Торговый центр Aragonia в испанской Сарагосе, столице региона Арагон, входит в один комплекс с пятизвездочной гостиницей, офисами, парковкой и оснащен современной системой безопасности, позволяющей вести наблюдение за всеми, даже отстоящими друг от друга объектами, в круглосуточном режиме и на одном мониторе. Корреспондент «Мое дело. Магазин» убедился воочию, что современные камеры видеонаблюдения дают возможность держать под контролем крупный торговый объект и даже управлять им.
АВТОР: Елена Краснова
Торговый центр Aragonia в испанской Сарагосе, столице региона Арагон, входит в один комплекс с пятизвездочной гостиницей, офисами, парковкой и оснащен современной системой безопасности, позволяющей вести наблюдение за всеми, даже отстоящими друг от друга объектами, в круглосуточном режиме и на одном мониторе. Корреспондент «Мое дело. Магазин» убедился воочию, что современные камеры видеонаблюдения дают возможность держать под контролем крупный торговый объект и даже управлять им.
Масштабы этого не единственного в городе торгового центра поражают: 40 000 кв. м обустроенных с европейским лоском торговых площадей предназначены для жителей Сарагосы, численность которых составляет около 700 000 человек. Его открыли в 2009 году, когда понятия «дефолт» и «стагнация» не так часто звучали в эфирах новостных программ телевидения Испании. По всему видно, что средств для осуществления этого проекта не пожалели: образцовый торговый комплекс. А раз так, нужна и соответствующая охранная система. Ею занималась компания-застройщик, а камеры видеонаблюдения для осуществления проекта предоставила компания Axis Communications. Требования к проекту в целом были следующими: создать централизованную систему видеонаблюдения с удаленным доступом к любому из объектов.
Что же инновационного в этой централизованной системе? Как уже было замечено, весь комплекс разбит на несколько частей: торговый центр, парковка, отель, офисы, в том числе офисы, отстоящие от комплекса, но вся охранная система этих объектов сведена в один экран. Иными словами – точка доступа к охранной системе одна. Более того, руководство, к примеру, пятизвездочной гостиницы может мониторить свое заведение из любой точки Сарагосы, используя свой ПК, осуществляя, таким образом, удаленный доступ к объектам.
Безопасность комплекса в целом обеспечивают 324 камеры Axis, из них 300 расположены внутри здания и 24 снаружи. Наблюдают за изображением на экране, где в режиме коллажа представлено все происходящее на 40 000 кв. м, всего два оператора видеонаблюдения. Непосредственно на территории торгового центра работают 17 охранников, с ними при необходимости и осуществляется связь из операторского центра, который находится на цокольном этаже торгового комплекса. Охранная система работает в круглосуточном режиме, так как гостиница и парковка открыты 24 часа в сутки.
Вся информация, по словам директора службы безопасности ТЦ Aragonia Хосе Луиса Наварро, получаемая в режиме non-stop, архивируется. И при возможных запросах из полиции сотрудники службы безопасности без труда предоставляют ее. Также она используется в качестве доказательства в судебных разбирательствах. Ведь основная задача видеонаблюдения, как говорит директор, отслеживать нарушения и предоставлять доказательства того, что эти нарушения произошли. А происходят они, как оказалось, три-четыре раза в месяц.
Обслуживание системы безопасности осуществляет специальная структура, сервисный контракт на год стоит 20 000 евро. Он подразумевает еженедельный приезд специалистов с целью мониторинга состояния камер и возможного ремонта. Но, похоже, ремонта здесь немного: с 2009 года, с момента ввода в действие охранной системы, вышло из строя пять камер из 324.
Уличные камеры работают в режиме «день/ночь» и с наступлением вечера они переключаются на черно-белое изображение. В условиях низкой освещенности такое изображение читается лучше. При необходимости оператор у монитора видеонаблюдения за считаные доли секунды может увеличить изображение любого уголка торгового центра и рассмотреть возникшую ситуацию в деталях. Если посмотреть на схему расположения камер, то можно заметить, что в торговом центре нет слепых зон. Большая часть камер расположена в холлах, зонах отдыха, кафе, на лестничных маршах, разумеется, охватывая зоны входа и выхода в магазины. Камеры же внутри бутиков ставятся по желанию их директоров, которые преследуют самые разные цели: от желания узнать, насколько качественно работают сотрудники, до получения разнообразной статистики.
Современные системы видеонаблюдения стали действительно «умными». Они помогают определить «горячие» и «холодные» зоны продаж, траектории перемещения покупателей, оптимизировать расстановку торгового оборудования, не говоря уже о подсчете покупателей и определении их заинтересованности в покупке. Взять, к примеру, популярные сегодня камеры со встроенным интеллектом, когда камера представляет собой не просто устройство передачи видео, а миникомпьютер, обрабатывающий самую разную информацию: определяет длину очереди, этой очередью управляет (предлагая перейти к менее загруженным кассам), ведет подсчет посетителей, отслеживает, что посетителям понравилось, а что нет; осуществляет удаленный мониторинг, разрешает спорные ситуации, а главное, реорганизует пространство магазина и держит продавцов в тонусе.
Так известная марка модной испанской одежды, имеющая 170 магазинов и меняющая свои коллекции 2–3 раза в неделю, установила удаленный мониторинг с помощью обзорной поворотной камеры и ввела подсчет посетителей в каждой точке продаж с помощью встроенного в камеру модуля аналитики, осуществляя всю передачу данных в центральный офис. В итоге руководство компании констатировало факт установления единого уровня обслуживания во всей сети, получило возможность быстро реагировать на какие-либо нарушения внутренних правил и, что не менее важно, получило возможность в режиме онлайн видеть ключевые показатели эффективности работы каждого магазина сети. Из чего можно сделать вывод, что в ритейле наступила новая эпоха, когда видеонаблюдение способно управлять бизнесом.
С этим мнением вполне согласен директор по развитию бизнеса в Восточной Европе компании Axis Communications Станислав Гучиа, который говорит, что камеры с так называемым встроенным интеллектом (90% камер последнего поколения компании Axis поддерживают эту функцию) имеют многопрофильное применение: от предотвращения потерь, оптимизации выкладки товара и ранжирования трафика в примерочных до решения более комплексных задач в развитии бизнеса. И судя по тому, как быстро развивалась история видеонаблюдения, можно сказать, что все еще впереди. Ведь с 1996-го года, когда инженеры этой компании создали первую камеру, точнее, когда сначала появился ее прототип, потом образец, и продукт начал развиваться на рынке, прошло без малого два десятилетия. Рынок тогда был аналоговым, многие клиенты устанавливали достойную аналоговую систему, но в итоге по тем или иным причинам хотели получать IP на выходе. Вот так поступательно и возникла идея создания видеокодера, оцифровывающего аналоговую информацию. Потом компания приняла решение создать свой чип... Ну а сейчас все ее продукты основаны на собственных чипах, которые разработчики делают исходя из насущных задач. Универсальные магазины, торговые центры, автозаправочные станции и т.д. – для каждого сегмента рынка обозначились определенные потребности и задачи, которые воплощаются при совершенствовании технологий, в том числе технологии улучшения качества изображения, создания камер для использования в различных агрессивных средах, например, при -50 °С, развитии собственного софта компании.