Компании оказались не готовы к нововведениям из-за пандемии коронавируса.
Маркировка переносится на май 2021 года, согласно новой дорожной карте, которая есть в распоряжении Forbes. Подлинность документа подтвердили два источника, участвовавших в его разработке. Финальная версия документа была представлена на рабочей группе по внедрению маркировки в Минпромторге на этой неделе, говорит один из участников совещаний. Согласно документу, обязательной маркировка станет с мая 2021 года, но до этого – с января 2021-го – участие в программе будет добровольным. На этом этапе ЦРПТ будет бесплатно выдавать коды маркировки, что подтвердил Forbes представитель оператора. Сколько планирует на это потратить ЦРПТ, в компании не уточнили, заявив лишь, что у производителей не будет ограничений по заказу кодов.
Все меры предложены для безболезненного входа компаний в проект, уверяет ЦРПТ. Перенос сроков обязательной маркировки всей продукции даст участникам рынка (а таких сейчас более 6000) дополнительное время на подготовку. Документ должны согласовать профильные министерства, после чего его направят на одобрение в правительство. Представитель Минэкономразвития заявил, что вопрос переноса маркировки «находится в компетенции Минпромторга».
Ни о каком переносе сроков маркировки речь не идет, заявил Forbes замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По его словам, речь идет о «поэтапном вводе»: «Требования по обязательной маркировке будут вводиться поэтапно для разных видов молочной продукции и типов хозяйствующих субъектов начиная с 20 января 2021 года в добровольном порядке, обязательные требования – с 1 мая 2021 года, а через два года (с 1 мая 2023 года) мы подойдем к полной поэкземплярной прослеживаемости». Поэтапное введение маркировки Евтухов назвал «шагом навстречу рынку». «Мы понимаем, что ограничительные меры из-за коронавируса внесли свои коррективы, ряду участников оборота нужно больше времени», – говорит он. По его словам, бесплатная раздача кодов станет для компаний-производителей «дополнительным стимулом». «Предложенные изменения должны облегчить задачу и для зарубежных производителей, хотя некоторые из них, например из Белоруссии, готовятся в соответствии с графиками, их статус готовности местами даже выше, чем у российских компаний», – заключил Евтухов.
К документу еще много вопросов, говорит представитель «Союзмолока». Например, предстоит договариваться с типографиями об изменении упаковки. Типографии должны быть готовы не менее чем за три месяца до даты наступления обязательной маркировки, рассуждает он, ведь наносить штрих-коды на упаковку производители не должны, это не свойственный им вид деятельности. Идет эксперимент по маркировке, очередные итоги можно будет подвести лишь в конце года, уверен представитель «Союзмолока».
Ранее в Союзе называли введение маркировки нецелесообразным из-за незначительной доли контрафактной продукции (менее 1%). К тому же она накладывает значительные издержки. «Исходя из данных предприятий, затраты производителей в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, ежегодные затраты – не менее 35,2 млрд рублей», – говорилось в сообщении Союза в феврале 2020 года. В ЦРПТ заявили Forbes, что возможные затраты всей отрасли на внедрение маркировки составят примерно 4 млрд рублей.
Алексей Бабенко, зам генерального директора по пищевым производствам «Русское Молоко», считает, что маркировка дорого обойдется производителям. По его словам, для работы без сбоев компаниям необходимо будет обеспечить на производстве собственные печатающие устройства. «Чтобы печатать упаковку с уникальным QR-кодом, нужна возможность динамической печати. Эту могут далеко не все производители упаковок», – объясняет Бабенко. «Один из партнеров уже заявил, что динамическая печать замедлит производство упаковки в три раза, к тому же приведет к значительному ее удорожанию. Следовательно, печатать наклейки с кодами придется самостоятельно», – рассказал он. Аппаратный комплекс необходимо будет установить не только на сам молочный завод, но и на склады, плюс расходы на его сервис и амортизацию, нужно будет приобрести камеры-считыватели и обеспечить высокоскоростной интернет, перечисляет он. По его расчетам, только на закупку необходимого оборудования потребуется около 200 млн руб., кроме того, придется оплачивать по 60 копеек за каждую марку. Это приведет к тому, что цены на молочные продукты вырастут в среднем на 10 %, что ляжет на плечи потребителей, считает он.