Взяв за основу передовой зарубежный опыт, компания «Диво Алтая» первой в России запустила растительное масло в уникальной упаковке – спрее. Продукт разрабатывали алтайские специалисты после обучения в бизнес-школе «Сколково». Необычной линейкой быстро заинтересовались ритейлеры и рестораторы. За первое полугодие 2019 года продажи продукции под ТМ Altaria выросли в три раза.
Идея выпуска растительного масла в уникальном формате упаковки – спрее – пришла руководству компании «Диво Алтая» на одной из выставок «Продэкспо» во время посещения зарубежных стендов. После 30 лет успешной работы в масложировой отрасли на предприятии задумались о новом позиционировании своего брендового портфеля и о необходимости развития не только традиционной линейки в низком и среднем ценовых сегментах, но и в премиальной категории. К тому времени на рынке растительного масла уже сформировался запрос на качественные и оригинальные продукты, что открывало возможности для создания абсолютно новой ниши и привлечения дополнительной потребительской аудитории. В эксклюзивной фасовке в виде спрея растительное масло предлагали только зарубежные производители, а именно итальянские и польские поставщики. Увидев перспективность данного направления, в компании решились на воплощение в жизнь нового проекта. «Перед тем как запустить производство, мы провели серьезный анализ потребительского спроса, – делится основатель проекта и совладелец компании «Диво Алтая» Яна Попова. – Вердикт был однозначный – покупатель готов к появлению подобного продукта. Поэтому основной причиной стало желание сформировать новую нишу потребления растительных масел в России. В итоге мы стали первым российским предприятием, которое запустило растительное масло в спрее».
Не распыляться на мелочи
Проект был запущен в кратчайшие сроки – всего за шесть месяцев. Производство разместилось на Алтае, на уже действующей площадке основного предприятия «Диво Алтая». Мощность сегодня достаточна, чтобы отгружать в месяц более 800 тыс. баллонов спрея. Реализации проекта способствовало не только наличие собственной производственной площадки, но и сырьевой и клиентской базы, а также сложившаяся репутация надежного поставщика. Все это позволило сэкономить ресурсы на запуск и продвижение продукции.
Объем инвестиций в создание брендинга, закупку оборудования, маркетинг, упаковку и заказ сырья, в частности оливкового масла производства Греции, составил $1 млн. Причем основная часть средств ушла именно на брендинг и маркетинг. «На самом деле продукт запускался очень стремительно и по наитию. Первую партию мы даже не считали в отношении маржинальности, а просто изготовили ее в тестовом режиме. Однако, когда мы соотнесли издержки и конечную цену на полке, то наши ожидания оправдались, и мы еще раз убедились в правильности выбранного направления», – подчеркивает Яна Попова.
Уникальность производства в том,что линейка под ТМ Altaria упа-ковывается на импортном фармацевтическом оборудовании, привезенном из Польши. А комплектующие материалы (упаковка) поставляются из разных уголков мира – Чехии, Германии и т.д. «Специализированное оборудование для выпуска растительного масла не предусматривает фасовку в спрей. Это очень своеобразное и инновационное производство, не все изготовители могут предложить такое оборудование. Поэтому нам пришлось тщательно изучить рынок, чтобы найти подходящий вариант, – рассказывает руководитель проекта и генеральный директор компании «Алтария» Наталья Евглевская. – Помогло то, что у нас очень мобильная команда, гибкое предприятие и огромный опыт в запуске различных проектов».
Проект стал успешным примером импортозамещения на российском рынке. Практически все сырье кроме оливкового масла закупается на территории Алтайского края и Горного Алтая. На сегодняшний день группа компаний «Диво Алтая» и «Алтария» перерабатывают 100 тыс. т сырья в год с перспективой увеличения данного показателя.
Все в меру
Впервые алтайское масло Altaria в уникальной упаковке-спрее появилось на рынке в апреле 2018 года. Изначально было запущено два SKU: нерафинированное и рафинированное подсолнечные масла, чуть позже появилась оливка, а к концу 2018-го вышла линейка из трех вкусов – кедровое, льняное и подсолнечно-кедровое масла. В феврале и июне этого года ассортимент пополнился позициями из грецкого ореха и тыквы, а летом была презентована лимитированная серия масел с рисунками детей. «Перед тем как вывести новый продукт, мы руководствуемся пожеланиями наших клиентов. Именно потребители выбирают, какой вид будет следующий. Мы проводим дегустации, исследования, а также активные голосования в соцсетях. Сейчас мы работаем над двумя видами новинок. Так, в скором времени планируется запуск кунжутного масла», – комментирует ведущий маркетолог компании «Алтария» Кристина Шипилова.
Упаковка состоит из специального вакуумированного четырехслойного пакета, помещенного в стальной баллон. Между ними нагнетается сжатый воздух, в результате чего система герметизируется и происходит завальцовывание пакета в баллоне. Далее в четырехслойный вакуумированный пакет из пищевого алюминия поступает масло. Сверху на баллон надевается трехфазный распылитель. Такая система хранения масла называется BOV bag and valve. Благодаря такой упаковке масло всегда остается свежим. «Когда мы открываем ПЭТ-бутылку, в ней сразу начинаются процессы окисления из-за контакта с воздухом и солнечным светом. За счет упаковки сроки годности масла-спрея увеличиваются в полтора-два раза. Данный продукт можно не хранить в холодильнике, и он все равно остается свежим и сохранит свои полезные свойства», – поясняет Наталья Евглевская.
