Всё о продуктовой рознице

В бой идут утколавки

15 Декабря 2010, 12:12 Елена Ткаченко

Интернет-гипермаркет «Утконос» планирует использовать грузовики и фуры как мини-магазины

Автор: Елена Ткаченко

Фотограф: Александр Шапунов

C июля «Утконос» запустит новую программу расширения. Вместо того чтобы открывать магазины, компания планирует каждый месяц наращивать автопарк на 50 машин, с которых курьеры будут развозить клиентам заказы.

– Если в открытие магазина мы обычно инвестируем $100-200 тыс., то каждая «утколавка» обойдется компании в $55-60 тыс., – говорит Сергей Фоменков, генеральный директор «Новый Импульс» (управляет «Утконосом»). – В магазине установлены дорогие холодильники и кассовые терминалы, там большое потребление электричества, торговый зал обслуживает 5-6 человек. А в «утколавке» будет термоконтейнер, работающий от аккумулятора, и один водитель. При росте оборота у нас сократятся затраты на аренду, персонал и оборудование.

Арендная плата занимает около 4% в обороте компании, при том, что сеть практически с самого основания получила статус социальной и заручилась поддержкой правительства Москвы, поэтому арендует помещения по муниципальным ставкам (по данным GVA, в 2-3 раза ниже коммерческих). Кроме того, 60 из 164 магазинов находятся у компании в собственности.

Идея «утколавок» также получила поддержку городских властей. «Утконосу» разрешили парковать свой транспорт рядом с будками теплоцентралей – всего их 800, в городе это единственные не занятые автомобилями площадки. Компания планирует подготовить эти здания для торговли и разместить там объявления с графиком работы «утколавок».

У машин по сравнению с обычными магазинами есть еще одно важное преимущество – они в меньшей степени зависят от местных жителей.

– Какое бы качественное оборудование я ни поставил, люди обязательно придут и скажут, что компрессоры в холодильнике работают шумно, и потребуют, чтобы каждый месяц мы им платили за доставленные неудобства, – сетует Фоменков. – Раньше было еще хуже: местные жители перегораживали своими машинами зону разгрузки, а потом требовали «реверанс» – компенсацию 50% от стоимости заказа при опоздании. Полтора года назад мы от этой практики отказались.

Главный плюс «утколавок» – это, конечно, их мобильность. Летом, когда продажи в Москве традиционно «просядут», компания начнет массированное наступление «утколавками» в Подмосковье.

– Как правило, дачники делают покупки в спешке. В пятницу быстро собрались и поехали, а на своем радиальном направлении заскочили в любой гипермаркет – не важно в какой, лишь бы был по пути. А мы хотим сделать так, чтобы они оформили в пятницу заказ и спокойно ехали на дачу. В субботу мы им этот заказ доставим в область, – говорит Сергей Фоменков. – И теперь мы можем выходить, например, в Ярославль независимо от того, есть у нас там помещение или нет. Более того, если там не пойдет торговля, население окажется не готово к интернет-покупкам, мы поедем в другой город. Мы, по сути, ничем не рискуем, стоимость ошибки нулевая.

А если мы будем использовать не пятитонные грузовики, а фуры, то сможем работать в удаленных городах (до 300 км от Москвы), например, Рязани. Одна фура – это как два магазина. Местные власти заинтересованы, чтобы мы там торговали, ведь каждая уткофура обеспечивает работой 10-12 человек, и мы платим налоги в местный бюджет. Но в другие города мы будем выходить очень осторожно. Возможно, в конце года попробуем.

Как работает система

Оформление заказа. Покупатели формируют заказ на продукты в Интернете, или с помощью специальных терминалов в магазинах, или по телефону из каталога. Они выбирают подходящий интервал времени для доставки (всего их шесть в течение суток) и на следующий день могут забрать заказ в ближайшем магазине либо за 149 руб. оформить доставку на дом. Оплата товара и доставки происходит в момент получения заказа.

