Несмотря на трехкратное увеличение акцизов на пиво и установление минимальной стоимости водки в размере 89 руб., эти сегменты на алкогольном рынке не сократились. По прогнозам экспертов, объем потребления крепкого алкоголя составит в этом году 195 млн дал, его структура изменится. Из-за постоянного удорожания алкоголя растет производство суррогатов и подпольной водки.
АВТОР: Динара Мамедова
В 2009 году объем рынка алкогольной продукции (включая пиво и слабоалкогольные напитки) упал на 14% из-за снижения внутреннего производства водки и сокращения импортных поставок, подсчитала исследовательская компания «Цифра». В денежном выражении он остался на уровне 2008 года – 1,4 трлн руб. (включая пиво – 0,4 трлн руб.), хотя последние несколько лет увеличивался на 10-15%.
– С октября 2008 года до середины 2009 года потребители привыкали к кризису, экономили, – отмечает аналитик исследовательской компании «Цифра» Вадим Дробиз. – С середины прошлого года они поняли, что кризис будет долгим и ограничивать свои расходы на алкоголь не стоит, – с того момента рынок стал расти, и мы прогнозируем, что в 2011 году структура потребления алкоголя вернется на докризисный уровень. В этом году объем потребления алкоголя вырастет на 5%.
По данным «Цифры», в 2009 году продолжилось сокращение сегмента слабоалкогольных напитков (САН), поскольку в 2007 году из-за повышения ставки акциза они стали дороже пива и безалкогольных напитков. На эти категории переключился основной потребитель САН – молодежь. В результате в 2009 году сегмент сократился на 25% по сравнению с 2008 годом и составил 300 млн дал.
Из-за повышения акцизов на пиво в три раза и установления минимальной цены на водку в размере 89 руб. за 0,5 л многие эксперты предрекали значительное падение продаж этих видов продукции. Однако потребление пива, по данным «Цифры», упало всего на 2%.
– Еще по итогам первого полугодия 2010 года российская пивоваренная отрасль снизила объемы производства на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – говорит представитель пресс-службы «Очаково», ссылаясь на Росстат. – В частности, продажи компании «Балтика» снизились в первом полугодии 2010 года на 11%. Упали объемы производства и у бельгийско-американской компании Anheuser-Busch InBev SA – на 14,4%.
– Объем производства пива по итогам января-октября 2010 года оказался на уровне 2009 года, потому что в ноябре-декабре 2009 года было сильное перепроизводство – на 7%. Этот объем переместился в 2010 год. Именно по этой причине, а не из-за роста акцизов, рынок пива не продемонстрировал положительную динамику, – добавляет Вадим Дробиз. – К тому же на спад продаж повлияла демографическая ситуация – потребителями пива становятся люди 17 лет, их количество сейчас невелико, поскольку в начале 90-х годов был спад рождаемости в стране.
То, что дешевая водка по цене 40-50 руб. исчезла из розницы, не оказало существенного влияния на объемы ее отечественного производства: в январе-октябре 2010 года производство легальной водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) осталось на уровне 2009 года (86 млн дал). Поскольку фактически дешевая водка подорожала в рознице в два раза – с 40-50 руб. до 89 руб., то часть ее покупателей ушла на нелегальный рынок.
– Продавать водку по установленной правительством цене 89 руб. могут позволить себе только крупные заводы («Татспирт», «Башкирспиртпром»), имеющие свои розничные магазины и логистику, – отмечает Вадим Дробиз. – К тому же крупные поставщики могут компенсировать выпадающие доходы с водки, увеличивая наценку на другие виды алкогольной продукции. Продукция средних по величине заводов в рознице составляет 105-110 руб.
В итоге, заключает аналитик, в 2010 году производство нелегальной водки в целом несколько сократилось, а ее продажи в легальной рознице уменьшились на 45%. Выросло производство суррогатов и подпольной водки.
– С 1 января 2011 года в очередной раз вырастут акцизы на алкогольную продукцию. Наибольший удар ожидает тех, кто продает демократичную продукцию, серьезно пострадает оптовое звено, поскольку начнется процесс перелицензирования, и пройдут его не все, – комментирует руководитель аналитической службы ГК «Русьимпорт» Александр Эткин. – Во-вторых, требования к операторам рынка со стороны государства постоянно растут. Одно из самых известных – наличие собственного склада площадью от 1000 тыс. кв. м. В ближайшие несколько лет алкогольный бизнес будет укрупняться.
Вина
Сегмент винной продукции после стабильности в 2005-2007 годах упал в 2008 году на 10%.
Падение продолжилось в 2009 году – внутренний объем производства сократился на 3% и составил 48,8 млн дал, а поставки импортного вина упали на 30% (до 25 млн дал). При этом изменилась географическая структура импортных вин: если на протяжении 2007-2008 годов лидером по экспорту вин в Россию была Болгария, то в 2009 году она заняла лишь третье место (14% рынка вместо 20% в 2008 году).
– Лидерами по поставке вин в Россию в 2009 году стали Италия (19,8% импорта) и Франция (15,2%), – говорит Вадим Дробиз. – При этом доля Франции по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, а доля Италии выросла лишь на полтора процента. Снижение доли Болгарии компенсировалось суммарным увеличением долей Германии, Испании, Украины и Молдовы.
