Продукция Finn Crisp появилась на российском рынке в 2000 году, и уже сегодня на долю марки приходится 72% всех импортируемых в страну хлебцев и сухариков. На будущий год планы у финского концерна Vaasan не менее амбициозные. Российские потребители увидят обновленный дизайн бренда, а также смогут попробовать новинки Finn Crisp Plus.
Автор: Ольга Жукова
Вкусно и полезно
Продукция финского концерна Vaasan – хлебцы и сухарики под брендом Finn Crisp – уже давно известна потребителям по всему миру. Однако мало кто знает, что создание бренда Finn Crisp было приурочено к летним Олимпийским играм, которые проводились в Хельсинки в 1952 году. В этом же году концерн начал экспортировать свою продукцию в другие скандинавские страны. В 60-70-е годы «криспы» появились в Германии, Великобритании и других европейских странах. А уже сегодня Vaasan экспортирует свои хлебцы в 30 зарубежных государств. На самом деле страна происхождения хлебцев – Швеция. Но уже с конца XIX века они стали неотъемлемой частью финской кухни. Хлеб пекли два раза в год: весной с замешиванием теста из чистой ручьевой воды и осенью из свежесмолотого зерна. Хлеб твердел и сохранял свой вкус месяцами. Этот продукт считался деликатесом.
Промышленное выпекание хлебцев началось лишь в 1904 году, когда была основана пекарня Vaasan H?yryleipomo Oy в городе Васа на западном побережье Финляндии. А в 1969 году Vaasan основал хлебопекарный завод в городе Котка, недалеко от российско-финской границы. Сегодня на предприятии производится около 150 наименований продукции. Примерно 60% объемов производства приходится на свежий хлеб, 25% – на замороженные полуфабрикаты (в основном выпечка для сегмента HoReCa) и 15% – на хлебцы и сухарики. Причем Марина Корхонен, директор по развитию Vaasan, отмечает, что производителей сухариков в мире всего два, и концерн Vaasan занимает лидирующую позицию в этом сегменте. Основу знаменитых сухариков Finn Crisp составляет цельномолотая ржаная мука. Ржаные продукты помогают контролировать вес и стимулируют работу кишечника, а также играют важную роль в решении проблем, связанных с диабетом, сердечными заболеваниями и раком, поэтому они очень популярны среди людей, ведущих здоровый образ жизни. – Vaasan уже более 70 лет занимается изучением полезных свойств ржи, – рассказывает Марина Корхонен. – Помимо участия в различных национальных и европейских проектах мы проводим и свои собственные исследования: выясняем, как ржаные продукты влияют на пищеварение, обмен сахара в крови и многое другое.
С чистого листа
На отечественном рынке продукция под брендом Finn Crisp появилась в 2000 году. Тогда страна только начала приходить в себя от кризиса 1998 года. Свою деятельность концерн начал буквально «с чистого листа». – В России успех бизнеса во многом зависит от надежности партнера, – считает Марина Корхонен. – И нам в этом плане сильно повезло. На протяжении уже 9 лет мы плотно сотрудничаем с торгово-производственной компанией «Мистраль». Это наш эксклюзивный дистрибьютор на территории России. Сегодня наша страна занимает первое место по объему экспорта продукции Finn Crisp среди всех стран – импортеров этого бренда. По данным таможенной статистики, по итогам прошедших месяцев 2009 года на долю марки приходится 72% объема продаж всех импортируемых на российский рынок хлебцев и сухариков. Наиболее успешно продукция Vaasan продается в Москве и Санкт-Петербурге, 80% рынка хлебцев и сухариков страны формируется именно здесь. Доля Finn Сrisp в денежном выражении здесь составляет около 40% (статистика Nielsen). Свою продукцию Vaasan позиционирует в высоком ценовом сегменте. Марина Корхонен с сожалением отмечает, что в связи с кризисом и девальвацией рубля «криспы» стали еще дороже. И чтобы россияне не потеряли интерес к продукции Vaasan, руководство компании пошло на уменьшение объема упаковки. При этом экономичные упаковки «криспов» можно приобрести не только в магазинах, но и в вендинговых автоматах. – Несмотря на экономический кризис, нам удалось сделать большой рывок в дистрибуции, – говорит Марина Корхонен. – Если раньше продукцию можно было найти только на полках супермаркетов и гипермаркетов, то теперь она присутствует и в дискаунтерах. Кроме того, нам пришлось несколько сократить ассортимент. Ритейлеры сейчас как никогда хотят иметь только хорошо оборачиваемые продукты. В нашем ассортименте это ржаные, бородинские, многозерновые сухарики, а также сухарики с чесноком и тмином. Между тем, по данным Nielsen, 5 из 10 топовых SKU в сегменте сухариков и хлебцев принадлежат бренду Finn Crisp. Спонтанная узнаваемость марки у целевой аудитории составляет 38%, а из всех потребителей хлебцев и сухариков 29% чаще всего покупают именно Finn Crisp. Причем некоторые позиции Vaasan специально разработала для российского рынка. Например, «бородинские сухарики со вкусом кориандра». – Мы тщательно изучили рынок и пришли к выводу, что самый популярный в России хлеб – «Бородинский», – поясняет Марина Корхонен. – Поскольку нашу категорию потребители воспринимают как заменитель хлеба с хорошими диетическими качествами, мы решили полностью имитировать вкус «Бородинского». И в итоге не прогадали: сегодня это второй по объему продаж продукт в нашей линейке. Наладить производство «бородинских» хлебцев было очень непросто: никто из специалистов предприятия ни разу не видел технологии изготовления одноименного хлеба, даже состав муки пришлось подбирать специально. Так что теперь «Бородинские с кориандром» в компании называют не иначе как «наше бэби». Продукт получился настолько удачным, что впоследствии его пытались копировать многие отечественные производители.
Несмотря на кризис
По оценке Марины Корхонен, российский рынок хлебцев и сухариков развивается довольно динамично. В прошлом году Vaasan реализовала здесь 13 млн упаковок хлебцев и сухариков Finn Crisp. Корхонен считает, что рынок будет активно развиваться и дальше, несмотря на кризис. – В России пока не существует традиции потребления хлебцев и сухариков, – сетует она. – Хотя потенциал для роста потребления огромен. Россияне съедают примерно 100 г хлебцев и сухариков на душу населения в год. Это очень немного по сравнению с жителями скандинавских стран. К примеру, в Швеции этот показатель составляет 3 кг на человека, в Финляндии – 2 кг. В компании ожидают, что рост потребления сухариков и хлебцев будет обусловлен прежде всего повышением уровня культуры потребления продуктов питания, постепенным увеличением доходов населения, а также активностью производителей в области рекламы и маркетинга.
СПРАВКА
Расположение завода: г. Котка, Финляндия Численность персонала: 200 чел. Основная продукция на экспорт: хрустящие хлебцы и сухарики Основной бренд на экспорт: Finn Crisp Представленность бренда в мире: 50 стран Объем продаж Finn Crisp в 2008 г в мире: почти 70 млн упаковок
История Finn Crisp
1849 Август Александр Левон основал мукомольный завод в Васа
1904 Начало промышленного производства свежего хлеба и «криспов» в Васа 1952 Появление в ассортименте бренда Finn Crisp
1969 Начало производства «криспов» на заводе в Котке
1998 Начало производства тостового хлеба
2000 Выход на российский рынок