Всё о продуктовой рознице

Мотор вместо сердца

09 апреля 2019, 01:04 Наталья Николаева
Роботов можно сравнить с Дедом Морозом: их много в информационном пространстве, но есть ли они на самом деле? Мы уже большие и в Деда Мороза вроде бы не верим. А верим ли мы в роботов? И какое место для них можно найти в современном ритейле? Разберемся, какие примеры внедрения робототехники существуют и что они приносят компаниям, которые решили инвестировать в них.

54-63_Avtomat.jpg
Если пойти на выставку роботов, то что мы там увидим? Механизированное пианино (в точности такое, какое было и в XIX столетии, только дизайн другой) и еле двигающуюся голову Пушкина, которая безучастно смотрит в пространство, но пытается декламировать стихи. Если же робот отлично двигается и еще лучше разговаривает, то можно быть уверенным – на том конце сидит удаленный оператор и говорит с вами через микрофон. Именно так действуют популярные на конференциях промоботы телеприсутствия типа R.Bot: вот они и шутки шутить умеют, и соображают крайне быстро, во всяком случае до тех пор, пока их оператор не устанет.

И это притом что робототехника используется человеком очень давно. «Первые упоминания, дошедшие до наших времен, датируются эпохой Древней Греции: в то время на маяке острова Фарос стояли позолоченные фигуры, которые ярко освещались ночью и громко дудели, давая ориентир морякам, а также в определенные промежутки времени отбивали склянки. Однако сам термин «робот» (от чешского robota – «подневольный труд»), появился только в первой половине прошлого века с легкой руки писателя Карела Чапека после публикации его книги «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы», 1920)», – вспоминает историю Дмитрий Смирнов, директор по комплексным продажам компании «КРОК».

«Ярко освещаются и громко дудят» – Древней Греции уже нет, а роботы все те же. Те мечты, которые, казалось, вот-вот станут реальностью, так и остались мечтами: роботы не умеют нормально ходить, хорошо говорить, даже с откликом и распознаванием у них сложности. «Основная проблема робототехники в том, что большинство задач, легких для человека, сложны для компьютера, – объясняет Станислав Ашманов, основатель и генеральный директор компании «Нейросети Ашманова», генеральный директор «Лаборатории Наносемантика». – Проблема не в механике, не в создании продвинутых манипуляторов, а в программном обеспечении. Чтобы интегрироваться в человеческое общество, использоваться повсеместно, роботам нужно хорошо распознавать предметы и события окружающего мира. В лабораторных условиях (или условиях, близких к ним) машины работают хорошо, например, на конвейере или на складе. А вот на дороге, в магазине или торговом центре – нет».

Настоящих андроидов – таких, какими их представляют нам блокбастеры, то есть почти неотличимых от человека, с полноценным, а не так называемым искусственным интеллектом, делать пока никто и не собирается. А зачем? «Если мы говорим о том уровне развития технологий, какой можно увидеть в футуристических фильмах, то до этого нам еще очень далеко. Ни наше поколение, ни наши дети, ни даже, наверное, внуки не застанут такого технического прогресса, – прогнозирует Наталья Орлова, эксперт потребительского рынка, генеральный директор группы компаний TDI. – Сейчас активно ведутся работы по внедрению ИИ в различные сферы и структуры, внедряются роботизированные системы, но это лишь частные случаи, которые не могут стать массовыми по нескольким причинам. Во-первых, роботизированные системы недостаточно совершенны, они не могут существовать автономно и обслуживать себя самостоятельно. К тому же они являются достаточно дорогими, как при покупке, так и при содержании или обслуживании.

Во-вторых, внедрение технологий требует значительных затрат на создание инфрастуктуры, материальных и временных ресурсов на обучение персонала».

При этом мы постоянно читаем о новых и новых роботах – тут сделали робот-смартфон в виде маленькой и миленькой куклы, там создали робота-манекенщицу, здесь даже провели первую в мире олимпиаду для роботов. Однако по большей части это яркие одиночные проекты. «Активная роботизация происходит в США, где роботы готовят еду, а дроны привозят людям горячую еду за несколько минут. Пиццерия Zume Pizza из Калифорнии пошла еще дальше и разработала технологию, позволяющую печь пиццу в пути. Это возможно благодаря установленным в машинах доставки печам с дистанционным управлением. Так клиент получает горячую пиццу, приготовленную пять минут назад. Несмотря на то что пока роботизация является дорогостоящим удовольствием, в долгосрочной перспективе роботы могут сэкономить бизнесу значительные суммы, – оптимистично настроена Людмила Алямовская, коммерческий директор Tillypad. – Недавно в калифорнийской кофейне бариста заменили роботом, который приготовил 120 чашек капучино за час. На Западе уже никого не увидишь наличием роботизированного шеф-повара или официанта в ресторане, не говоря уж об «умной» доставке. Машины могут работать 24/7, им не нужны отдых, заработная плата или отпуск».

