Всё о продуктовой рознице

Поощрить самостоятельность

03 декабря 2014, 05:12 Юлия Мацкивская

Кассовая система самообслуживания – одно из перспективных решений для автоматизации магазинов. Технология Self Checkout (SCO) – это не просто касса, работающая без кассира. Это новая концепция работы супермаркета, когда покупатель не только сам выбирает товар, но и сканирует, оплачивает и упаковывает его. В Европе, особенно в Великобритании, терминалы самообслуживания уже получили широкое распространение в магазинах разных форматов. В России к технологии пока присматриваются, но лед уже тронулся, и прогресс не остановить.

АВТОР: Юлия Мацкивская

Обычно терминалы самообслуживания принимают и наличные, и банковские карты. Некоторые терминалы также умеют обрабатывать скидочные карты и карты лояльности. Как правило, в зоне самообслуживания находится помощник, который следит за происходящим на кассах и отвечает на вопросы покупателей. Если возникли подозрения, он может попросить посетителя показать чек и сверить его с покупками.

Эта технология завоевала доверие во всем мире. В Европе многие крупные ритейлеры, открывая новый магазин или переоборудуя старый, помимо обычных касс устанавливают SCO. «И кассы самообслуживания все больше вытесняют обычные кассы. Например, в гипермаркете Auсhan в Лакруа, расположенном недалеко от Парижа, или в гипермаркете Tesco в Линкольне на севере Великобритании установлены практически только кассовые системы самообслуживания, причем разного типа в зависимости от размера покупки – от экспресс-SCO до систем самообслуживания, снабженных транспортерной лентой обработки крупных покупок (Auchan) или инновационными тоннельными сканерами самосканирования (Tesco), а из традиционных касс функционирует лишь несколько, использующихся в основном для возвратов», – рассказывает Елена Кудрина, исполнительный директор компании France Informatique&Technologie (FIT). Есть пилотные проекты и в России. Готовы ли российские торговые сети к внедрению касс самообслуживания? Существует ли спрос на такие решения?

 

Всегда готов!

По словам Андрея Пивоварова, менеджера по продукции компании «Пилот», российские ритейлеры проявляют высокий интерес к решениям SCO и в том числе берут демооборудование для проведения тестирования. Но до реализации полноценных проектов пока дело доходит нечасто. «Единичные российские торговые сети были готовы к внедрению касс самообслуживанию еще пару лет назад. Но массово интерес проявился только в последний год. Интересуются все – от крупных федеральных сетей до небольших региональных. Сейчас эти решения рассматривают скорее как имиджевые и способ познакомить покупателей с «будущим». Расчет прост – установка небольшого количества таких касс сейчас позволит безболезненно приучить людей к общению с большим количеством подобных машин потом. Ведь спустя три или четыре года никто уже не будет удивляться таким решениям в магазине и, наоборот, будет недоумевать по поводу их отсутствия», – считает Игорь Чечулин, продукт менеджер направления Self-Checkout компании «Кристалл Сервис».

В целом российский рынок созрел для внедрения Self-Checkout. «Но не вся торговая розница психологически готова к реальным шагам в этом направлении. Ритейлерам нужно объективное доказательство того, что их инвестиции в такие проекты действительно окупятся. Поэтому до начала проекта производится расчет окупаемости. Моделируется работа магазина с участием SCO, определяется их оптимальное количество и расположение для получения наилучшего результата. Кроме того, сейчас инвестирует в эту технологию тот, кто понимает, что за ней будущее, и хочет воспользоваться конкурентными преимуществами в качестве пионера», – соглашается Елена Кудрина.

 

Плюсы очевидны

Плюсов у технологии SCO несколько. «Самые заметные – экономия рабочей силы, отсутствие человеческого фактора, экономия на зарплате кассиров, а также снижение зависимости от текучести кадров. Для работы четырех касс самообслуживания достаточно одного помощника со стороны магазина. Его задача консультировать покупателей и, например, подтверждать возраст в случае покупки сигарет или алкоголя. Второй плюс – рациональное использование торговых площадей. Часто мы видим кассовую линейку из 30 касс, но работают только 10–12. Почему? Нет кассиров. Место есть и даже кассы есть, но ими не могут воспользоваться покупатели. Внедрение технологии SCO поможет решить эту проблему», – объясняет Игорь Чечулин. На месте одного кассового стола можно установить до трех касс самообслуживания. Это позволяет увеличить пропускную способность магазина, ускорить кассовые операции, сократить очереди, особенно в периоды пиковых нагрузок. Терминалам не нужен перерыв на обед, они могут работать круглосуточно и без выходных. «Технология позволяет покупателям самостоятельно сканировать, упаковывать и оплачивать товары. Это приводит к повышению конфиденциальности покупки, увеличивает степень удовлетворенности покупателей, повышает их лояльность. И, что немаловажно, снижает потери магазина за счет уменьшения числа «брошенных» корзин и отказов от покупок из-за очередей. На повышение лояльности влияет и возможность контроля со стороны покупателя за покупаемым им товаром, Например, при фасовке весового товара случаются нарушения со стороны сотрудников – недовес с наклейкой этикетки большего веса. В процессе продаж селф-чекаут проводит контроль по весу. После считывания штрихкода эти расхождения всплывают, и злоупотребления выявляются. Также в SCO происходит автоматическая проверка купюр, поэтому ущерб по причине приема фальшивых купюр практически отсутствует», – считает Елена Кудрина.

