К концу 2012 года Федеральный закупочный союз «Система «Т3С» собирается увеличить оборот товаров СТМ в сетях-участницах проекта практически в два раза. Рост будет обеспечен прежде всего за счет интенсивной работы с существующим ассортиментом, обучения, POSM и трейд-маркетинга, а также за счет расширения ассортимента в ценовых категориях – средней и средней минус и выхода в новый сегмент замороженных продуктов. По итогам 2012 года оборот «Т3С» по СТМ, по прогнозам самого союза, составит около 1,7 млрд руб.
АВТОР: Ольга Еремина
СТМ попалась в оборот
Уже в 2011 году на долю продуктов под частными марками Т3С в общем обороте СТМ на рынке приходилось 5%. Сейчас во всех сетях союза представлены товары под частными марками под управлением «Системы «Т3С», однако с разной глубиной проникновения. Так, в архангельской «Панораме-ритейл» насчитывается 300 позиций private label, а в бийском «Аниксе» – всего 50 SKU. В среднем глубина проникновения в одной сети составляет около 150–200 наименований. «Во-первых, производство товаров под частными марками осуществляется независимо от местонахождения розничного оператора. В нашем портфеле не так много наименований продукции, которые выпускаются приближенно к месту продажи. Пока у нас не было возможности разместить заказы по территориальному признаку, а заниматься доставкой продукции из центральной части России, например, в Сибирь, невыгодно с точки зрения логистики, – объясняет исполнительный директор Федерального закупочного союза «Система «Т3С» Кирилл Евстегнеев. – Во-вторых, все сети по-разному интегрированы в «Т3С», а для полноценной интеграции нужно время. Кроме того, у каждой сети свои приоритеты. Если одни синхронизировали с нами свои цели и сфокусировались на блоке СТМ, то для других более приоритетным остается направление «ФРОВ» или «Гастроном».
Действительно, еще в прошлом году ритейлеры не так активно принимали участие в проекте. По словам Кирилла Евстегнеева, средние продажи обеспечивали только 10 сетей. Но в 2012 году многие сделали ставку на это направление. «У нас проект СТМ – это фокусное направление, и все ключевые программы союза начинаются именно с развития собственных торговых марок, – подчеркивает он. – Мы занимаемся разработкой частных марок 2,5 года, уже можем обеспечить логистику, готовую маркетинговую поддержку, предоставить медиа-ресурсы». В 2012 году союз может пополниться еще 15 участниками.
Золотая середина
В начале 2011 года «Т3С» представлял ассортиментную линейку СТМ, которая состояла всего из 130 позиций, из них 30% приходилось на категорию алкоголя. Теперь портфель частных марок расширился до 280 SKU, а к концу года, по прогнозу компании, достигнет 400 наименований. Товары под частными марками, выпускающиеся «Системой «Т3С», представлены практически во всех товарных категориях: соки и безалкогольные напитки, алкогольная продукция, бакалея, чай, кофе, консервация, соусы, приправы, кондитерские изделия, снэки и другие. В 2012 году союз намерен выйти в новый для себя сегмент замороженной продукции, а в 2013-м – кисломолочной. Ранее из-за ряда особенностей в условиях хранения этих продуктов союз не рассматривал их для выпуска СТМ, ведь это требовало не только аналитической проработки и поиска производителя, но и совершенно иного подхода к логистике. Сейчас ведется разработка логистической схемы, которая позволит «Системе «Т3С» выйти в эту категорию.
По мнению Кирилла Евстегнеева, категория молочной продукции весьма перспективна для производства private label, ведь она составляет до 10% оборота каждого магазина. В «Т3С» также не отрицают возможности появления нового кисломолочного бренда в их портфеле частных марок помимо существующих брендов «Хвала», Unimarka, Europechoice, Timely и «Союзная марка».
Освоение сегмента замороженной продукции будет зависеть от того, насколько быстро будут создаваться низкотемпературные РЦ. В течение трех лет, по планам Союза, замороженные продукты СТМ займут около 50% этой категории в ассортименте сетей Союза.
Расширится и ассортимент товаров в ценовых категориях средняя и средняя минус. Сейчас они занимают около 35% среди других товаров под частными марками, но уже к концу года их доля достигнет 50%. «Марка «Хвала», под которой выпускается консервация в среднеценовом сегменте, очень хорошо себя зарекомендовала с момента появления осенью 2011 года, – отмечает Кирилл Евстегнеев. – Запуск марки привел не только к повышению продаж консервов среднеценового сегмента по сравнению с продукцией «первой цены», но и к росту всей категории консервации. В 2012 году она увеличилась на 30% в натуральном выражении».
