Всё о продуктовой рознице

В новых форматах

10 Декабря 2010, 12:12 Динара Мамедова

На конкурентном рынке Санкт-Петербурга есть еще место для развития мелкоформатной розницы. Холдинг «Продовольственная биржа» планирует активно развивать магазины «Е-да!», которые будут специализироваться на продуктах для питания в офисе или в дороге. Наценка в них по сравнению с магазинами «у дома» на 10% выше.

Автор: Динара Мамедова

Визитка компании:
СЕТЬ «ПОЛУШКА»
Формат: универсам «у дома», супермаркет, мини-формат
Количество объектов: 89
Расположение: Санкт-Петербург, Ленинградская и Новгородская области
Дата основания: 2003 год
Владелец: холдинг «Продовольственная биржа»
Ассортимент: до 5700 SKU
Торговая площадь: 34 647,26 м2
Штат: 4500 сотрудников
Оборот в 2009 году: около 9 млрд руб.

Петербург насыщен розничными площадями на 80%, однако в Северной столице еще есть куда развиваться, уверен президент холдинга «Продовольственная биржа» Дмитрий Степанов.
— Магазины распределены неравномерно по районам города. Думаю, что еще 2–3 года рынок будет активно расти и можно будет открыть 100–150 магазинов «у дома», — утверждает он. Однако предложение на рынке торговых площадей пока скудное, и дефицит не позволил кризису сбить цены, как это произошло во многих других городах. В течение прошлого года «Полушка» договаривалась отдельно с каждым собственником о снижении ставки и добилась дисконта в 10–20%, сейчас она арендует помещения в среднем по 1000 руб. за м2. В основном магазины сети расположены на первых этажах жилых домов в спальных районах.
По словам Степанова, наиболее доступны сейчас небольшие объекты — от 50 до 220 м2.
На таких площадях компания планирует открывать магазины в формате «Мини-Полушка», который она начала развивать с 2008 г. В отличие от традиционной «Полушки», ассортимент здесь в два раза меньше: 2200 наименований. Радиус действия такого магазина — 300–500 м, средний чек обычно составляет 120 руб., посещаемость 4500 чел. В 2010 году компания планирует открыть 20 «Мини-Полушек». Более мелкие объекты — ларьки и павильоны площадью до 50 м2 — тоже интересны компании.

В них «Продовольственная биржа» собирается развивать не освоенный сетевой розницей формат стрит-ритейла. В маленьких магазинчиках «Е-да!» будет продаваться узкий ассортимент высокомаржинальных продуктов, готовых к употреблению. Целевая аудитория — офисные работники или путешественники. Локации — центральные районы, где сосредоточены деловые учреждения, или привокзальные зоны.
Еще один формат, который «Полушка» будет развивать в ближайшие годы, — супермаркет. Первый магазин сеть открыла еще в 2007 году, но из-за кризиса развитие проекта заморозила. Сейчас «Полушка» оттачивает ассортиментную матрицу, сервисную составляющую, под супермаркет она уже арендовала в начале июня помещение на Невском проспекте.
— Многие эксперты говорят, что сейчас не время идти в более дорогой ценовой сегмент, — говорит Дмитрий Степанов. — Кризисные явления будут еще продолжаться, но есть большая целевая аудитория, которая готова платить за сервис, качественный широкий ассортимент.
Параллельно компания намерена активно развиваться в регионах — Ленинградской и Новгородской областях, выйти на рынок Вологодской области в этом году. В регионах цена аренды сильно отличается от Петербурга. Например, в Ленинградской области средняя ставка аренды составляет 600-700 руб./м2. Правда, в Новгороде при активном развитии федеральных игроков ставка взлетела до уровня Санкт-Петербурга.
Открывать магазины «Полушка» намерена преимущественно за счет собственных средств. По словам Дмитрия Степанова, объем кредиторской задолженности компании не превышает 1 годовую EBITDA. «Полушка» работает с несколькими банками — Сбербанком, ВТБ, Альфа-банком, банком «Санкт-Петербург», ставки по кредитам — от 11% до 16% годовых. Залогом выступают основные средства и товары в обороте.

