Всё о продуктовой рознице

Прыжок в будущее

31 Марта 2021, 10:03

В самые тяжелые кризисные периоды всегда есть сферы экономики, которые только выигрывают от происходящего. Во время пандемии основными бенефициарами оказались доставка и онлайн-ритейл, в особенности торговля продуктами питания, поскольку на других товарах люди экономят. Во время карантина рынок e-grocery вырос в 4,5 раза. Многие россияне впервые попробовали доставку продуктов на дом и теперь пользуются этой услугой, хоть и реже, чем во время изоляции. По оценкам INFOLine, к 2023 году онлайн-продажи продуктов питания превысят 300 млрд руб. Взглянем на рынок пристальнее.

Praxis_9138A.jpg

Хотя сфера фудтеха достаточно молодая, к 2020 году в России были уже представлены все бизнес-модели. Среди них службы доставки продуктов из магазинов, такие как IGooods, «Сбермаркет». Этот сегмент развивается очень быстро в период пандемии. Так, «Сбермаркет» первым из фудтех-компаний покрыл всю страну. Рост компании по итогам девяти месяцев 2020 года относительно того же периода прошлого года составил фантастические 738%. Именно «Сбермаркет» стал лидером в третьем квартале 2020 года, по оценкам INFOLine. Компания незначительно сократила оборот по сравнению с рекордным вторым кварталом, но показала рост почти в 9,6 раза к третьему кварталу 2019 года.

Вторая модель – интернет-магазины ритейлеров. Компании, которые сделали ставку на омниканальное развитие, быстрее смогли подстроиться под новую реальность. Упавшие офлайн-продажи были компенсированы ростом продаж в онлайн-канале. Здесь сразу стоит упомянуть X5 Retail Group и интернет-магазин «Перекресток» (Perekrestok.ru), который теперь называется «Перекресток Впрок». За девять месяцев 2020 года онлайн-ритейлер увеличил чистую выручку на 208%, до 2,8 млрд руб. без НДС. Это составило львиную долю продаж X5 в онлайне.

8-11_on-line.jpg

Одна из самых актуальных сейчас моделей фудтеха для ритейлеров – экспресс-доставка (15–20 минут), поскольку она востребована у потребителя. Все лидеры бросились ее развивать. В этой связи стоит упомянуть «Пятерочку», именно этой сети удалось добиться лучших результатов в экспресс-доставке. И это тоже послужило выходу X5 в лидеры e-grocery по итогам полугодия и девяти месяцев 2020 года.

Еще один игрок на рынке e-grocery – крупные интернет-магазины (маркетплейсы), которые продают помимо прочего продукты питания, к примеру, Wildberries и Ozon. Именно Wildberries вырвался в лидеры роста в продажах продуктов питания за девять месяцев 2020 года с 750% роста.

8-11_on-line2.jpg

Объем рынка фудтеха (без учета доставки из ресторанов) по итогам 2019 года составлял 45 млрд руб. Во время карантина он показал взрывной рост – в 4,5 раза. Многие впервые попробовали доставку продуктов на дом и теперь пользуются этой услугой более-менее регулярно. Хотя, конечно, онлайн-канал в третьем квартале 2020 года у большинства игроков был слабее, чем во втором. По прогнозам INFOLine, к 2023 году онлайн-продажи продуктов питания превысят 300 млрд руб. Консолидация на рынке e-grocery продолжится. К концу 2020 года доля топ-10 составит порядка 75%, тогда как в 2019 году она была 70%.

Рыночная конъюнктура

Рассмотрим изменения на российском рынке в третьем квартале. В сентябре 2020 года динамика оборота розничной торговли замедлилась и по сравнению с августом ухудшилась на 0,3 п.п., что в физическом выражении составило -3%. Розничный товарооборот продуктов питания в сентябре в физическом выражении снизился на 4,6%, что на 0,5 п.п. хуже, чем в августе. В денежном выражении оборот продуктов питания в сентябре вырос на 0,2% по сравнению с 0,4% в августе. В третьем квартале 2020 года он увеличился на 1% в денежном выражении.

В сентябре 2020 года годовая инфляция ускорилась до 3,7% (3,6% в августе) и, по оценке на 19 октября, составила 3,8%. В третьем квартале 2020 года рост годовой продовольственной инфляции увеличился до 4,3% год к году, тогда как во втором квартале рост составил 3,6%. Снижение ВВП в третьем квартале замедлилось до 3,8% (8% во втором), а по итогам девяти месяцев 2020 года – до 3,5%.