Выход в среднеценовой сегмент в «Т3С» объясняют необходимостью постепенно увеличивать доход с категории и развивать категории целиком, чего нельзя достичь только с помощью товаров «первой цены». Однако в некоторых товарных группах, например, кофе, соки и пиво, где велика сила бренда, союз не планирует запускать новые линейки.
Точечный подход
Пока у сетей-участниц «Т3С» могут быть свои проекты private label. Так, в «Аниксе» и «Высшей лиге» существуют собственные линейки СТМ. В Федеральном закупочном союзе поддерживают возможность самостоятельной работы сетей с СТМ. «Когда сеть начинает сама заниматься частными марками, она учится, а мы делимся с ней определенным опытом, – говорит Кирилл Евстегнеев. – Более того, если какую-то продукцию выгоднее производить на локальном уровне, мы не будем поставлять аналогичные товары в сеть, чтобы не создавать лишнюю конкуренцию».
Тем не менее «Т3С» рассматривает возможность объединить все разрозненные частные марки, созданные по заказу сети на локальном уровне, под одним брендом. «Сейчас мы прорабатываем идею создания системы управления этикеткой, – говорит Кирилл Евстегнеев. – Неважно, где был произведен этот продукт, главное, чтобы он отвечал стандартам качества, выкладки, имел определенную упаковку. Сеть сможет на свое усмотрение выбрать производителя, но, чтобы проконтролировать качество, экспертизу будем проводить мы». Проведет ли «Т3С» ребрендинг уже существующих товаров СТМ, которые сеть заказала самостоятельно, будет зависеть от объема продаж марки и экономики производства, отмечает Кирилл Евстегнеев. Вполне возможно, что «Т3С» попытается сделать ко-брендинг, объединив бренды сетей под одним логотипом.
Как отмечают в «Т3С», благодаря проекту возможно и снижение себестоимости СТМ. Централизация заказов даст эффект экономии. За счет увеличения объемов заказов упаковки, этикетки, концентрата и других составляющих себестоимость продукции может сократиться примерно на 10%. «Например, для собственных проектов СТМ каждая сеть заказывает жестяную банку за 6 руб., но если мы будем заказывать единовременно на весь объем продукции, то сможем уменьшить стоимость жестяной банки до 5 руб. Так, на эффекте масштаба можно получить скидку до 15% цены на упаковку», – рассказывает Кирилл Евстегнеев. Программу по управлению этикеткой планируется запустить в конце 2012 года.
На семи сетях
Пока в Т3С нет единой системы контроля цен и выкладки. Но летом 2011 года союз начал новый проект, который сейчас апробируется в семи сетях: «Панорама ритейл» (Архангельск), «Дворцовый ряд» (Ульяновск), «Семья» (Магнитогорск), АБК (Москва), «Любимый магазин» (Самара), «Высшая лига» (Кострома), «Ижтрейдинг» (Ижевск). Туда «Т3С» не только поставляет товар, но и предоставляет услуги по продвижению, контролируя стандарты выкладки, уровень цен, товарный запас. «У нас есть партнерский проект с компанией «Лоцман», которая проводит аудит, занимается мерчандайзингом и продвижением, – комментирует исполнительный директор Федерального закупочного союза «Система «Т3С» Кирилл Евстегнеев. – Раньше сети сами распоряжались, что и как делать. Теперь мы применили единые требования к участникам нашего проекта: располагать товары под частными марками на уровне глаз, применять вертикальную выкладку, контролировать цены, иметь достаточный товарный запас».
Новый «Т3С»
Некоторые товары из-за дорогой логистики Федеральный закупочный союз не может поставлять в отдаленные регионы нашей страны. К примеру, к таким товарам относятся сокосодержащие напитки «первой цены» и туалетная бумага. Решить проблему дорогой логистики «Т3С» намерен с помощью создания региональных подразделений («Т3С-Сибирь», «Т3С-Урал») и производства некапиталоемких товаров на местных производствах. «На первом этапе поставки товара в Новосибирск для распределения по Сибирскому региону будут идти напрямую с производств, – отмечает исполнительный директор Федерального закупочного союза «Система «Т3С» Кирилл Евстегнеев. – После обкатки логистических схем на местных предприятиях будут размещены заказы на производство других позиций существующего ассортимента – майонеза, томатной пасты, чая, соков. Товары «первой цены» составят от 5 до 10% общего оборота «Т3С».