Но на тему роботизации можно посмотреть и по-другому, не представляя себе робота-переводчика из «Звездных войн». Мы на самом деле окружены роботами, которые делают за нас работу, только мы их не замечаем. Кофеварка варит кофе, стиральная машина замачивает, стирает и сушит белье. Наконец, по дому ползают роботы-пылесосы. «За последние десятилетия роботизация настолько прочно вошла в нашу жизнь, что мы воспринимаем ее как данность, а не как роботов. К примеру, персональный компьютер, сотовый телефон, кофемолка. Эти, казалось бы, обыденные вещи, являются ярким примером роботов, которых мы таковыми не считаем. Поэтому говорить о том, что мы не видим повсеместного применения роботов, некорректно, – уверен Кирилл Филенков, ведущий аналитик направления роботизации компании Bell Integrator. – Проблема в том, что мы пресытились современными технологиями и под понятием «робот» понимаем машину, способную думать и принимать решения. Основным сдерживающим фактором создания и повсеместного распространения таких роботов является лишь несовершенство современных технологий, искусственного интеллекта и нейронных сетей».

Как только технология внедряется в жизнь среднестатистического пользователя, она сразу становится слишком обыденной, чтобы удивлять. Люди ждут по меньшей мере Терминатора, чтобы признать – роботы среди нас! «Сейчас роботы (в широком смысле: системы, которые выполняют работу человека) есть везде. От смартфона до автоматизированного управления складом и всей компанией, – говорит Антон Беренцев, директор «Лаборатории интеллектуальных роботов». – Роботы – это ведь совсем не обязательно «говорящая голова» или человекоподобное существо. Часто это программа, которая даже не имеет телесного облика, но уже умеет выполнять конкретные операции. Польза от таких интеллектуальных роботов колоссальная. Понятно, что робот не болеет, но он может охватить и учесть нечеловеческое количество информации и дать более точное, эффективное и своевременное решение. И очевиден устойчивый тренд в придании роботам интеллекта».

Но какие задачи можно роботизировать в ритейле? «Во-первых, это автоматизированный контроль полок (выкладка, отслеживание заполнения, соответствие товара ценнику) на основе роботизированной тележки с использованием оптико-электронного комплекса. Такое решение позволяет заметно снизить число мерчандайзеров в торговом зале. Системы на основе машинного зрения (технологии видеоаналитики) дают возможность снизить затраты на персонал благодаря точному планированию загрузки кассового узла. В будущем возможна полная замена кассира на системы самообслуживания. Кроме того, это еще и уже хорошо известные автоматизированные складские системы-автопогрузчики, системы сортировки и другие аналогичные решения», – рассуждает Дмитрий Смирнов.

Роботы и интеллект

Прежде чем мы начнем говорить о пользе современных роботов для компаний и, в частности, для ритейла, давайте рассмотрим вот этот вопрос: роботы и искусственный интеллект – это одно и то же, симбиоз или совершенно разные вещи? «Под роботом обычно имеются в виду мехатронные системы, они не полностью программные. А искусственный интеллект – это любые методы и алгоритмы по решению интеллектуальных задач, ранее решаемых только людьми. Собственно, программы с искусственным интеллектом позволяют разрабатывать умных роботов. Без них возможны лишь простые робототехнические системы, основанные на выполнении последовательностей заранее заданных действий», – говорит Станислав Ашманов.

Роботы и искусственный интеллект – это не одно и то же, однако две технологии могут применяться в одном продукте. «Технологии искусственного интеллекта уже сейчас широко используются в системах доставки для расчета оптимальных маршрутов и прогнозирования спроса на товары и загруженности транспорта. Самые передовые решения сочетают в себе несколько инновационных технологий. Уже сейчас британский продовольственный онлайн-ритейлер Ocado работает над рядом проектов, которые интегрируют в себе роботизацию, технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, – рассказывает Дмитрий Рыбаков, генеральный директор ConsID. – Например, компания инвестирует в разработку робота-манипулятора, предназначенного для распознавания и сортировки легко повреждаемых продуктов, таких как овощи и фрукты».