8-11_on-line3.jpg

Лидеры рынка ритейла по итогам третьего квартала 2020 года продолжили увеличивать выручку, причем средний чек растет, а трафик падает, поскольку люди стремятся реже ходить в магазины. Наиболее высокие темпы роста продемонстрировали малые форматы. Так, «Пятерочка» внесла наибольший вклад в рост X5 Retail Group, продемонстрировав рост сопоставимых продаж на 8,5% в сравнении с 1,4% у супермаркетов «Перекресток». Динамика выручки магазинов «у дома» «Магнит» замедлилась до 11,9%, а у супермаркетов и гипермаркетов «Магнит Семейный» упала на -1,2%. Розничные продажи гипермаркетов «О’Кей» сократились на -1,6%, а дискаунтеров «ДА!» – выросли на 45,7%. Розничная выручка сети «Лента» в канале супермаркетов выросла на 9,5%, в канале гипермаркетов – на 4,2%, а оптовая выручка продолжила сокращаться (-19,3%).

После рекордного роста числа заказов во втором квартале 2020 года с июля онлайн-продажи у большинства ритейлеров снизились по сравнению с пиковыми показателями, что обусловлено как снятием ограничений, так и традиционным летним падением продаж. Однако в сентябре интернет-продажи превысили показатели мая, причем наиболее активный рост демонстрировал сегмент экспресс-доставки. Объем заказов в сервисе экспресс-доставки «Пятерочка» к концу лета сократился почти на 30%, но к концу сентября 2020 года вернулся на уровень 10–11 тыс. заказов в день. «ВкусВилл» за сентябрь 2020 года выполнил 1 млн заказов с помощью своей доставки, в пиковый день клиенты сети оформили больше 46 тыс. заказов.

8-11_on-line4.jpg

Онлайн-каналом плотно занялись все основные игроки рынка FMCG-ритейла. По итогам девяти месяцев 2020 года выручка интернет-магазина «Перекресток Впрок» увеличилась на 218,1%, до 8,524 млрд руб., а среднее число заказов в третьем квартале 2020 года превысило 10 тыс., достигая 11,8 тыс. в пиковые дни, что соответствует количеству заказов в день во время карантинных ограничений. Количество заказов сети «ВкусВилл» в третьем квартале 2020 года выросло до 2,6 млн, и это превысило показатели за все первое полугодие 2020 года. Жесткий дискаунтер «Светофор» в октябре 2020 года в тестовом режиме запустил собственный интернет-магазин во всех регионах Центрального федерального округа и в четырех регионах Северо-Западного округа.

Экспресс-развитие

Особенный интерес лидеры рынка в последнее время проявляют к экспресс-доставке. Сервис экспресс-доставки «Ленточка» к концу сентября 2020 года увеличил зону присутствия до 26 городов. «Дикси» начал сотрудничать с сервисами доставки «Яндекс.Еда» и Delivery Club. «Азбука вкуса» также сотрудничает по этому сервису с Delivery Club, а также с «Ситимобилом». Сети гипермаркетов продолжают усиливать партнерство с сервисами доставки: в октябре 2020 года «О’Кей» начал сотрудничать со «СберМаркетом», а «Лента» установила партнерские отношения с более чем 20 службами доставки во всех городах присутствия. В начале ноября «Магнит» в партнерстве с «Яндекс.Едой» запустил в Москве собственный сервис онлайн-заказа и доставки продуктов. В компании будут развивать сервис в зависимости от результатов работы пилота.

8-11_on-line5.jpg

«Утконос», который уступил лидерство по итогам I полугодия 2020 года, в августе 2020 года запустил фулфилмент-центр «Волковский» в Москве для проекта экспресс-доставки «Утконос Мини». В октябре 2020 года заработал фулфилмент-центр «Кубинка». «Утконос» вышел в Санкт-Петербург и планирует осваивать регионы, ближайшая цель компании – рынок Екатеринбурга.

В третьем квартале 2020 года большинство игроков продемонстрировали снижение оборота по сравнению со вторым кварталом 2020 года. Рост удалось сохранить сервисам экспресс-доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавка», «ВкусВиллу», а также Wildberries. Объем заказов в сервисе экспресс-доставки «Пятерочка» к концу лета сократился почти на 30%, но к концу сентября 2020 г. вернулся на уровень 10–11 тыс. заказов в день. Оборот iGooods в третьем квартале относительно второго сократился на 42%. При этом рост числа заказов в сентябре по отношению к августу составил 15–18%. «Ашан Россия» в третьем квартале 2020 года активно развивал интернет-магазин, запустил новый сайт и обновленное приложение.

Выпуск журнала:

Прыжок в будущее


Во время пандемии основными бенефициарами оказались доставка и онлайн-ритейл, в особенности торговля продуктами питания, поскольку на других товарах люди экономят. Во время карантина рынок e-grocery вырос в 4,5 раза. По оценкам INFOLine, к 2023 году онлайн-продажи продуктов питания превысят 300 млрд руб. Взглянем на рынок пристальнее.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2021, 01:07
27 Апреля 2021, 06:04
20 Апреля 2021, 12:04