C помощью автоматизации процесса перевозок затраты на транспорт можно уменьшить на 20-30%.
Автор: Глеб Корнев
Программные продукты для автоматизации транспортных перевозок – Transport Managemеnt System (TMS) – могут стать хорошим подспорьем для транспортного департамента сети. Они позволяют автоматизировать контроль за транспортом в компании и управлять перевозками.
По оценке директора по развитию бизнеса компании Red Tree Светланы Шевчук, в российских реалиях внедрение TMS приводит к снижению затрат на перевозки более чем на 30%. При этом на 5-10% снижаются административные расходы, 5-17% экономии средств дает оптимизация загрузки и маршрутизации, 3-10% – оптимизация выбора перевозчика, а эффективность использования активов (автопарк, водители) возрастает на 1-5%.
10-40% – сокращение транспортных расходов в результате внедрения TMS* 61% компаний – лидеров западных рынков используют решения класса TMS для оптимизации маршрутов перемещений своих товаров*
10-15% – снижение транспортных затрат в производственном концерне Kraft Foods за счет стратегического планирования перевозок с использованием TMS**
12,5 тыс. отгрузок в день обрабатывают всего девять диспетчеров в британской сети Tesco благодаря TMS, автоматизация перевозок позволила снизить затраты на ГСМ более чем на 720 тыс. фунтов стерлингов.
Источники: * Результаты опроса компании AMR Research в 2009 году. ** Oracle.
Не отчеты, а сценарии
«Среднестатистическое» TMS-решение представляет собой один из типов бизнес-приложений, ближайший к которому – системы WMS (Warehouse Management System – управление складскими запасами): на рынке встречаются WMS, которые совмещают в себе функции автоматизации процесса перевозок, с одной стороны, и управления складами и распределительными центрами – с другой. Но часто TMS-продукты входят в качестве специализированных приложений, подсистем или отдельных модулей в состав более глобальных ERP-систем или систем класса SCM (Supply Chain Management – автоматизация цепочки поставок).
Некоторые эксперты и компании-поставщики даже не выделяют TMS из состава SCM. Надо сказать, что многие TMS-продукты имеют ограниченные возможности для генерации отчетов внутри собственного интерфейса, экспортируя данные для их построения во внешние системы бизнес-анализа. Однако в последнее время наличие этой функциональности (генерации товарно-сопроводительных, таможенных документов, маршрутных листов, расписаний работы объектов и ТС, аналитических отчетов по плану-факту отгрузок и т. д.) становится обязательным.
Среди плюсов решений – возможность разыгрывать различные сценарии (например, что произойдет, если заказ не будет выполнен в запланированное время; если фура опоздает в пункт доставки и т. д.). Таким образом, заранее могут выявляться слабые места логистической цепочки.
ERP недостаточно
В 2008 году объем мирового рынка бизнес-приложений сегмента TMS превысил $1 млрд. И сегодня он продолжает успешно расти и развиваться, так как пресловутое «изыскание внутренних резервов начальником транспортного цеха» стало особенно актуально в условиях всеобщей нехватки средств. – В 1990-х годах, когда системы управления транспортом только появились, их функционал был не слишком глубоким и затрагивал порой лишь учет расходов на простые грузоперевозки и управление парком транспортных средств, – комментирует Алексей Васильев, заместитель директора по продажам компании «Корус Консалтинг». – По мере развития новых технологий происходит все большая их интеграция в рамках программно-аппаратных комплексов.
Так, например, сейчас во многих системах используются возможности отслеживания статусов доставки грузов с возможностью контроля отдельно взятых фур или вагонов с помощью GPS-устройств. Этот тип бизнес-приложений востребован не только благодаря оптимизации транспортных расходов, но и потому, что существующие ERP-системы не решают всех задач по управлению перевозками. Так, по данным исследовательской компании Forrester Research, в 2000 году 76% опрошенных руководителей отметили, что они не располагают оперативной информацией о транспортировке грузов, необходимой им для управления. Более того, неизбежная глобализация мировой экономики ведет к росту потребности не просто в приложениях, позволяющих автоматизировать управление перевозками, а в полнофункциональных открытых TMS-решениях. – Сложная логистика подразумевает большое количество различных документов, использование разных видов транспортных средств, решение вопросов, связанных с затратами на перевалку грузов, кросс-докинговые поставки и т. д., – говорит руководитель направления департамента предпроектного консалтинга корпорации Oracle Борис Меленевский. – Полнофункциональные программные продукты позволяют разобраться со всеми этими задачами, например, объединить планирование материальных и транспортных потоков, чтобы всегда можно было увидеть, какой объем транспортных средств необходим под конкретный поток грузов.
Проект «Эвридика»
Сегодня на Западе появляются крайне амбициозные и весьма крупные проекты по автоматизации грузоперевозок. В частности, в странах Евросоюза реализуется проект Euridice («Эвридика»). Его цель – введение в практику технологии RFID (беспроводной связи) и изменение всей транспортной структуры, для того чтобы грузы проходили практически без каких-либо задержек по всем европейским транспортным коридорам. Подобный проект пригодился бы и России с ее 11 часовыми поясами.