По оценке «Бизнес Аналитики», емкость рынка тихих вин в 2009 году составила 155 млрд руб., игристых вин – около 51 млрд руб., вермутов – 14 млрд руб. Суммарное потребление всех категорий вина составило около 115 млн дал. По данным «Цифры», доля вин отечественного производства снизилась в 2009 году на 4% и составила 70% из-за конкуренции с дешевыми молдавскими винами. В 2009 году сократились на 30% поставки импортного виноматериала, что свидетельствует о таком же росте объемов фальсифицированной продукции.
В 2010 году рынок вина начал восстанавливаться, эксперты прогнозируют его рост в пределах 6-7%.
– Рост происходит за счет перехода покупателей к потреблению качественного вина, – отмечает Вадим Дробиз.
По данным Росстата, объем рынка тихих и игристых вин из винограда вырос в 2010 году в целом на 6%, тихого виноградного вина – на 5%, шампанских и игристых вин в целом – на 5,7%. Импорт виноградного вина (с учетом вермутов) вырос в первом полугодии 2010 года на 12%, игристых и шампанских вин – в два раза.
>– Рост происходит за счет перехода покупателей к потреблению качественного вина, – отмечает Вадим Дробиз.
В этом году увеличился объем ассортимента качественного отечественного вина, продукция российских производителей завоевала международное признание, получив десять медалей на международных выставках. Аналитики выделяют шесть российских игроков: «Абрау Дюрсо», «Миллеровский винзавод», «Аврора», «Мысхако», «Фанагория», «Кубань Вино».
– В этих компаниях работают западные консультанты, предприятия используют хорошее собственное сырье, увеличивают объем производства качественной продукции, – говорит Вадим Дробиз.
Например, у «Фанагории» в этом году весомый рост объемов производства показали премиальные линейки Cru Lermont и «Номерной резерв». Так, если за семь месяцев 2009 г. было произведено 141,5 тыс. дал премиальных вин, то за аналогичный период этого года объем производства вин этих коллекций составил 198,3 тыс. дал (рост более чем на 40%). Доля этой продукции в общем объеме производства «Фанагории» выросла с 12% в 2009 году до 17%. Всего в этом году компания планирует увеличить объемы на 8,1% и произвести 2,3 млн дал алкогольной продукции.
Чтобы лоббировать интересы отрасли, виноделы создают профессиональные организации – в этом году возникли Саморегулируемая организация (СРО) виноградарей и виноделов, Ассоциация производителей шампанских вин.
Крепкие напитки
По оценке «Бизнес Аналитики», объем рынка водки в 2009 году составил 200 млн дал., по сравнению с 2008 годом он сократился на 7%. В денежном выражении рынок водки в прошлом году составил 490 млрд руб. и немного превысил показатели 2008 года.
В этом году рынок крепкой алкогольной продукции (включая легальную, суррогатную и подпольную), по прогнозам аналитического центра «Цифра», составит 240 млн дал, поскольку реальный объем потребления водки (14 л на человека) в России не снизился.
– Закон, ограничивающий розничную продажу водки, не повлиял на объем ее потребления, он был направлен на сокращение количества преступлений в ночное время, – отмечает Вадим Дробиз.
По оценке «Цифры», во время кризиса на 10% упал сегмент субпремиального сегмента водки (по цене свыше 245 руб. за 0,5 л) и премиального сегмента (по цене 135-245 руб. за 0,5 л).
По данным Росстата, продажа коньяка в 2009 году возросла на 3,5%, хотя темпы его прироста в 2008 году были более внушительными – 21,1%.
– Объем производства коньяка в 2010 году превысил уровень 2009 года примерно на 6%, – отмечает Вадим Дробиз.
По его словам, возвращают свои позиции на рынке дорогие сегменты: ром, виски, текила. Их импорт увеличился в 2010 году на 30-40% и составил 250 млн дал.
– Для многих покупателей со средними доходами потребление дорогого алкоголя – самый простой способ приблизиться к образу жизни богатых, – отмечает Вадим Дробиз. – Кризис 2008-2009 годов заставил их сократить расходы на дорогой алкоголь, но в 2010-м они постепенно возвращаются к привычному потреблению.
Лидером по поставкам крепкого алкоголя (как и в 2007-2008 гг.) остается Украина (за счет экспорта водки), при этом доля ее выросла по сравнению с прошлым годом на 2%. Также на 2% увеличилась доля Великобритании. А вот Армения и Франция не удержали своих позиций – их доля сократилась (для Франции – главным образом за счет отказа импортеров от ввоза дорогих коньяков).
Слабый алкоголь
За девять месяцев 2010 года, по оценке «Цифры», производство слабоалкогольных напитков снизилось на 20% и составило 20 млн дал. Рынок может упасть с 45-46 млн дал в лучшие годы (2004-2006) до 25-28 млн дал (это легально – учтенное производство).
– По итогам девяти месяцев 2010 года наибольшую позитивную динамику продемонстрировал напиток «Стрит», продажи которого в натуральном выражении увеличились на 52,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, – комментируют в пресс-службе «Очаково». – Значительно выросли и винные коктейли – на 32,5%. За 10 месяцев текущего года всего было реализовано около 2,5 млн дал очаковских слабоалкогольных напитков.
По данным Euromonitor International, в 2008-2010 годах душевое потребление слабоалкогольных напитков находится в пределах 3 литров на человека в год. Из-за снижения продаж в натуральном выражении производители стали расширять ассортимент САН и дифференцировать их по конкретным целевым группам. Например, «Очаково» выпустило премиальный коктейль Companita, нацеленный на молодых и активных женщин.