Всё о продуктовой рознице

С капитанского мостика

22 июля 2020, 04:07

Более 80% опрошенных Nielsen Россия директоров продуктового ритейла и компаний-производителей FMCG ожидают сокращения бизнеса на 5–20%. Причем влияние двух месяцев карантина оценивалось менее негативно, чем возможные последствия кризиса в течение 2020 года. Производители более скептичны, чем представители розницы. 23% ритейлеров считают, что их бизнес ожидает рост на 5–20%, среди производителей таких оптимистов только порядка 10%.

shutterstock_700891312.jpg

Наиболее негативными факторами в текущей ситуации на рынке производители назвали девальвацию рубля, проблемы с платежной дисциплиной и низкий спрос на товары их категорий. Ритейлеры же видят основное негативное влияние в падении трафика, при этом девальвация рубля и проблемы с платежной дисциплиной также входят в топ-3. Ритейлеры считают, что в течение 2020 года эти негативные факторы будут только усиливаться. Изменения к лучшему они видят в отношении такого фактора, как необходимость в ограничении времени работы магазинов (нехватка персонала, дезинфекция точек).

1.jpg

Сталкиваясь с негативным влиянием ситуации, и ритейлеры, и производители предпринимают действия, чтобы его ослабить. В Nielsen Россия задали вопрос: какие основные действия и меры вы предприняли за последние два месяца и что будете делать в течение 2020 года? У производителей наибольшее внимание уже уделяется таким факторам, как сокращение расходов, увеличение инвестиций в диджитал и онлайн-канал и, конечно, сохранение денежного потока и прибыли. В течение года они хотят сфокусироваться на сохранении денежного потока и прибыли (67%), увеличении инвестиций в диджитал и онлайн-канал (62%), а также сокращении расходов (62%). Если с точки зрения краткосрочной перспективы производители двигаются в сторону замораживания найма и оптимизации рабочей силы, то в долгосрочной перспективе появляется второй фактор – оптимизация организационной структуры.

2.jpg

У ритейлеров мы видим очень схожие тенденции. Основной фокус они также хотят сделать на увеличении инвестиций в диджитал и онлайн-канал, сокращении расходов и оптимизации организационной структуры. На пятом месте – сохранение денежного потока и в идеале рост прибыли. Ритейлеры в целом более позитивно смотрят на развитие ситуации, особенно в течение 2020 года. Доля тех, кто собирается сокращать расходы в течение 2020 года, ниже, чем тех, кто уменьшал их в течение двух минувших месяцев (54 против 69%). Как положительный фактор стоит упомянуть и значительное увеличение инвестиций в диджитал и онлайн-канал в долгосрочной перспективе  (85%).

3.jpg

Правильная расстановка приоритетов очень важна в период трансформации. 37% компаний-производителей отметили смещение приоритетов между брендами внутри портфелей. Топ-3 стратегий компаний, которые решили изменить приоритеты, оказались следующими. Первая – фокус на более прибыльных категориях. Вторая – фокус на экономсегменте, что соответствует последним экономическим трендам. Третья – акцент на премиум-сегменте, который дает больше возможностей для запуска инноваций, ориентированных на новые покупательские потребности. При этом ритейлеры позитивно смотрят на ситуацию и не планируют выводить какие-то SKU из матрицы, но активизируют ввод новинок в СТМ, особенно в экономсегменте.

4.jpg

Наиболее ожидаемые изменения в сфере розничной торговли в России – это в первую очередь снижение спроса за счет падения реальных доходов (90% опрошенных), конечно, рост онлайн-канала (87%). Опрошенные также ожидают реструктуризацию офлайн-ритейла за счет слияний и поглощений (72%), сохранение тенденции к питанию дома (61%) и повышенное внимание к здоровью и безопасности (57%). Каждый третий опрошенный ожидает перебои в цепочках поставок. При этом и ритейлеры, и производители в будущем планируют работать над цепочками поставок, чтобы снизить вероятность сбоев и out-of-stock.

5.jpg

В Nielsen Россия также задали вопрос: какие области требуют наибольшего внимания, чтобы достичь максимальных результатов в 2020 году? СЕО рассказали о тех сферах, где они готовы потратить больше времени и сил, областях, которые останутся без изменений, а также о тех направлениях, в отношении которых время и усилия сократятся. Развитие онлайн-торговли, цифровая трансформация и развитие ИТ-инфраструктуры – это те области, на которые опрошенные потратят больше времени и сил. При этом цепочка поставок и маркетинговые коммуникации остаются среди приоритетов. Каждый третий опрошенный отметил, что он потратит больше времени и сил на развитие людей в своей компании, а каждый четвертый заявил, что у него в приоритете запуск новых продуктов.

6.jpg

Рассмотрим подробнее тему запуска новых продуктов. Nielsen Россия спросила руководителей компаний, каковы приоритеты в отношении продуктовых инноваций в ближайшие 12 месяцев. Ответы оказались достаточно позитивными. Так, каждый второй сказал, что сохранит стратегию инновации. Каждый пятый пересмотрит стратегию исходя из современных трендов. И всего лишь 10% опрошенных заявили о том, что приостановят запуски в 2020 году.

7.jpg

В отношении каналов сбыта и цепочек поставок выяснилось, что и ритейлеры, и производители на первое место ставят развитие электронной торговли – либо через онлайн-ритейлеров, либо через собственные онлайн-магазины. В приоритете оказались также работа над эффективностью поставок и повышение качества взаимодействия с поставщиками. Также опрошенные СЕО отметили необходимость запуска новых форматов и развитие продаж в специализированных каналах. Для ритейла это вендинг и киоски, которые будут развиваться в ближайшее время. Производители также говорят, что усилят промоактивность и усилят продажи через маркетплейсы.

8.jpg

Какие же самые важные уроки вынесли из кризисной ситуации ритейлеры и поставщики? Опрошенные отметили, что необходимо иметь финансовую подушку и запас ликвидности. Ну и, конечно, побеждает быстрейший. Можно сделать вывод, что, по мнению большинства СЕО, в будущем будут успешны быстрые и финансово устойчивые компании, которые умеют гибко адаптироваться к новым ситуациям.

9.jpg

10.jpg


Выпуск журнала:

С капитанского мостика

Более 80% опрошенных Nielsen Россия директоров продуктового ритейла и компаний-производителей FMCG ожидают сокращения бизнеса на 5–20%. При этом 23% ритейлеров считают, что их бизнес ожидает рост на 5–20%, среди производителей таких оптимистов только порядка 10%.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
08 февраля 2022, 11:02
01 февраля 2022, 12:02
18 января 2022, 01:01