По словам Кирилла Филенкова, роботы плотно связаны с алгоритмами, поэтому большие скачки в развитии искусственного интеллекта, нейронных сетей неизбежно влекут за собой развитие роботов. Однако не для всех роботов необходимы сложные алгоритмы принятия решений. К примеру, те же сборочные ленты на заводах. Там алгоритм стандартизован и не меняется.

«Робот – это механическое устройство, выполняющее определенные операции, которое действует по заранее заложенной программе. Исходя из этого определения робот совсем не обязательно должен быть наделен искусственным интеллектом. Однако для того, чтобы робот приносил максимальную пользу, он должен уметь принимать решения без участия человека. Поэтому почти все роботы уже используют технологии машинного обучения или интегрируются с ними», – поясняет Дмитрий Петров, эксперт iCluster, генеральный директор ГК «ЛАД».

Скорее всего, развитие роботов будет идти и дальше по пути интеграции механизмов с технологиями искусственного интеллекта, поэтому в этой статье мы не будем проводить слишком жестких границ. «Робот действует по определенным алгоритмам, которые в него заложены. Искусственный интеллект – это куда более продвинутая технология, это системы, которые способны «мыслить» определенным способом, эти системы не программируются, а «обучаются». Но интеграция давно началась: существуют чат-боты с применением нейросетей, способные обработать запрос на естественном языке и в зависимости от типа запроса совершить определенное действие; аппаратные роботы, способные общаться на естественном языке, распознавать лица и многое другое», – перечисляет Дмитрий Хливецкий, руководитель направления департамента бизнес-решений группы компаний Softline в Сибири и на Дальнем Востоке.

Труженики склада

Когда говорят о роботах в ритейле, все сразу же вспоминают не какие-нибудь интеллектуальные прямоходящие машины, а компанию Amazon с ее знаменитыми роботизированными складами, наводненными сотней тысяч логистических роботов. Так ритейлер справляется с миллионами заказов, которые нужно обрабатывать ежедневно и очень быстро. «Если в торговом зале магазина покупателя не встречает говорящий робот-консультант (например, российский Promobot), это не значит, что прогресс сюда не добрался – основными сферами для роботизации стали логистика и складской учет. Автоматизированные склады торгового онлайн-гиганта Amazon впечатляют: десятки маленьких роботов-погрузчиков размером с бытовой пылесос ловко подхватывают тяжелые стеллажи с товарами и подвозят их к операторам, которые достают нужные предметы из ячеек, – описывает Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений компании «АТОЛ». – Десятки таких машин одновременно транспортируют стеллажи в ограниченном пространстве, не сталкиваясь: роботы согласуют свои маршруты друг с другом во избежание ДТП».

Вслед за этим торговым гигантом компании по всему миру начинают задумываться о внедрении у себя схожих технологий. «Немецкая сеть магазинов одежды Adler использует несколько роботов Tory, которые занимаются учетом вещей на складах и в торговых залах. Каждую ночь Tory едет вдоль полок, сканируя RFID-метки на товарах, и составляет точный отчет о складских запасах. Пока этой задачей занимались люди, учет проводился лишь раз в неделю, занимал много времени и не всегда был безошибочным. Tory сканирует метки в 10 раз быстрее, чем это делает человек, а в долгосрочной перспективе помогает сэкономить за счет отказа от ночных оплачиваемых смен сотрудников», – объясняет Юлия Русинова.

В Японии у fashion-ритейлера Uniqlo есть склады, где работают только роботы. В России наполовину роботизированный склад собираются сделать в сети «Леонардо», о чем компания объявила летом 2018 года. Крупные ритейлеры уже готовы технологически к использованию роботизированных систем. «Помимо Amazon роботов на складах активно используют и другие крупные зарубежные игроки, например, JD.com, Alibaba, Ocado, IKEA. Драйвером роста рынка роботов в этой сфере становится развитие онлайн-торговли и ужесточение конкуренции, – говорит Дмитрий Рыбаков. – Эффекты от роботизации склада достаточно очевидны: сокращение расходов на персонал, увеличение скорости выполнения операций, исключение ошибок при обработке товара. Эти вещи в итоге влияют на качество оказываемого клиентам сервиса. Однако в России подобные системы пока неактуальны по финансовым причинам. Это связано в первую очередь с необходимостью больших инвестиций в проекты и с долгим сроком их окупаемости. Российские ритейлеры, которые ищут новые возможности по оптимизации складской логистики, пока относятся к роботизированным системам с большой осторожностью, предпочитая максимизировать эффекты от использования имеющихся систем управления складом (WMS)».

