Доля тех, кто покупает продукты питания в Интернете, в 2019 году относительно 2018-го выросла и достигла 34%, говорят результаты исследования «Яндекс.Маркета» и GfK Rus. При этом тинейджеры заметно чаще покупают продукты питания онлайн, чем люди постарше, а именно они будут формировать потребление в следующем десятилетии. Посмотрим на самые интересные данные исследования с точки зрения продаж FMCG.
За последние пять лет доля онлайн-покупателей удвоилась. Сейчас доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет, совершивших покупки в Интернете за последние полгода, составляет уже 42%. Причем в Москве этот показатель составляет 60%, а в городах с населением более полумиллиона – 55%.
Основные причины, по которым россияне делают покупки в интернет-магазинах, в целом связаны с удобством и возможностью сэкономить. Около 60% россиян называют преимуществом возможность сравнить цены и купить товар дешевле, чем в обычном магазине. Интересно, что у москвичей на втором месте по популярности стоит «не надо никуда ехать, тратить силы и время», в то время как в среднем по стране лидируют причины, связанные с экономией. Почти половина респондентов в России среди плюсов онлайн-покупок назвала возможность изучить отзывы других людей и делать покупки в любом месте и в любое время.
Главная причина отказа от покупки все та же – продукт нельзя потрогать. Причем доля россиян, согласных с этим мнением, даже увеличилась с прошлого года. Кроме того, почти половина опрошенных полагает, что товар, заказанный в Интернете, может оказаться некачественным. Именно поэтому новичкам не так просто выходить на этот рынок – доверие потребителей еще надо будет заработать. При покупке в незнакомом интернет-магазине 87% россиян стараются проверить его надежность, опираясь на отзывы и опыт друзей. 33% покупателей важна возможность оплаты при получении товара.
За последний год доля тех, кто покупает продукты питания и напитки (без готовой еды и алкоголя) в Интернете, значительно выросла и достигла 34%. Эта категория лидирует по среднему числу заказов в год – 6,6 раза. При этом в деньгах продажи продуктов питания и алкоголя в рунете составляют пока только около 4% общих продаж.
Среди категорий, спрос на которые вырос быстрее всего, помимо продуктов питания продукция для ухода за маленькими детьми, хозтовары, бытовая химия и посуда. Медленнее всего увеличивался спрос на декоративную косметику и парфюмерию (+4%), а также на мобильные устройства (+9%).
Наличные деньги используют при оплате все реже. Сейчас покупатели разделились на две практически равные части: 51% при встрече с курьером по-прежнему отсчитывает купюры, 47% – протягивают банковскую карту. В целом опрошенные считают, что оплата картой удобнее и проще.
Надо отметить, что онлайн-рынок погряз в промо еще сильнее, чем офлайн-торговля. 71% покупок в рунете совершают со скидкой или по акции. Самые популярные виды акций – общая скидка на товар, бесплатная доставка и персональная скидка. При этом люди постарше предпочитают скидки и бесплатную доставку, а молодежи нравятся акции типа «2+1». Люди 16–29 лет чаще узнают о распродажах из соцсетей и рекламы в Интернете, а 40–55 лет – в основном из e-mail-рассылок. Интересно, что женщины стремятся сэкономить более активно, чем мужчины, – 39 против 35%. При этом мужчины чаще сравнивают цены и товары в разных магазинах, а женщины значительно внимательнее читают отзывы о товарах (31 против 26%).
Можно сказать уверенно: будущее у e-grocery есть. Тинейджеры значимо чаще покупают продукты питания в Интернете, чем люди постарше. На вопрос «Вспомните, товар какой из этих категорий вы купили в российском Интернете последним» продукты питания указали 7% опрошенных 16–19 лет и только 4% людей 20–55 лет.
Интересно проследить, какие устройства используют покупатели при выборе и покупке товара. На фазе поиска доля «только mobile» выросла до 31%. Со смартфона чаще ищут молодежь младше 30 лет и женщины. В 2019 году уже каждый третий заказ был оформлен со смартфона – 32%, и это на 20 п.п. больше, чем в 2017 году. Причем в возрастной группе 30 лет и младше почти половина опрошенных (47%) оформила заказ с мобильных устройств в 2019 году. Все чаще люди используют для заказа приложения на телефоне – 53% против 47% тех, кто покупает через браузер на мобильном.
Об исследовании
Исследование началось в 2013 году. Замеры производятся каждый сентябрь на протяжении семи лет. Генеральная совокупность – онлайн-покупатели (хотя бы одна покупка товаров за последние 12 месяцев), проживающие в городах РФ, в возрасте 16–55 лет. Репрезентативная выборка – порядка 5000 человек. Респонденты распределялись так же, как в генеральной совокупности: с учетом структуры пользователей Интернета по полу, возрасту, ФО и размеру города. Были использованы данные панели GfK и онлайн-опроса.
GfK Group,
крупнейший в Европе исследовательский концерн, одна из ведущих маркетинговых компаний в мире. У GfK Group открыты филиалы и представительства в более чем 100 странах мира. «ГфК Русь» – российское дочернее предприятие GfK Group. «ГфК Русь» работает в России в сфере маркетинговых и социальных исследований уже более 20 лет и ежемесячно проводит под заказ более 80 исследований.