За это время номинальные расходы на продукты питания и товары повседневного потребления (без учета услуг и крупных покупок типа мебели и техники) выросли в номинальном выражении на 116%, то есть более чем в два раза. Пять лет они стабильно росли на 14-26% в год, а на шестой год снизились на 1%.
.jpg)
При этом средняя заработная плата и совокупные доходы населения за эти шесть лет выросли в номинальном выражении только на 88% – менее чем в два раза. Таким образом, темп роста повседневных потребительских расходов в номинальном выражении не только обогнал темпы роста потребительских цен (о чем будет сказано ниже), но и почти на 15% обогнал рост доходов населения. Год назад превышение темпа роста повседневных расходов над ростом доходов составляло почти 25%. Но в последний год разрыв сократился: номинальные расходы снизились на 1%, а цены потребительских товаров продолжили рост на 7-7,5% в годовом выражении. В Romir ситуацию объясняют просто. Устойчивое превышение темпов роста повседневных расходов над доходами ведет к тому, что доля продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса в структуре расходов населения повышается. Но это не может продолжаться бесконечно. Доля расходов на оплату услуг, особенно обязательных (ЖКХ, связь, транспорт), и приобретение товаров длительного пользования не может все время сокращаться, особенно в условиях замедления темпов роста номинальных доходов, что и произошло в конце 2013 и в первой половине 2014 года. Снижение расходов на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса на 1% в номинальном и на 8,5% в реальном выражении на фоне 10-процентного роста номинальных доходов привело к снижению доли повседневного потребления в структуре семейных расходов. Это произошло, в том числе, за счет роста доли прочих расходов, как например, процентных платежей и погашения ранее взятых потребительских кредитов.
Поскольку потребительские цены за шесть лет выросли на 61,5% (в 1,615 раза), то с поправкой на инфляцию рост повседневных расходов в реальном выражении составил 34%, что в среднем дало ровно по 5% в год. Безусловно, год от года сильно отличался. Например, весной 2009-го по сравнению с весной 2008-го повседневные расходы выросли в реальном выражении на 11,5% на фоне относительно высокой инфляции. В кризис потребители резко сократились покупки автомобилей, мебели, одежды, техники, украшений и прочих товаров не первой необходимости. А повседневное домашнее потребление выросло на 26% в номинальном выражении. Потребители старались сохранить достигнутый темп роста потребления хотя бы по продуктам и товарам первой необходимости. А в 2012 году на фоне относительно низкой инфляции произошло резкое замедление темпов роста реального повседневного потребления. Весной 2013 года по сравнению с весной 2012-го рост реального потребления ускорился до 7% годовых, а в 2014 ушел в минусовую область. С учетом инфляции реальное потребление сократилось на 8,5%.
Откуда же взялся или, может быть, куда ушел 40%-ный рост реального потребления за пять лет – с весны 2008-го до весны 2013-го, задались вопросом аналитики Romir. Дело в том, что с учетом изменения структуры потребления между продуктами питания и «несъедобными» товарами можно говорить о примерно 30%-ном росте по продуктам питания и 60%-ном – по непродовольственным товарам повседневного спроса. Примерно половина этого роста (14% по продуктам и 27% по непродуктовым категориям) – это увеличение физических объемов потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса. Потребление мяса птицы и свинины (по данным Мясного Союза России и Росстата) за эти годы выросло более чем на 20%. На 10-15% увеличилось потребление кофе, чая, шоколада, соков и безалкогольных напитков. Резко выросло потребление, а вернее, продажи гречки в 2010 году на фоне панической истерии вокруг темы неурожая. Вот только продажи книг в натуральном выражении снижались всю описываемую пятилетку. Вторая половина роста объясняется сдвигами в структуре потребления в пользу относительно более дорогих продуктов и товаров. Потребление йогуртов и пробиотиков росло быстрее, чем молока и кефира; шоколада и шоколадных конфет в наборах – быстрее, чем карамели и развесных конфет; полуфабрикатов и готовых замороженных продуктов – быстрее, чем куриных окорочков и замороженного мяса. Та же картина по зубной пасте и туалетной бумаге, моющим средствам и товарам для дома.
Сдвиги в структуре потребления объясняют также известный феномен превышения «индивидуальной» инфляции над «общеэкономической». Люди видят, что тратить на продукты стали существенно больше, хотя есть, как им кажется, больше не стали. На самом же деле потребители просто не учитывают изменений в своей потребительской корзине.