Сегодня большинство проектов, связанных с использованием роботов и искусственного интеллекта, пока находятся на стадии разработки, а предлагаемые готовые решения либо слишком дороги, либо сыроваты и не имеют достаточного опыта эксплуатации. «Отработанных технологий нет, – заявляет Алексей Прыгин, исполнительный директор компании «МаксиПост». – Чтобы наладить обычный сортер для склада, приходится убить кучу времени, что уж говорить про каких-то роботов? Сейчас к каждому такому роботу придется приставлять следящего за ним и исправляющего его ошибки работника склада. На такие траты денег и человеческих ресурсов пока никто не готов. Но на самом деле технологии очень востребованы. Все, что связано с сортировкой, упаковкой, распределением товара, – это cфера, требующая технологических инноваций. Чем меньше ручного труда, чем меньше ошибок, связанных с усталостью, недосмотром, чем больше роботов и автоматики – тем лучше. Здесь все однозначно. Рынку такие решения нужны. Вопрос лишь в том, кто первый предложит бизнесу подходящее решение».

По словам Алексея Прыгина, разработки ведутся в том числе и у нас в стране: «Например, один стартап разрабатывает роботов, которые перемещают стеллажи с нужными товарами к комплектовщику, что позволяет заменить одним оператором 6–7 человек на складе. Это в итоге повышает производительность склада и сокращает стоимость сборки заказа. Хорошая перспектива? Да, конечно, но пока ее можно оценить только теоретически. Для того чтобы этому или любому другому аналогичному решению найти дорогу к заказчику, ему нужно заручиться поддержкой инвесторов, но для начала тщательно протестировать свою разработку в «полях», на большом объеме товаров».

Вкалывают роботы, а не человек?

Роботы и хоть сколько-то интеллектуальные системы – это дорого. Показательна дискуссия, которая возникла вокруг новости с заголовком: «Amazon использовал украинцев вместо искусственного интеллекта». Скандал разразился тогда, когда в прессу просочилась информация о том, что в одном из проектов, купленных недавно компанией у – сюрприз! – совладельца российской Mail.Ru Group, вместо искусственного интеллекта, который должен был невозмутимо и невидимо обрабатывать в своих темных недрах видео из домов, трудились сотрудники из Украины, которые не только просматривали видео с камер наблюдения в рабочих целях, но и весьма по-человечески обсуждали увиденное с коллегами.

Получается, что люди до сих пор дешевле роботов, тогда как последние в теории должны как раз-таки снизить издержки работодателя, а не вгонять его в траты. «Да, нанимать людей зачастую дешевле, чем разрабатывать алгоритмы анализа данных или роботов, – соглашается Станислав Ашманов. – Есть целая индустрия по предоставлению услуг дешевой удаленной рабочей силы, например, для задач анализа видео, разметки данных, ответов на вопросы. Индийские фирмы мне регулярно пишут, предлагают свои услуги. Есть интересная цитата, которую я обычно вспоминаю в этом контексте: «Зачем нужны дорогие человекоподобные роботы, если есть много дешевых роботоподобных людей?» На мой взгляд, совсем не все людские профессии будут заменены искусственным интеллектом. Например, выглядит сомнительным, что замена водителя на автопилот осмысленна, если вообще возможна в ближайшие пять лет. А вот заменять высококвалифицированных специалистов, «белых воротничков», очень выгодно. Есть даже российские проекты, нацеленные на разработку специализированных роботов-юристов, которые должны заменить юристов-паралигалов».

При этом по уровню сложности выполняемой работы роботы могут заменить весь персонал торговых точек. «В США начинают работать первые полностью роботизированные магазины. Но весь вопрос в том, сможет ли это стать массовым явлением. Я считаю, что не сможет. В ближайшее десятилетие точно. Открывать роботизированные торговые точки могут позволить себе только гиганты рынка, имеющие достаточно большую прибыль. Средние и мелкие ритейлеры не смогут себе позволить такой роскоши, потому что человеческая рабочая сила обходится в несколько раз дешевле», – уверена Наталья Орлова.

