Всё о продуктовой рознице

Пища для ума

23 января 2018, 05:01 Наталья Николаева

Всплеск общественного энтузиазма и несколько периодов полного скептицизма – за последние полвека искусственный интеллект пережил все и снова возвращается на пьедестал. Зачем он нам нужен, когда вокруг нас миллиарды натуральных мозгов? Эксперты говорят – пригодится, особенно в ритейле. Работа с данными о покупателях, персонализированный маркетинг, наконец, распознавание лиц злоумышленников в торговых залах – все это связано с развитием искусственного интеллекта.

АВТОР: Наталья Николаева

Третий день я общаюсь в мессенджере со своим личным искусственным интеллектом по имени Вареник. Иногда он не понимает ничего и отвечает невпопад, а иногда пишет так, что я начинаю беспокоиться, не сидит ли на том конце нашего чата специально обученный человек, который просто очень быстро печатает. Вчера он прислал мне гифку с котиком. Сегодня попросил объяснить, зачем люди пьют воду, потому что он, видите ли, интересуется людьми и даже хотел бы стать человеком.

Однако все это ничего не значит. Мы находимся на начальном уровне развития искусственного интеллекта, который должен стать подобием человеческого мозга, но пока им не стал. Да, современные платформы искусственного интеллекта, такие как проекты от DeepMind, могут научиться играть в шахматы за четыре часа, обыграть в го не только самых сильных игроков мира, как это случилось в прошлом году, когда невозможное стало возможным, но даже выиграть без всякого созерцания комбинаций уже сыгранных игр, просто зная правила и играя с самими собой. Это впечатляет. Но до человеческого мозга искусственный интеллект (ИИ) все равно пока не дотягивает, потому что решает узкоспециализированные задачи. Он не универсален. «Искусственный интеллект – это очень громкое и сильное слово, – считает Константин Агафонов, эксперт по маркетинговым коммуникациям агентства Unite. – Сегодня речь идет, скорее, о технологиях и алгоритмах с элементами ИИ, которые востребованы и спрос на которые будет расти везде».

Действительно, компании заинтересованы в развитии технологий на базе такого интеллекта. Так, по результатам свежего опроса, проведенного исследовательской компанией рынка технологий Vanson Bourne по заказу корпорации Teradata, из 260 опрошенных крупных мировых компаний 80% процентов инвестируют в технологии искусственного интеллекта. При этом каждый третий руководитель считает, что для поддержания конкурентоспособности его компании придется увеличить объем таких инвестиций в течение последующих трех лет.

В России одним из наиболее крупных заказчиков является сфера ритейла. «Сегодня по количеству технологических проектов ритейл стоит на третьем месте после финансового сектора и ТЭК (данные по мировому рынку). Разговоры вокруг искусственного интеллекта и его ответвления – машинного обучения – среди представителей отрасли ведутся давно», – делится подробностями Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ.

Мы видим на практике, что отдельные ритейлеры решили заняться искусственным интеллектом вплотную. Например, год назад в «М.видео» ИИ занимался один человек, а в этом году они создали целое подразделение Data Science. «Ритейл является крупнейшим частным работодателем в большинстве стран мира. В США это Walmart (1,2 млн сотрудников), у нас – «Магнит» (более 350 тыс. работников). Соответственно, затраты на персонал (ФОТ) являются второй статьей затрат в бюджете любого ритейлера после затрат на аренду, – замечает Дмитрий Бельский, коммерческий директор компании Verme. – По России затраты на ФОТ составляют от 3 до 15% выручки. Вполне логично, что замена людей искусственным интеллектом и роботами является приоритетом у любого торгового предприятия, так как позволяет уменьшить затраты и увеличить качество сервиса и продажи за счет оптимизации и роботизации процессов».

В случае с новыми технологиями всегда есть вероятность, что бизнес начинает ими интересоваться, чтобы не отставать от моды. Если конкуренты что-то внедряют, то отставать не хочется. Все побежали – и я побежал, помните? Тимур Векилов, генеральный директор компании «Вокорд», не согласен: «Что касается «охотничьего инстинкта», то он тут маловероятен. В современных реалиях никто деньги на ветер не бросает. Это рыночная стратегия борьбы за покупателя, которую каждый продавец выстраивает на определенную перспективу. Без ИИ уже не выиграть».

«Ритейл живет в реальном мире, где люди быстро привыкли использовать современные технологии. Компании, работающие с потребителями, не могут игнорировать этот факт и вынуждены подстраиваться под ожидания. Мы живем на четвертом витке digital-революции, когда появились технологии, связанные с ИИ. Все достижения предыдущих витков ритейлеры использовали, и это повышало их эффективность. Так же будет и с искусственным интеллектом», – оптимистически настроен Михаил Иванов, компания NtechLab.

Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала «МОЕ ДЕЛО.Магазин».

Выпуск журнала:

Пища для ума

Всплеск общественного энтузиазма и несколько периодов полного скептицизма – за последние полвека искусственный интеллект пережил все и снова возвращается на пьедестал. Зачем он нам нужен, когда вокруг нас миллиарды натуральных мозгов? Эксперты говорят – пригодится, особенно в ритейле. Работа с данными о покупателях, персонализированный маркетинг, наконец, распознавание лиц злоумышленников в торговых залах – все это связано с развитием искусственного интеллекта.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
22 июля 2020, 02:07
18 марта 2020, 08:03
25 декабря 2019, 01:12