Еще одна положительная сторона использования касс самообслуживания – снижение воровства при участии персонала. Известно, что 80% краж со стороны персонала совершаются непосредственно на кассе, в том числе в результате сговора недобросовестных покупателей с кассиром. Использование систем SCO устраняет влияние человеческого фактора, делая такие преступления невозможными.

Один из немаловажных плюсов – «вау-эффект» для покупателей. «В последние годы многие российские игроки заинтересовались такой концепцией, как «яркий ритейл», когда магазин заботится не только об ассортименте и ценовой политике, но и о визуальной составляющей – оформлении площадей, свете, звуке, красивой униформе у персонала, выкладке товара на витринах, вызывая за счет этого положительные эмоции у покупателя. Это, конечно же, сказывается на лояльности покупателя, частоте возвратов в магазин и в итоге – на прибыли», – поясняет Андрей Пивоваров.

 

Money, money, money…

Безусловно, самым большим плюсом можно считать экономическую целесообразность внедрения SCO. Конечно, срок окупаемости для каждой сети индивидуален. «Ориентир в два-три года является оптимальным при подборе решения по самообслуживанию. Немаловажным фактором является то, что в магазин начинают приходить новые категории покупателей. Экономия строится не только за счет сокращения затрат на фонде оплаты труда, но и за счет увеличения объемов продаж», – поясняет Игорь Чечулин.

Кроме того, экономический эффект от внедрения подобных решений будет складываться из целого ряда составляющих. «Это экономия торговой площади, экономия на заработной плате кассиров, снижение воровства с участием кассиров, повышение лояльности покупателей и т.д. Компания «Пилот» на рынке SCO уже четыре года. Исходя из нашей практики можно сказать, что окупаемость систем премиум-класса (Toshiba GCS (IBM) и Fujitsu) составляет 3–4 года. Собственное решение «Пилота» имеет срок окупаемости порядка двух лет», – рассказывает Андрей Пивоваров. Для сравнения: период окупаемости нового магазина – 5–9 лет.

 

Особый путь

В отличие от Запада в России внедрение технологии кассового самообслуживания стартовало только в 2012 году, это еще сравнительно новое явление для рынка. «При этом не нужно думать, что весь процесс сводится к покупке более дорогого аналога традиционной кассы. Внедрение технологии SCO – это сложный проект трансформации бизнеса с целью повышения его эффективности, помогающий снизить издержки и увеличить продажи. Этапы этого проекта включают правильную постановку целей (KPI), определение соответствующих принципов использования селф-чекаутов, обучение персонала и т.д. Нужно провести интеграцию программного обеспечения SCO с кассовым программным обеспечением, back-office-ной системой ритейлера, с его системами лояльности, адаптировать работу всего комплекса к бизнес-процессам ритейлера (провести кастомизацию)», – рассказывает Елена Кудрина.

Конечно, при внедрении систем Self-Checkout приходится учитывать те или иные особенности законодательства конкретной страны, специфику ведения розничного бизнеса. «Так, в соответствии с российским законодательством при оплате товаров через кассы самообслуживания необходимо снабдить систему функцией автоматического запроса подтверждения возраста покупателя при покупке алкоголя и сигарет, ограничить по времени продажу алкоголя, обеспечить МРП для сигарет и т.п. В этих случаях необходимо предусмотреть вмешательство консультанта в сценарии работы системы, который должен подтвердить право покупателя на приобретение алкоголя или табака. Роль консультанта на начальном этапе внедрения касс самообслуживания весьма значительна. В его функции входит не только информационная поддержка покупателей, но и перераспределение покупательских потоков в магазине», – продолжает Елена Кудрина.

Очень интересным является подход российских сетей к выбору решений по самообслуживанию. «Если в Европе при выборе Self-checkout никому ничего доказывать не нужно, то в нашей стране пока все еще много вопросов и страхов. Многие боятся пробовать что-то новое, особенно на фоне неустойчивой экономики. Впрочем, есть и совершенно другие примеры: SCO для таких ритейлеров – это не только способ оптимизировать затраты на персонал, но и привлечь дополнительное внимание покупателя к своим магазинам», – говорит Игорь Чечулин.