Сейчас высок уровень ожиданий от искусственного интеллекта и роботов, и все это на фоне огромного количества мемов про то, как под робота маскируют живого человека, считает Антон Беренцев. «Тем не менее есть много успешных примеров, где искусственный интеллект работает точно и успешно, например, в вопросе правильного распределения документов. Документы разные, маршруты их движения и согласования разные и постоянно меняются. Да, обычно с ними работает человек, но ИИ это сделает быстрее и без всякого перерыва на отдых, – отмечает он. – Остается вопрос стоимости. Сейчас роботов создают и настраивают ИТ-специалисты или консалтинговые компании. В результате мы получаем локальное решение, которое сделано ну очень дорогими людьми. Переломить ситуацию может только типовое решение, в котором мы могли бы сразу подключать ИИ в нужный процесс. Звучит как фантастика, но это единственный путь, когда мы сможем существенно снизить стоимость его применения. А стоимость специалистов-людей для его создания неуклонно растет и будет расти далее».

В том, что люди дороги, согласен с коллегой и Сергей Юдовский, генеральный директор ЦРИИ: «Люди всегда будут дороже роботов в плане возможности выполнения конкретных доступных людям задач. Столько инвестиций уходит в автономную доставку грузов, потому что водители-люди дороже, чем использование алгоритмов и оборудования в самопилотируемых грузовиках. Еще, например, робот, патрулирующий сейчас улицы Сан-Франциско и других американских городов, обходится дешевле людей-охранников». По его мнению, роботизация всегда случается там, где люди дороже роботов. Роботы берут на себя как неквалифицированный (дальнобойщики, охранники, посудомойки), так и весьма квалифицированный труд: работа с важными документами, финансовыми транзакциями, юридическими вопросами.

«Что касается этого скандала с Amazon, тут дело немного в другом, – поясняет Сергей Юдовский. – Участие людей в выполнении поставленных перед роботами и ИИ задач является обязательным компонентом роботизации, можно сказать, ключевым для успеха. В данном случае для тренировки и донастройки нейронной сети необходима ручная разметка данных в видеопотоке». Кстати, именно так и объяснили произошедшее в Amazon сами руководители оскандалившегося проекта, после чего пресса успокоилась.

Роботы точно будут дешевле людей, но для этого должны произойти некоторые изменения: «Ситуация поменяется, как только на рынке появится достойная конкуренция, причем важно, чтобы решения и технологии были хорошо отработаны. Сейчас роботы – это крайне наукоемкий товар. Многие вещи бизнесу все еще проще делать руками, но это временно», – полагает Дмитрий Хливецкий. Дмитрий Петров поясняет, что технология во многом сдерживается недостаточными возможностями вычислительных мощностей, так как многие роботы используют технологии машинного обучения, что требует мощных вычислительных ресурсов.

«По прогнозам аналитиков, мировой рынок складской робототехники будет расти в ближайшие пять лет на 10–15% в год, что должно повлиять на снижение стоимости технологий, – уверяет Дмитрий Рыбаков. – Рост доступности технологий и более развитый искусственный интеллект определенно переломят ситуацию как минимум в сфере e-commerce, где скорость обработки и доставки заказов – ключевое конкурентное преимущество компаний».

Бойцы невидимого фронта

Если роботы в физическом мире встречаются не повсеместно, то роботы мира софтверного мира – дело другое. RPA (Robotic process automation, автоматизация процессов с помощью роботов) – это программные роботы, которые запоминают действия пользователей, а затем создают на основе этого наблюдения список задач для автоматизации. Этих роботов мы не видим, а они есть, и их действительно много. «Если говорить об этом рынке, рынке автоматизации цифровых процессов программными роботами, то такие лидеры рынка, как UiPath, показывают рост в более чем 300% последние три-четыре года, а объем инвестиций в эту технологию, про которую почти никто не знал еще пару дет назад, перевалил за миллиард к концу 2018 года. В России уже сейчас «трудоустроены» тысячи RPA-роботов, крупнейшими работодателями которых являются Сбербанк, «Киви» и другие финансовые организации», – рассказывает Сергей Юдовский. По его словам, RPA-роботизация была проведена в X5 Retail Group, в результате чего часть процессов по обработке документов была возложена на роботов. Освободившиеся сотрудники-люди были перенаправлены на выполнение более сложных управленческих и творческих задач. Проект роботизации получил в своей области премию, обогнав таких конкурентов, как «Гринатом» и «Северсталь».

«Таких роботов может позволить себе даже небольшая компания, – обнадеживает Дмитрий Хливецкий. – Данная технология позволяет имитировать работу человека в программном обеспечении, избавляя сотрудников от необходимости производить рутинные операции (например, вручную считать ТМЦ). Robotic Process Automation сейчас активно развивается на российском рынке. У нас сейчас реализуется масса проектов по внедрению программных роботов: создаются системы автоматического анализа данных и принятия решений, роботы помогают оптимизировать склад, товарные выкладки, определить ассортимент, разгрузить бухгалтерию».