Привокзальная розница

В магазинах «Е-да!» выручка с квадратного метра составляет 1000 руб. в день. Для «Продовольственной биржи» это гораздо более маржинальный формат, чем привычные магазины «у дома». По сравнению с «Полушкой» здесь наценка на 8–10% выше.
Расположены магазины в местах с высоким трафиком — на вокзалах и в районах, где сконцентрированы офисы, трафик в них составляет не менее 1000 человек в час.
Сейчас в Санкт-Петербурге работает два магазина «Е-да!». Один расположен рядом с Витебским вокзалом, его площадь 90 м2, ассортимент включает 1500 позиций. Другой находится в районе, где сосредоточены офисы, его площадь 1800 м2 , ассортимент — 1800 позиций. И в том и в другом магазинах средний чек составляет 180 руб.
У каждого магазина «Е-да!» своя ассортиментная матрица, которая учитывает особенности расположения и вероятного спроса на определенную продукцию. Например, в магазине рядом с вокзалом ассортимент расширен товарами, которые обычно берут с собой в дорогу, а возле госучреждений — более дорогим алкоголем, кондитерскими изделиями.
Основа ассортимента (80%) — полуфабрикаты быстрого приготовления, салаты, бутерброды, пицца. Примерно 20% в ассортименте занимают слабо- и безалкогольные напитки, снеки. Крупы, бакалея, молочные, мясные продукты, овощи и фрукты представлены узко.
Привокзальный магазин добился запланированного показателя в 4% рентабельности в конце второго месяца работы.
Вторая торговая точка оказалась менее успешной, она окупилась, но не дает ожидаемой прибыли, сейчас в ней меняют ассортимент.
В этом году сеть готова открыть еще 8 торговых точек. Объем инвестиций в открытие одной «Е-ды!» не раскрывается, срок окупаемости — 3 года. Планируемая выручка с 1 м2 — не менее $12 тыс. в год.

Дисконтная система «Полушки»
До 60% оборота «Полушка» получила в 2009 г. по дисконтным накопительным картам, средний чек по ним на 80% превысил обычный чек.
Дисконтную систему запустили в 2006 году, с тех пор было выпущено около 1 млн карт, из них более 350 тыс. карт сегодня активны. Стоимость дисконтной карты составляет 49,90 руб., но перед открытием нового магазина сеть организует рассылку дисконтных карт жителям близлежащих домов, поэтому многие покупатели получают карту бесплатно.
С момента приобретения карты для ее владельца действует минимальный размер скидки — 1%, и в зависимости от суммы накоплений скидка увеличивается до 5%. Помимо накопительной скидки карта предоставляет право приобретения отдельных товаров с фиксированной скидкой до 50% (товары каталога). Чтобы предоставить еще больше преимуществ владельцам дисконтных карт, в этом году был организован клуб «Золотая Полушка». Он представляет собой партнерскую программу, благодаря которой покупатели могут получать скидки у партнеров «Полушки»: сетей питания, медицинских центров, салонов красоты и др.
— В 2010 году мы планируем интенсивно развивать клуб, увеличивать лояльность наших клиентов, давая возможность получать скидки и привилегии в различных организациях Петербурга, — отмечает Дмитрий Степанов.
В данный момент в клуб «Золотая Полушка» вступили сеть супермаркетов «Домовой», медицинский центр «Санкт-Моритц», сеть стоматологических клиник «Витаника», туристический оператор, несколько салонов красоты.  Размер скидки у партнеров варьируется от 2 до 10%.