 

Что стоит на пути у SCO?

Желание видеть мгновенный возврат от инвестиций – это, наверное, основная причина, мешающая внедрению технологии в ритейле. «Стратегическое планирование на 3–4 и более лет вперед у нас не пользуется популярностью в отличие от Европы, где проекты со сроком окупаемости пять и более лет являются обычной практикой. Многие хотят видеть гарантии успешности внедрения касс самообслуживания, то есть относятся к SCO как к новаторской технологии, а не издержкам магазина (в отличие, скажем, от обновления парка тележек). Да и вкладывать средства в проекты с окупаемостью 2–4 года многим представляется рискованным: российский бизнес в целом ориентирован на максимально быстрый возврат вложений, – считает Андрей Пивоваров. – Кроме того, в отличие от Европы в России уровень зарплат кассиров намного ниже. Соответственно, в Европе высокоуровневые системы SCO могут окупаться даже быстрее, чем более доступные по цене кассы самообслуживания в России. Нежелание инвестировать в новый формат также играет свою роль. Зачем что-то менять, если и так все работает?».

Иногда звучат опасения, что с началом применения SCO может повыситься воровство. Но мировая практика показывает, что уровень краж и потерь при внедрении технологии SCO, напротив, снижается. «Основная причина хищений – сговор кассиров с покупателями, в результате которого оплачивается совсем не тот товар, который выносится из магазина покупателем, а значительно более дешевый (32% потерь). Ввиду наличия интеллектуальной системы весового контроля на SCO подобная операция невозможна или крайне затруднена. К тому же зона самообслуживания находится в поле зрения видеокамер и охраны. Воровать в такой обстановке практически бессмысленно. Покупатель, имеющий подобное намерение, скорее сделает попытку кражи в торговом зале. Но это уже другая категория потерь, менее значимая (21% потерь)», – объясняет Елена Кудрина.

Впрочем, не надо торопиться увольнять всех кассиров. «Традиционные системы обслуживания по-прежнему актуальны и, как правило, не заменимы. Поэтому часто можно наблюдать использование комбинированной системы из традиционных касс с кассирами и систем SCO. Подобные вариации хорошо себя зарекомендовали и набирают все большую популярность в Европе. Аналогичные процессы происходят в России, но с некоторым отставанием как по времени, так и по масштабу», – продолжает Андрей Пивоваров.

Однако есть и более оптимистичное мнение. «Факторов, затрудняющих появление технологий самообслуживания, на российском рынке нет. Да, есть страхи. Но технологии уже здесь, они выверены и проверены. Осталось раскрыть всю их силу рынку, и тогда революцию уже не остановить», – убежден Игорь Чечулин.

 

Целесообразность и перспективы

До недавнего времени во всем мире бытовало мнение, что использование SCO целесообразно только в больших форматах (гипермаркетах). Но современные селф-чекауты стали более компактными, эргономичными, удобными для использования и занимают значительно меньше места, чем классическая кассовая линейка. «К тому же именно в магазинах малых форматов средний чек невелик и включает менее 15 наименований товара – оптимальное количество для применения SCO. Поэтому сейчас набирает обороты новый тренд – применение SCO в магазинах «у дома», – говорит Елена Кудрина.

Однако технология применима для всех форматов, так как предполагает самостоятельное совершение покупки покупателем. «Ритейлеры пробуют, экспериментируют с сегментами рынка, меняют форматы. Каждая сеть имеет свою историю успеха. Наша компания накопила богатый опыт как пилотных, так и индивидуальных проектов для отдельных магазинов. Сейчас мы ждем смелого заказчика, готового к внедрению системы SCO в масштабе сети», – заявляет Андрей Пивоваров. Вопрос стоит только за внешним видом технологии – это не обязательно будет касса самообслуживания, это может быть мобильный терминал или иной способ подготовки и оплаты чека.

Таким образом, отечественный рынок уже готов к эффективному использованию таких технологий, особенно в связи с необходимостью оптимизации затрат при динамичном росте бизнеса.

Выпуск журнала:

Поощрить самостоятельность

Кассовая система самообслуживания – одно из перспективных решений для автоматизации магазинов. Технология Self Checkout (SCO) – это не просто касса, работающая без кассира. Это новая концепция работы супермаркета, когда покупатель не только сам выбирает товар, но и сканирует, оплачивает и упаковывает его. В Европе, особенно в Великобритании, терминалы самообслуживания уже получили широкое распространение в магазинах разных форматов.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
22 июля 2020, 02:07
18 марта 2020, 08:03
25 декабря 2019, 01:12