Еще одна недорогая технология, которую массы не ассоциируют с роботами, – это чат-боты. Вот уж кто действительно стал настолько привычен и вездесущ, что даже попал в мемы вроде «20 действий, которые тебе придется совершить до того, как тебя пустят посмотреть сайт». Сейчас чат-боты – непременное условие оформления сайта почти у каждого, даже самого небольшого ритейлера.

Поговори со мной

Робокассы – еще один очевидный тренд в ритейле. «Уже сейчас крупными мировыми компаниями внедряются робокассы, обсуждаются проекты, когда люди будут класть товар в корзину, оснащенную системой, способной определить содержимое и стоимость. В этом случае нам и касса не нужна. Появляются роботы-помощники, работающие в торговом зале. Пока им не хватает автономности и функционала, но это вопрос времени. В Японии примеры подобных магазинов есть уже сейчас», – рассказывает Дмитрий Хливецкий

X5 Retail Group в конце 2018 года планировал закончить тестовый проект по внедрению в магазины говорящих касс, сообщая в пресс-релизе, что новые кассы смогут увеличить количество постоянно работающих касс в магазинах, сократить очереди, особенно в часы пик, и организовать более активную работу сотрудников в торговых залах. По предварительным прогнозам после тестирования с помощью касс самообслуживания будут оплачивать порядка 50% покупок. Пока «Выручай-кассы», как их назвали в компании, были установлены в двух «Пятерочках», затем зоны для самостоятельной оплаты собирались внедрить еще в 10 магазинах. Итоги пилота X5 пока не обнародовал и не прокомментировал.

Другой кейс приводит Сергей Левашов, директор Центра бизнес-анализа ГК «РАМАКС»: «Российские торговые сети, например, «Глобус», применяют на практике кассы самообслуживания. Их нельзя назвать роботизированными в полном смысле слова, поскольку покупатели самостоятельно сканируют товар при помощи портативного устройства, выдаваемого при входе в торговый зал, но функция кассира уже переведена в ведение программно-аппаратного комплекса, который содержит устройство для распознания товара, считыватели, платежный терминал, а также другие системы для работы с товарами».

Робокассы – роботы без интеллекта, но зато формы у них могут быть вполне человекообразные. Во всяком случае, такие экземпляры тоже есть на отечественном рынке. «Расскажем о нашем проекте, роботе-кассире Waybot, который был создан специалистами компании INPAS совместно с Банком «Центр-инвест» и студентами Донского государственного технического университета (ДГТУ), – делится подробностями Анжела Петрухнова, руководитель проектов INPAS. – Наш робот-кассир продает билеты в Ростовском зоопарке. Компания INPAS выступила поставщиком оборудования и программного обеспечения: продажа билетов осуществляется через встроенный пинпад PAX D200, оснащенный платежным решением Unipos Terminal, которое специалисты INPAS интегрировали с кассовым ПО робота. Банк «Центр-инвест» обеспечил выполнение платежных операций: специалисты интегрировали в робота платежный модуль и настроили данный функционал для максимально быстрой оплаты с помощью банковских карт любых платежных систем. Робот продает билеты по безналичному расчету и распечатывает билеты, купленные онлайн. Также он умеет распознавать и анализировать речь пользователей. Проект, безусловно, помог сделать посещение зоопарка более комфортным за счет удобной и быстрой безналичной оплаты билета. При этом робот-кассир уже стал частью новой городской среды Ростова-на-Дону. Мы рады поддерживать подобные инициативы, особенно учитывая, что большинство посетителей зоопарка – дети».

Как сообщает Анжела Петрухнова, роботы-кассиры достаточно востребованы. В популярных кафе быстрого обслуживания посетители могут сделать и оплатить заказ без помощи кассира-человека. «Это не совсем робот, но приближенная к нему технология, которая уже укоренилась в сознании российского потребителя. По-моему, нет преград для переноса этого опыта на продуктовую розницу. Мы можем рекламировать продукцию на экране терминала, который является важной частью робота-кассира», – поясняет она.

Робокассы в том или ином виде давно работают в России: их используют многие крупные сети, например, такие, как «Перекресток» или Ашан. Однако, по мнению Натальи Орловой, процесс внедрения касс самообслуживания идет медленно: «Во многом из-за того, что в идеале на каждую кассу самообслуживания должен приходиться сотрудник магазина, который будет обучать покупателей с ней работать, помогать сканировать товары, следить за правильностью процесса совершения покупки. Безусловно, в данном случае пока дешевле иметь человека-кассира, который будет выполнять те же функции».

