Критике подвергся новый проект «Автодата».
Логисты, поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса направили премьеру Михаилу Мишустину письмо с критикой законопроекта о ГИС «Платформа «Автодата», который обязывает передавать этой платформе навигационно-телематическую информацию, пишет «Коммерсантъ». Законопроект уже вызывал вопросы у автоконцернов, против выступили и крупнейшие IT-компании, такие как «Яндекс» и Mail.ru. Новое письмо подписано руководством 12 ассоциаций, преимущественно объединяющих поставщиков продуктов питания. В их числе также Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) и Российский автотранспортный союз.
Авторы письма просят господина Мишустина провести публичное обсуждение документа с привлечением заинтересованных сторон. «Закон об «Автодате» обязывает передавать данные со всех автомобилей в эту систему с оператором в лице НП «ГЛОНАСС» (не имеет отношения к АО «ГЛОНАСС» – прим. «Ъ»), и явно не за государственные деньги, а за счет перевозчиков – владельцев таких данных, – говорит исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина. – Это вызовет рост стоимости перевозки и цен на товары». Более того, добавляет она, правительство сможет в любой момент расширить список обязательных данных для передачи, оправдывая это, например, коронавирусом.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков отмечает, что в законопроекте не установлены порядок определения оператора системы и его полномочия, в том числе по тарифной политике, потому оценить возможный рост стоимости логистики и цен на продукты пока сложно. Но понятно, что дополнительная финансовая нагрузка отразится на себестоимости: так, логистическая составляющая велика в производстве хлебобулочных изделий и скоропортящихся продуктов, которые завозятся в магазины чаще остальных.
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин указывает, что разработка платформы укладывается в стремление государства «все оцифровать» без какой-либо очевидной необходимости и цели. А бизнес, помимо очередного увеличения финансовой нагрузки, еще и за свои деньги получает огромные риски, связанные с утратой коммерческой тайны: каналов поставок, партнеров и прочего, предупреждает он.
Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков называет «Автодату» попыткой ввести «очередной квазигосударственный платеж». Платформа частично дублирует уже действующие системы «Платон» и «ЭРА-ГЛОНАСС», которые более понятны бизнесу, в том числе в вопросе тарифов, указывает он. По словам господина Новикова, в случае «Автодаты» есть риск не только утечки коммерческих данных компаний, но их использования для каких-то пока неясных целей.
В АО «ГЛОНАСС» сообщили «Ъ», что выступают против принятия законопроекта в текущей редакции. «В нем содержится слишком много неопределенностей: ключевые пункты, включая требования к оператору и порядок предоставления информации, отнесены на уровень подзаконных актов», – отмечают в компании. Также там сообщили, что на рынке уже существуют общероссийские и региональные информационные системы, которые обрабатывают большие объемы навигационной информации, и неясно, как с ними будет соотнесен проект «Автодата», равно как нет понимания, какие затраты понесет государство для интеграции с ним этих систем.