Еще одно преимущество упаковки – удобный дозатор-спрей. С его помощью масло будет расходоваться более экономно. Распылитель позволит использовать 250 мл так же эффективно, как 750 мл из обычной бутылки. «При ежедневном использовании масла Altaria объема на 250 г хватит на два-три месяца, – добавляет Кристина Шипилова. – Кроме того, формат 250 мл удобен для того, чтобы взять его с собой в офис или на природу. Это также помогает росту продаж».
В компании намерены не останавливаться на достигнутом и каждые три месяца пополнять свой ассортимент каким-то новым видом масла. По словам Кристины Шипиловой, в премиальном сегменте очень важен запуск новых продуктов, чтобы поддерживать потребительский интерес. «Наша целевая аудитория – это средний класс и выше, люди, которые правильно питаются, ведут здоровый образ жизни и хотят дозированно пользоваться масложировой продукцией, но в то же время получать все необходимые витамины и аминокислоты. А каждый вид масла как раз обладает уникальным набором витаминов и микроэлементов. Особенно это актуально для тех, кто следует каким-то диетам или вегетарианцам, ищущим разнообразия в рационе», – отмечает она.
Среди первых
Первыми, кому производитель презентовал новый продукт, стали постоянные партнеры по поставкам традиционной линейки. Поэтому масло в спрее Altaria первым появилось в иркутских сетях «Вулкан» и «Удача». Затем компанию поддержал родной регион – в Барнауле новинка появилась в экомагазинах, эколавках, «Лэнд 24», «Гурман» в ТРЦ «Арена» и других точках продаж.
Сейчас «Диво Алтая» работает по поставкам ТМ Altaria с «Бахетле», «Марией-Ра», столичными «Азбукой вкуса», «Рублевским» и ГУМом, несколькими известными региональными сетями в Санкт-Петербурге, Красноярске, Кемерово, Хабаровске, Новосибирске, Краснодарском крае, среди которых «Самбери», «Бегемот», Командор» и «Аллея». Активно развиваются сотрудничество с экомагазинами и собственный интернет-магазин. Также компания ведет переговоры на поставки с «Утконосом» и другими ведущими ритейлерами.
Пока общероссийская структура продаж масла ТМ Altaria практически однородная – оно одинаково востребовано во всех регионах страны. Однако в будущем в компании не исключают, что на Москву, Санкт-Петербург и крупные города, где сосредоточено более платежеспособное население, будет приходиться основная часть товарооборота. «Пока это продукт для крупных городов, в которых люди следят за здоровым образом жизни и имеют возможность тратить на свое питание больше. Хотя активный интерес начинают проявлять и покупатели в регионах, о чем говорит наше динамичное развитие на территории Алтайского края, – комментирует Кристина Шипилова. – Возможно, такой интерес связан с тем, что мы уже зарекомендовали себя в своем регионе как надежный производитель. На рынке подсолнечного масла важна лояльность региональному бренду. Еще одной причиной служит эффект новизны. В России сегодня как минимум 10% людей – это новаторы. Но даже консерваторы постепенно проникаются к продукции».
За полтора года объем продаж растительного масла в спрее вырос в три раза, и до конца декабря планируется увеличить эту цифру еще в два-три раза, в том числе за счет высокого предновогоднего сезона. «Изначально мы понимали, что первое время нашей основной задачей будет формирование новой культуры потребления растительных масел и узнаваемости бренда. Необходимость обращать внимание на качество продукта, на его свежесть, снизить употребление жиров в рационе до нормы (а это 1–1,5 столовые ложки в день) – только часть тем, которые мы ежедневно поднимаем в наших социальных сетях, на мероприятиях, дегустациях и выставках. Безусловно, людям было непривычно видеть масло в баллоне, а не в бутылке, сначала его путали и с косметикой, и с освежителем воздуха. Но наша работа дает плоды: на недавних крупных органик-мероприятиях в Новосибирске и Москве мы поняли, что большая часть посетителей знает, что это масло-спрей для приготовления пищи. Это результаты огромной работы по продвижению», – констатирует Кристина Шипилова.
Сейчас тренд подхватили и другие российские производители. В категорию растительного масла в спрее вышла компания «Сибирский кедр», а также пара предприятий из Краснодара и Новосибирска. Это свидетельствует о потенциале данного сегмента на российском рынке. Согласно оценке компании «Диво Алтая», доля продукции в спрее сможет занять до 15% на рынке растительного масла.
Хорошими перспективами обладает и экспортное направление. Уже сегодня в Казахстан отправляют до 20% всего произведенного масла ТМ Altaria. Также планируются поставки в Китай, где компания намерена зарегистрировать свою торговую марку.