Всадник без головы

Еще одно перспективное направление для роботизации – это доставка. «Uber Technologies Inc., разработчик приложения для заказа такси, планирует к 2021 году запустить сервис по доставке еды с использованием дронов в США. Тестовый запуск прошел в рамках программы по стимулированию развития тестирований летающих дронов, одобренной Дональдом Трампом. Помимо Uber в программе примут участие Alphabet, FedEx, Intel и Qualcomm, получившие разрешение от Департамента транспорта США. Возможно, через несколько лет международные компании запустят подобный проект и у нас», – надеется Людмила Алямовская.

Сегодня онлайн-ритейлеры по всему миру ищут способы сделать доставку дешевле и быстрее. Заказал в интернет-магазине туфли или книги, и тебе их вместо курьера доставляет робот-дрон. «Почему бы нет, теоретически задумка неплохая, но пока она вызывает больше вопросов, чем убедительных ответов, – говорит Алексей Прыгин – Самое популярное решение в этой сфере – дроны-беспилотники. Первым с ними стал экспериментировать Amazon. Эксперимент выглядит так: сотрудник загружает заказ в беспилотник и через какое-то время он приземляется во дворе покупателя. Вроде бы все удобно, но есть ряд серьезных ограничений: дроны могут доставлять только в дневные часы и в хорошую погоду: ветер или дождь исключают услугу. Если нет лужайки во дворе, то нужно установить на балконе подставку, чтобы беспилотник смог на нее приземлиться. А если нет ни ровной площадки, на которой можно принять груз, ни балкона? Не залетит же дрон в квартиру или бизнес-центр? В России (даже при условии, что постоянные покупатели интернет-магазинов согласятся переделывать свои балконы) остается открытым вопрос оплаты. Наши люди предпочитают в отличие от американских покупателей постоплату. Кто будет принимать деньги за доставленный заказ? Сам дрон? Получается, что дрон может доставить только предоплаченный заказ. Можно, конечно, внести предложение: пусть получатель положит деньги во встроенный сейф, но кто тогда напечатает чек? Встроим в дрон банкомат? Тогда сколько он будет весить и стоить? В общем, вопросов много. И экономическая нецелесообразность – самый первый вопрос, на который пока нет ответа».

Другой контраргумент состоит в том, что, по мнению Алексея Прыгина, дроны не смогут обеспечить тот уровень сервиса, к которому привык российский покупатель, а именно: частичную доставку, примерку, оплату наличными при получении. «В конце концов в России такие дроны придется делать вандалоустойчивыми и снабжать особыми средствами защиты от воровства, что также сделает их производство экономически нецелесообразным. Учитывая все это, я пока не вижу здесь массового рынка, по крайней мере в том виде, в котором эти разработки сегодня существуют. И точно не в ближайшем будущем».

Всадники без головы, или машины-беспилотники, – направление, которое тоже сулит бизнесу экономию. Вслед за легковыми Tesla в США еще два года назад протестировали грузовики без дальнобойщиков. Там фуры тестируют как сама Tesla, так и Mercedes или Otto. Отечественный «КамАЗ» поспешил уверить, что мы тоже не отстанем и увидим роботизированный грузовой автомобиль в массовой продаже не позже 2020 года. На сайте компании в конце января сообщали, что продолжают в плановом режиме работать над транспортными средствами с автономным и дистанционным управлением. «Это реально, но есть множество факторов, которые будут этому препятствовать, – считает Дмитрий Хливецкий. – Прежде всего я говорю о состоянии нашей дорожной инфраструктуры, которая не готова принять беспилотные машины даже в рамках крупного города. Вторая составляющая – это цена. Автомобиль, управляемый водителем-экспедитором, пока гораздо дешевле и проще в эксплуатации. Третья проблема связана с безопасностью. Если дрон с посылкой упадет на человека или беспилотный грузовик потеряет контроль, может случиться инцидент, который нанесет компании огромный материальный и репутационный ущерб. Кроме того, любая автоматизированная техника потенциально может попасть под контроль злоумышленников, поэтому ритейлеру придется усилить защиту информационной системы. Пока все вопросы, касающиеся безопасности применения беспилотной техники, не будут решены, ни о каком массовом использовании речи быть не должно».

