Война промоакций захватила все развитые рынки ритейла. Очевидная проблема заключается в том, что гонка за низкой ценой не позволяет ритейлерам зарабатывать. Менее очевидная – даже самая низкая цена не гарантирует, что покупатели будут воспринимать предложение магазина как максимально выгодное для них. Выходит, что важна не сама цена, а ценовое восприятие клиентов. Компания dunnhumby подтвердила этот тезис по результатам исследования на французском рынке.
В условиях неуклонно снижающейся прибыльности понимание того, какие факторы влияют на восприятие ценовой политики потребителями, дает ритейлерам серьезное конкурентное преимущество. Чтобы сохранить или увеличить свою долю рынка, многие поддаются соблазну ориентироваться на конкурентов при ценообразовании, но это – тупиковый путь. Часто такое поведение приводит к ценовым войнам и чрезмерному количеству спецпредложений. Возможный результат – цены, не соответствующие реальной стоимости товаров, и снижение прибыли ритейлера.
Учета ценового позиционирования конкурентов и традиционных факторов ценообразования (доля рынка и норма прибыльности) недостаточно для создания жизнеспособной стратегии ценообразования. Такой фактор, как сами покупатели, должен учитываться в процессе ценообразования. Без понимания того, чего ожидает покупатель, невозможно разработать адекватное коммерческое предложение, гарантирующее равновесие между ценой товара и его субъективной ценностью. Это равновесие определяется ценовым восприятием клиентов.
Dunnhumby изучает потребителей для измерения основных факторов ценового восприятия и понимания его главных рычагов. Позитивное восприятие цены крайне важно – согласно исследованию, ценовое восприятие напрямую связано с удовлетворенностью клиентов и их лояльностью в долгосрочной перспективе. При этом, как выяснила компания в исследовании 2015 года, 68% акций и программ в области ценообразования эффективны лишь в какой-то мере или неэффективны вообще.
Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала «МОЕ ДЕЛО.Магазин».