Всё о продуктовой рознице

В «Джазе» только орехи

16 июня 2010, 06:06 Татьяна Шабаева

Скандал с мышью в орехах «Джаз» не навредил «Московской ореховой компании»

Автор: Татьяна Шабаева

В 2009 году «Московская Ореховая Компания», известная по маркам «Джаз» и «Дары природы», заняла первое место по объему продаж на российском рынке орехов, обогнав Good-Food, «Рибер энд Сан Раша Продакшн», «Блэк Джэк». По данным агентства Nielsen, доля МОК составила около 15%.

В середине девяностых годов МОК стала пионером снекового производства в России. Она первой запустила в продажу фасованные жареные семечки, в 1997 году первой смешала орехово-фруктовый коктейль, приведя таким образом на российский рынок само понятие коктейля-снека. Тогда предприятие выпускало 8 видов продукции и около 15 позиций, а в 2009 году ассортимент вырос до 50 наименований.

В 2008 году компания запустила кондитерское направление, начав производство 15 видов конфет и четырех видов орехов в карамели, в том числе под брендами «Столичные штучки».

– В 2002 выпустив драже – орехи и сухофрукты в шоколаде, мы шагнули из бакалеи в новую для нас категорию – кондитерку и увидели в ней большие перспективы. Ведь с орехами и сухофруктами мы можем запустить 100-150 SKU, в кондитерке их гораздо больше, а чтобы успешно работать с розницей, необходимо иметь широкий ассортимент, – говорит руководитель направления «Орехи-сухофрукты» МОК Михаил Якимов.

Ещё около 15 новых позиций появилось в сегменте смесей, орехов, семечек и сухофруктов. В этом году компания планирует запустить производство 10 новых позиций в кондитерском направлении, трёх – в сегменте орехов и сухофруктов. В кризисном 2009 году диверсификация позволила сбалансировать производство с учётом изменившегося спроса. Компания на 20-25% увеличила выпуск солёного арахиса, популярной и недорогой закуски к пиву, и на столько же уменьшила производство дорогих фисташек.

Неприятная история

В январе Петр Хохлов написал руководству МОК о том, что нашел мышь в пакете с орешками «Джаз», и предложил решить конфлит «полюбовно». Компания опровергла обвинения и заявила в ОВД о вымогательстве.

Сейчас продолжается расследование.

Вопреки опасениям руководства компании, неприятная история никак не отразилась на продажах и отношениях с сетями.

– Наши партнеры спокойно отреагировали на эту провокацию, – рассказывает Михаил Якимов. – Во многом это произошло благодаря регулярным аудитам производства, которые проводят на нашей фабрике представители сетей, ведь мы выпускаем для многих ритейлеров СТМ. Мы подсчитали, что у нас бывает до трех проверок в месяц.

Выпуск private label для розницы МОК начала в 2002 году. Сегодня их доля в общем объёме выпуска составляет около 15%. Для X5 компания выпускает орехи «Ледниковый период » и Mixbar, для «Метро Кэш энд Керри» – Fine Food, для «Копейки» – Exclusive.


Как поймать мышь?

Фундук сортируют и по мере необходимости отбраковывают на всём протяжении производственной линии. Цепочка включает: сито (решётку, задерживающую черенки и предметы, по размеру более крупные, чем орех), обжарочную печь (20-25 минут при температуре 130 OС), бланшер (тёрку, обдирающую шкурку), электронный глаз-сканер, отбраковывающий все предметы, не соответствующие заданным параметрам, металлодетектор и, наконец, визуальный осмотр сотрудниками фабрики. Если на ленту попадает инородный предмет, машина его отсеивает.

Кризис – не повод экономить на сырье

Когда в 2009 году из-за роста курса доллара цена на импортное сырьё подскочила на 30-35% и при этом покупательский спрос на орехи уменьшился, МОК решилась в ущерб марже закупать орехи и сухофрукты у прежних проверенных поставщиков и не искать более дешевое сырье. В своей лаборатории компания оценивает физико-химические, микробиологические и органолептические параметры орехов и сухофруктов (около 30 параметров для каждого отдельного вида сырья) – как на входе, так и на всех этапах производства.


Упаковка

По словам Якимова, МОК –единственная компания, которая пакует жареные семечки в дорогую трёхслойную плёнку. Дело в том, что при ненадлежащем хранении их первоначальные вкусовые качества сохраняются не более двух месяцев. Особая трёхслойная плёнка с высокими барьерными свойствами, которой пользуется МОК, продлевает этот срок до полугода.

Орехи и сухофрукты «Московская Ореховая Компания» фасует в двухслойную плёнку с окошком: такие пакеты пропускают воздух и свет. Для коктейлей и арахиса эти свойства упаковки недопустимы: арахис жарится в масле, а оно подвержено окислению. Коктейль состоит из орехов и сухофруктов, у которых разный уровень влажности, поэтому в случае доступа воздуха, а также при интенсивном влагообмене между продуктами существенно ускоряется процесс порчи продукта.

Поэтому для коктейлей и арахиса «Московская ореховая компания» использует трёхслойную металлизированную плёнку, не пропускающую воздух и свет.

В изготовлении обертки для конфет компания использует двухслойную металлизированную плёнку.

Грамотная дистрибуция – лучшая реклама

Представители «Московской Ореховой Компании» не считают рынок снеков настолько объёмным, чтобы запускать рекламу для конечного потребителя. Для регионов, впрочем, планировалась рекламная кампания с привлечением теле- и радиороликов, однако по некотором размышлении в МОК пришли к выводу, что такая реклама окупится только через два года, и отказались от этого проекта. Упор делается на дистрибуцию (в том числе тренинги для дистрибьюторов, от Минска до Владивостока), своевременное обновление выкладки, трейд-маркетинг и BTL. В Москве и Подмосковье компания завозит товар в сети напрямую. Таким образом, путь от конвейера до прилавка составляет всего несколько дней, потребитель получает максимально свежую продукцию, сохраняющую все вкусовые и полезные свойства.

История

Компанию основали в 1994 году выпускники Московского химико-технологического университета Алексей Скороходов и Евгений Зубенко. Приятели решили производить то, чего на российском рынке на тот момент не было и что не требовало бы значительных инвестиций. Перебрав несколько вариантов, остановились на арахисе.

За $2000 партнеры купили машину по обжарке арахиса и семечек, которую разместили в крохотном цехе на арендованных 50 м2 завода «Станкин». Через год пупоявились жареные солёные фисташки, затем семечки и фруктово-ореховая смесь (бренд «Джаз»), которая стала наиболее узнаваемым брендом компании.

Визитка компании:

«Московская ореховая компания»

Объем производства и продаж: 130 млн упаковок в год. Продукция компании представлена более чем в 50 регионах России, в Белоруссии и Казахстане. Дистрибуция по Москве: 80%. Дистрибуция по России: около 25%. Основатели и совладельцы (по 50% акций): Алексей Скороходов и Евгений Зубенко. Финансовые показатели: не разглашаются.

Выпуск журнала:

В «Джазе» только орехи

В 2009 году «Московская Ореховая Компания», известная по маркам «Джаз» и «Дары природы», заняла первое место по объему продаж на российском рынке орехов, обогнав Good-Food, «Рибер энд Сан Раша Продакшн», «Блэк Джэк». По данным агентства Nielsen, доля МОК составила около 15%.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
08 февраля 2022, 11:02
01 февраля 2022, 12:02
18 января 2022, 01:01