Зараженный робот

Кстати, вопросы безопасности можно поднимать и в связи с другими направлениями роботизации. Насколько безопасно ритейлеру вкладывать средства в роботов, то есть в рабочую силу, которая уязвима для хакеров и на которую можно повлиять на расстоянии? Не будет ли намеренных поломок со стороны конкурентов (как это сейчас происходит с сайтами, которые, например, «дидосят»)? «DDos-атакам могут подвергаться любые системы, подключенные к сети Интернет, – рассуждает Сергей Левашов. – Это касается и искусственного интеллекта, и роботизированных решений. При наличии соответствующих систем информационной безопасности, которые устанавливаются в любой инфраструктуре, эти атаки не оправдывают отказ от самих программных решений, как и в любом другом случае. Помимо этого, человеческий фактор всегда имел гораздо больший вес в инцидентах, связанных с безопасностью, чем технологические просчеты разработчиков».

Роботов и так не слишком любят. Странно, но факт. В исследовании, которое проводилось с 2012 по 2017 год (публикация в журнале «Computers in Human Behavior», авторы Тимо Намбс и Маркус Эппель), отмечается, что отношение к подобным машинам стало более негативным. Причем опрос респондентов из 27 европейских стран показал, что люди неплохо относятся к безликим роботам, выполняющим «грязную» работу, например, уборку. А вот к беспилотникам и роботам-хирургам доверия нет. Человек боится за свою безопасность. Если к этому страху прибавить реальную угрозу вмешательства хакерами в систему робота, то ясно, почему респонденты не хотят довериться роботам на 100 процентов.

Однако наши эксперты посчитали, что угрозы не так велики, как это может показаться. «Современные системы роботизации имеют серьезную защиту от взлома, хотя этот вопрос до конца, естественно, не закрыт, так как злоумышленники не стоят на месте и совершенствуют вредоносные программы. Если речь идет о программных роботах, их достаточно просто восстановить из резервной копии, кроме того, они могут работать в виде отказоустойчивых систем, поэтому их использование вполне безопасно и оправданно, а методы защиты отработаны и надежны. Ситуация с использованием аппаратных роботов аналогична: устройство может быть либо автономным, либо подключенным к внутренней инфраструктуре, которая защищается привычными методами. Нельзя полностью исключить временный выход из строя техники, но, скорее всего, это будет кратковременно и не принесет существенных убытков. Риск убытков по вине ошибки или намеренного действия недобросовестных сотрудников в разы выше, чем риск убытков из-за взлома робота конкурентами», – уверен Дмитрий Хливецкий.

«Новые возможности несут в себе и новые риски – это нормально, – успокаивает Дмитрий Петров. – Работа в офлайне с живыми людьми тоже несет в себе множество рисков, просто компании уже научились их минимизировать. То же самое будет и с роботами: развитие информационных технологий неизбежно ведет к развитию средств информационной безопасности».

Давайте подытожим: что все-таки необходимо для того, чтобы мы могли видеть роботов в магазинах чаще? Снижение цен на технологии, усовершенствование процессов? Эксперты компании «Атол» предлагают посмотреть на проблему немного под иным углом зрения: «Перед приходом роботов в ритейл необходима полная цифровая трансформация бизнеса, которая происходит на наших глазах. Например, нашумевший российский 54-ФЗ об онлайн-кассах, обязывающий продавцов устанавливать кассы с подключением к Интернету, дал мощный толчок к развитию рынка смарт-терминалов, одновременно ведущих учет и анализ товаров и клиентов». По мнению Юлии Русиновой, после того, как ритейл полностью оптимизирует и переведет свою деятельность в диджитал, можно будет задуматься о применении роботов за пределами складов. Но это перспектива не самых ближайших лет. Пока что на пути роботов в ритейл стоит банальный экономический аспект. На рынке мало готовых универсальных решений. Часто не робот адаптируется под бизнес-процессы, а бизнес-процессы – под ограничения и особенности робота. Разработка машины под заказчика стоит больших денег, а финансовая выгода роботизации часто неочевидна, особенно в странах с дешевой рабочей силой, к которым относится и Россия.


Мотор вместо сердца

Роботов можно сравнить с Дедом Морозом: их много в информационном пространстве, но есть ли они на самом деле? Мы уже большие и в Деда Мороза вроде бы не верим. А верим ли мы в роботов? И какое место для них можно найти в современном ритейле? Разберемся, какие примеры внедрения робототехники существуют и что они приносят компаниям, которые решили инвестировать в них.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
06 февраля 2022, 01:02
16 ноября 2021, 03:11