Вологда — да!
До конца 2010 года компания планирует открыть 120 «Полушек» в Ленинградской и Новгородской областях. По эффективности региональные торговые точки сопоставимы с петербургскими универсамами, а в ряде случаев они даже сильнее, считает Дмитрий Степанов. Кроме того, в регионах пока уровень конкуренции ниже, а покупательская лояльность выше. Даже Ленинградская область еще не освоена сетевыми игроками, жителям некоторых сельских районов приходится ездить в райцентр или в Санкт-Петербург за продуктами и необходимыми товарами. Для открытия магазинов, компания будет выбирать населенные пункты с населением от 10 тыс. чел., там она будет открывать как минимум по три магазина.
Кроме того, в этом году «Полушка» выходит в новый регион — Вологодскую область — и планирует открыть в нем 15–25 магазинов. Это стало возможным благодаря оптимизации логистики компании. Раньше ограничение по логистическому плечу составляло 300 км. В апреле «Полушка» стала арендовать 4 тыс. кв. м в новом складе класса А, с 6 ярусами хранения.
Новые складские мощности позволили ей обслуживать 100–120 магазинов и увеличить логистическое плечо до 550 км. Кроме того, увеличение складских мощностей повысило централизацию поставок с 10% до 50%, это позволит на 5% снизить закупочные цены, а при затратах на логистику в 3% снизить наценку в магазинах на 2%.

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ
1999 г. Cоздание холдинга «Продовольственная биржа», основная деятельность которого сосредоточивается в сегменте оптовых поставок товаров.
2003 г. Открытие первой торговой точки сети универсамов «Полушка»; положено начало развитию розничного направления в холдинге.
2007 г. Открытие первого магазина «Полушка» в формате «супермаркет»; магазин был открыт на ул. Ярослава Гашека в Санкт-Петербурге; открытие первого магазина сети «Желтая Зебра», работающей в формате «дрогери».
2008 г. Открытие магазина в Кингисеппе; начало развития сети универсамов «Полушка» на рынке Ленинградской области.
2008 г. Открытие первого магазина «Полушка-Мини» в «малом формате»; магазин был открыт на Удельном пр., д. 27, в Санкт-Петербурге.
2009 г. Открытие первого универсама «Полушка» в Великом Новгороде; начало развития сети универсамов «Полушка» в Великом Новгороде и Новгородской области.
2009 г. Открытие первого магазина сети «Е-да!» формата street-retail.

ФРАНЧАЙЗИНГ
Специально для активного развития «Полушка» разработала в этом году облегченную форму франчайзинга, которая не предусматривает продажу франшизы на целый регион. Сейчас ведутся переговоры с индивидуальными предпринимателями, но пока подписанных договоров нет.
Финансовые условия сотрудничества не раскрываются, «Полушка», со своей стороны, предоставляет программное обеспечение, полное сопровождение магазина в операционной деятельности, согласование техусловий. Магазины франчайзи должны соответствовать техническим, сервисным, ассортиментным и ценовым стандартам сети «Полушка».
— Партнерский магазин будет работать на нашей матрице, мы определяем цены, — рассказывает Дмитрий Степанов. — Мы, в свою очередь, не просим от франчайзи фиксированных выплат — он вкладывает деньги в оснащение магазина только на этапе старта. В дальнейшем франчайзи будет выплачивать нам 20% от валовой прибыли. В 2011 году компания рассчитывает предоставить франшизу 30 магазинам.

На 30% сеть увеличила оборот за счет акции «Счастливый магазин». Независимо от накоплений на карте с осени 2009 г. компания стала предоставлять всем покупателям скидку 10%. В 2010 году акцию «Счастливый магазин» сменила акция «Счастливые часы», которая предоставляет покупателям дополнительную скидку по дисконтной карте в первой половине дня, с 9:00 до 13:00, в определенных магазинах сети.

Прирост продаж на 100–120% в месяц по некоторым позициям дала акция «Супер-Скидка», которая была запущена прошлой весной, она проводится каждые три недели: на 12 наименований товаров скидки составляют до 50%.

На 15% увеличила средний чек акция «Меняем фишки на скидки». Акция продолжалась три месяца. Покупатели получали фишки за каждые 250 рублей покупки и, накопив определенное количество фишек, могли приобрести герметичные контейнеры итальянского производства «Фриговерре Плас» из закаленного стекла со скидкой 50%.

Выпуск журнала:

В новых форматах

На конкурентном рынке Санкт-Петербурга есть еще место для развития мелкоформатной розницы. Холдинг «Продовольственная биржа» планирует активно развивать магазины «Е-да!», которые будут специализироваться на продуктах для питания в офисе или в дороге. Наценка в них по сравнению с магазинами «у дома» на 10% выше.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04