Сайт. Ассортимент превышает 40 тыс. SKU, из них на 700 SKU «Утконос» устанавливает, по словам Фоменкова, «цены на 20% ниже, чем в столичных гипермаркетах». При заказе на сайте с доставкой на дом чек составляет 1700-2500 руб.

Магазин. Магазины занимают в среднем 300 м2 и выполняют функцию интеграционного центра и дискаунтера. Здесь происходит окончательная упаковка заказов и передача их клиентам – либо сам покупатель забирает заказ из магазина, либо его доставляют ему на дом. Торговый зал поделен на две зоны. В одной происходит выдача заказов, в другой расположены стеллажи с наиболее высокооборачиваемыми товарами – ассортимент включает 500-700 SKU. Всего у дискаунтеров существует четыре матрицы – в зависимости от потребностей целевой аудитории в радиусе 1 км от магазина. Оборачиваемость в магазине составляет 15 дней. Средний чек там колеблется от 150 до 180 руб. в зависимости от сезона.

Куда летят утки?

1. Сердце «Утконоса» – это семиэтажный распредцентр в Бутово с площадью хранения 70 тыс. м2 ERP-система на базе SAP собирает информацию о заказах и формирует задания комплектовщикам. 500 работников в смену комплектуют заказ с помощью «универсального терминала комплектовщика», сокращенно УТК или «утка». Именно отсюда пошло название «Утконос». УТК дает задание комплектовщику, какой нужно взять контейнер и какие корзины поставить на его полки.

2. Корзины делятся по объему и цвету: красные – 1 кг, зеленые – 2 кг, синие – 5 кг. И корзины, и контейнеры имеют штрихкод. Собирая тару перед комплектовкой, работник сканирует штрихкоды, и УТК контролирует правильность подготовки к формированию заказа.

3. Система определяет по весо-габаритным характеристикам товаров в заказе, в какую корзину что нужно положить и рассчитывает оптимальные маршруты для комплектовщиков.

На экране «утки» показан номер этажа, улицы, полки.

4. Работники двигаются с верхних этажей вниз, поэтому беготни, суеты на складе нет. Рядом с лифтами установлены светофоры, чтобы комплектовщик издалека видел, какой из них свободен, и экономил время на ожидание.

5. Собирая товары в корзину, комплектовщик их сканирует. Если он делает ошибку – подошел не к тому месту или взял не тот продукт, – терминал начинает мигать красным светом. И пока комплектовщик не исправит ошибку, он не даст ему следующее задание. Каждое вложение тарифицируется – минимум 10 копеек. Работник после смены может проверить свой заработок с помощью персональной магнитной карты, встроенной в «утку».

Одновременно с проектом «утколавок» компания планирует запустить и свой новый распредцентр в Домодедово. Его она арендовала в конце прошлого года и сейчас занимается проектированием, интеграцией с ERP-системой и оборудованием. Площадь хранения превысит 20 тыс.м2, будет оборудовано 30 разгрузочных окон. В отличие от бутовского склада, новый РЦ будет размещен на одном этаже – это значительно сэкономит время комплектовщиков. По оценке Фоменкова, товары на складе в Домодедово будут обрачиваться за 4 дня.

В марже затраты на персонал составляют около 20%.

Только комплектовщиков на РЦ работает 1000 человек, в курьерской службе занято 400 человек, линейного персонала в магазинах около 1000 человек. Затраты на персонал – это не только ФОТ, но и плата за трансфер и размещение вахтовиков. Москвичей заинтересовать зарплатой 25-30 тыс. руб. было сложно, поэтому привлекали рабочую силу из Тамбовской, Владимирской, Тульской областей, Киргизии и других регионов.

- Качество рабочей силы из неблагополучных регионов, крайне низкое, – сетует Фоменков. – Зачастую здоровые молодые мужчины соберут за день два контейнера и говорят, что устали. И сдельная система оплаты их не мотивирует. При этом есть работники, которые собирают 6-7 контейнеров в сутки, таких производительных комплектовщиков в штате пока 40%, мы хотим, чтобы их доля составляла как минимум 80%.

