переговоры с производителями, чтобы оценить их готовность покупать алюминиевые лотки. «Если хотя бы три крупных производителя подтвердят, что будут брать по 1 млн шт. в месяц, то мы сразу начнем производство. Нам необходимо собрать заказы на 5 млн шт, чтобы инвестировать такие деньги», – делится Алексей Жуков.
Решив посвятить значительную часть своего бизнеса созданию инновационных видов упаковки, в ближайшем будущем компания «Сего» также намерена выпустить упаковки из керамики, соломы, древесины и картона. Именно за этими форматами Алексей Жуков видит будущее рынка, и, как он считает, в дальнейшем каждый из них сможет занять на рынке в среднем 2–3%.
Керамическая упаковка – не новый формат для рынка, некоторые компании фасуют в керамические горшочки молочную и другую продукцию премиум-класса, однако в компании поставили задачу максимально ее удешевить. «90% стоимости керамики – это обжиг, а сама формовка практически ничего не стоит, – подчеркивает Алексей Жуков. – Например, если себестоимость чашки составляет 10 руб., то 1 руб. приходится на сырье (глину) и формовку, а 9 руб. затрачивается на обжиг. Поэтому сейчас мы работаем над снижением стоимости обжига до 1–2 руб. на единицу продукции».
Продажей керамической упаковки в «Сего» заниматься не будут. В таком формате появится собственная линейка молочной продукции под маркой «Экера». Основная причина такого шага, по словам Алексея Жукова, – желание сохранить розничную цену упаковки на уровне стоимости пластиковой. «Сейчас на рынке уже есть керамическая упаковка, но ее себестоимость очень высока. Мы же добиваемся цены в 2–3 руб. Производители захотят получить более высокую маржу в сравнении с конкурентами и не станут опускать цены на свою продукцию ниже среднерыночных, несмотря на то что их затраты на производство будут ниже», – отмечает он.
Без пиратов
Чтобы защитить продукцию от подделки, компания «Сего» уже запатентовала свое изобретение на территории России и стран СНГ, в ближайшее время намерена получить патенты во Франции, Италии, США и Германии, поскольку вскоре планирует начать поставки одноразовой пароварки за границу. Сейчас компания уже ведет переговоры с производителями замороженных продуктов и полуфабрикатов в Германии, США и Канаде.
Кроме того, в компании сразу решено было сделать низкую цену на пароварку, дабы пресечь попытки проникновения на рынок подделок. «У нас комплект из трех лотков стоит 10 руб. И если кто-нибудь из производителей выпустит что-то подобное, ему нужно будет сделать цену намного ниже, чтобы заказчику было интересно рисковать и покупать у него нелегальную продукцию. Ради экономии в 1–2 руб. никто с такими компаниями сотрудничать не станет. Тогда поставщик должен будет дать цену в 5–6 руб., но это невозможно, потому что у него себестоимость 7–8 руб.», – рассказывает Алексей Жуков.
Группа компаний «Сего»
Год создания: 2012
Месторасположение: Московская область, Раменский район
Направления бизнеса: производство замороженных полуфабрикатов, производство упаковки, разработка инновационных потребительских продуктов
Производственная мощность: 20 тыс. т замороженных полуфабрикатов в год, 1 млн пароварок
Торговые марки: «Пароваров», «Пар ле Гурме», «Радуша», «Можайский мясной двор», «Эль Ранчо»