Пока об этом можно только мечтать, хотя, по словам Светланы Шевчук, до кризиса российский рынок TMS рос весьма динамично – до 20% в год в стоимостном выражении. Конечно, мировой экономический спад не мог не сказаться на этом сегменте, но нельзя сказать однозначно, что это влияние было негативным. – Результаты 2008-2009 годов показали мировое падение объема грузоперевозок в среднем на 20-30%, вследствие чего усилия компаний, осуществляющих перевозки, были во многом направлены на оптимизацию существующих расходов и поиск новых клиентов, – говорит Алексей Васильев. – Акцент при выборе систем управления транспортом и грузоперевозками сместился на сравнительно недорогие, апробированные решения, в том числе российских разработчиков, которые, с одной стороны, дают максимально быструю отдачу, а с другой стороны, обладают высокой масштабируемостью. Так что спрос на такого рода системы не сильно снизился, скорее произошло перераспределение долей на сравнительно молодом рынке.
Основные игроки
В последние годы лидерство на мировом рынке решений SCM и приложений TMS удерживают два американских разработчика – компания i2 Technologies и корпорация Oracle.
Первую основали в 1988 году в техасском Далласе Санджив Синдху и Кен Шарма. Уже в 1990-х годах в результате активного развития i2 Technologies вырвалась в лидеры в секторе SCM и TMS, а в 2000 году ее продажи превысили $1 млрд. Сегодня компания предлагает самую широкую линейку продуктов для автоматизации цепочки поставок. Наряду с прочими решениями в нее входит система класса TMS, применимая в розничных сетях, – i2 Transportation Manager.
В январе 2010 года разработчика приобрела канадская компания JDA Software, основным бизнесом которой традиционно было создание «софта» под продукты корпорации IBM. Еще в 2006 году JDA купила менее крупного американского разработчика систем SCM/TMS – компанию ManugustнаамОсновная специализация корпорации Oracle со штаб-квартирой в калифорнийском Редвуде – решения для управления базами данных. Однако, как и JDA, в последние годы Oracle вела активную скупку фирм, занимающихся созданием программных продуктов в смежных сегментах, в том числе бизнес-приложений, «заточенных» под розницу. Одним из крупнейших игроков в сегменте TMS гигант из Редвуда стал благодаря приобретению в 2005 году американской компании Global Logistics (существует с 1999 года).
На момент сделки решения для автоматизации перевозок от этой фирмы применяли DuPont, Halliburton и торговая сеть Family Dollar, причем половина этих пользователей также являлась клиентами Oracle. Ныне корпорация предлагает полнофункциональное решение TMS, которое позволяет автоматизировать процессы, связанные не только с планированием движения транспорта, но и с затратами на перевалку грузов, кросс-докинговыми поставками, экспортно-импортными операциями и т. п.
Менее масштабные информационные системы для автоматизации цепочки поставок и транспортных перевозок представляют такие американские разработчики, как Manhattan Associates, RedPrairie, Logility, Sterling Commerce и др. Отдельно можно назвать TMS немецкой компании SAP – решение, которое входит в качестве отдельного модуля в состав широко известных в мире ERP-систем этого разработчика.
Если спуститься с высот транснациональных корпораций на уровень компаний, работающих в рамках нескольких городов и регионов, то можно обратить внимание на отечественные аналоги TMS. В частности, средним ритейлерам, которым нужен функционал для логистических систем с небольшой географией, могут подойти решения, разработанные на базе продуктов 1С. Например, автоматизированная система транспортной логистики (АСТЛ) на платформе «1С:Предприятие 8». Возможностей этого и прочих подобных приложений будет вполне достаточно для оптимизации внутригородских или внутрирегиональных перевозок типичной отечественной сети средних размеров.
– Сегодня российский рынок наводнен большим количеством решений, но, к сожалению, значительная их часть все еще остается самописными нишевыми продуктами. Среди промышленных приложений наибольшее распространение получили решения на платформах 1C и Microsoft Dynamics NAV, – говорит Алексей Васильев.
– На данный момент ведется работа по внедрению полнофункциональных TMS-систем в ряде российских торговых сетей. Однако пока они не хотят разглашать эту информацию. Но это не главное. Важно, что руководство компаний понимает: на транспортных издержках можно и нужно экономить в хорошем смысле этого слова, – подытоживает Борис Меленевский.
Основные функции TMS-решений:*
– Оптимизация доставки грузов и загрузки транспорта.
– Соответствие регламентирующим документам.
– Информационно-аналитическая работа руководства.
– Глобальное слежение за грузом и транспортом.
– Поддержка процесса доставки товаров «от ворот до ворот», начиная с оформления заказа у грузоотправителя, планирования перевозки, проведения тендеров на выбор компании-перевозчика, отслеживания перевозки, событий по поставке и заканчивая взаиморасчетами с грузополучателем и анализом KPI.
– В системе поддерживается единое информационное пространство, объединяющее всех участников логистической цепочки (поставщик, распределительный центр в регионе, заказчик и др.). Посредством централизованного управления осуществляется контроль и оптимизация доставки грузов, перевозок, собственного и арендованного транспорта. В удобной форме визуализируются ключевые показатели эффективности процесса доставки.
* На примере полнофункционального решения Oracle Transportation Management.