Чтобы привлечь более производительных работников, компания повысила в марте тарифы за комплектацию заказов на 25%. Но увеличила размер штрафов – в основном за некорректную работу с товаром (компания хочет снизить долю списаний с 2% до 0,8%).

- Мы надеемся, условия будут привлекательными для жителей Подмосковья,– отмечает Сергей Фоменков. – Расходы на персонал сохранятся на прежнем уровне, зато мы сократим затраты на администрирование этого огромного потока людей. Рассчитываем, что выработка увеличится с 4,5 контейнера в сутки до 6-7, и тогда доля затрат на персонал в марже составит 13%. А текучка снизится с 40% в месяц до 10%.

За счет внешних потоков ассортимент вырастет до 400 тыс. SKU.

До сих пор доля нон-фуда составляла 10% в ассортименте «Уконоса». Сеть намеренно не расширяла долю высокомаржинальных товаров, чтобы не снизить оборачиваемость на складе – сейчас она составляет в среднем 8 дней. Решением проблемы стало привлечение внешних потоков – товаров от других интернет-площадок. В ноябре прошлого года компания включила в свой ассортимент диски и книги из «Озона». По словам Фоменкова, для покупателя это дополнительная выгода – за счет более развитой системы доставки «Утконос» привозит заказ на следующий день, а не в течение трех суток, как «Озон». К тому же, объединив заказы, платить за доставку клиенту приходится только один раз. Помимо «Озона» «Утконос» сотрудничает еще с тремя компаниями: «Ле маре» добавляет в ассортимент свежую рыбу, «Бегемот» – детские игрушки, «Парфюм-палас» – парфюмерию и косметику.

- За счет внешних потоков мы получаем ассортимент шире и глубже, чем в любом гипермаркете, – говорит Фоменков. – Совокупный ассортимент у нас составляет уже больше 400 тыс. SKU, а наш собственный – 40 тыс. SKU, но мы постоянно свою долю сужаем. Через два года планируем оптимизировать ассортимент до 10 тыс. SKU – это будут самые высокооборачиваемые товары. Они составят примерно 60% в обороте. Остальную часть должны заместить товары наших партнеров. Мы уже ведем переговоры с «Комусом» о продаже канцелярских товаров и сайтом bytovaya.ru, где продается бытовая техника. К концу года мы должны увеличить долю нон-фуда до 30%.

– Партнерам этот проект выгоден потому, что наш сайт посещает 50 тыс. человек в день, а количество заказов составляет 25 тыс. человек в сутки. В прошлом году общее количество клиентов, которые хоть раз сделали покупку, составило 340 тыс. А регулярно совершали покупки по итогам года более 110 тыс., – говорит Сергей Фоменков. – Мы становимся крупным логистическим оператором и провайдером сервиса доставки по Интернету. Финансовые показатели, которые свидетельствовали бы об успехе проекта, руководство компании пока не сообщает – вето действует до июля этого года, когда будет запущена программа «утколавок». Известно только, что прошлый год компания закончила с плановым убытком.

Визитка компании:

Сеть «Утконос»

Дата основания: 2000 г. Владелец: «Новый Импульс». Кол-во магазинов: 165. Средняя площадь: 200-300 м2. Ассортимент: 500-700 SKU в дискаунтере, 40 тыс. SKU в интернет-магазине (400 тыс. с учетом внешних потоков). Средний чек: 150-180 руб. в дискаунтере, 2000 руб. в интернет-магазине. Кол-во заказов на сайте: 25 тыс. в день. Автопарк: 200 грузовиков, 400 легковых машин. Штат: 7 тысяч человек.

Выпуск журнала:

В бой идут утколавки

Интернет-гипермаркет «Утконос» планирует использовать грузовики и фуры как мини-магазины.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04