Всё о продуктовой рознице

Удобный Новосибирск

24 Июня 2013, 12:06 Станислав Соколов

Сразу две сети магазинов в формате convenience store (удобный магазин) – «Алёкма» и «Ярче!» – стартовали за последние несколько месяцев в Новосибирске. Первая запущена одним из крупнейших российских производителей снэков и кондитерской продукции KDV Group (бренды «Кириешки», «Яшкинские вафли»), а вторую развивает компания одного из членов совета директоров «Роспечати». Владельцы обещают открытие нескольких десятков точек каждой сети в ближайшие полгода, несмотря на скепсис многих игроков розничного рынка Сибири.

Работать в малом формате новосибирские ритейлеры пытались еще в начале нулевых. Местные компании «Квартал» (не имеет отношения к одноименной сети из Калининграда) и «Сибириада» начали открывать продовольственные магазинчики площадью 150–200 кв. м. «Квартал» делал это под своим названием, просто добавив к названию «мини», а «Сибириада» придумала для этого формата отдельное название «Эконом». Впрочем, тогда эти попытки происходили больше от нехватки средств на строительство новых объектов – ритейлерам приходилось занимать любые помещения, которые удалось получить, чтобы не отстать от конкурентов в развитии.

Маленькие магазины эти компании не спасли. «Сибириада» затем была куплена «Холидеем», который больше магазинов малого формата не открывал, а «Квартал» поглотила группа «Новые торговые системы», которая также сделала ставку на два наиболее массовых формата – «универсам» и «супермаркет» (НТС была франчайзи сетей «Пятерочка» и «Патэрсон»). Член совета директоров «Холидея» Алексей Захаров отмечает, что маленькие магазины почти всегда показывали невысокую эффективность. «Минимальный набор издержек у такой торговой точки не принципиально ниже, чем у более крупного магазина: его нужно охранять, отапливать, привозить и принимать товар и т.д., а оборот существенно меньше, поскольку меньше ассортимент», – говорит он. В результате лидеры местного ритейла пошли по пути строительства для своих магазинов отдельных павильонов, в которых они могли бы открывать магазины среднего и крупного размеров. Тот же «Холидей» сейчас активно развивает проект дискаунтеров «Холди», большая часть которых занимает именно такие, специально для них возведенные сооружения.

Нынешнее увлечение «удобными магазинами» выглядит как уже более зрелые попытки найти новую, незанятую еще нишу на достаточно конкурентном рынке. Характерно, что попытки эти предпринимаются не крупными ритейлерами, а новичками. Ближе всего к зарубежному образцу находится сеть «Алёкма», которую развивает компания «Ридмаркет». Руководитель новосибирского филиала Денис Крылов признает, что за основу проекта взята 7Eleven, с которой, как надеются в «Ридмаркете», часть россиян уже успела познакомиться, побывав, например, в Таиланде, где эти магазины на каждом углу. Начать «Алёкма» решила почему-то с Новосибирска и Пензы, именно там появились первые точки сети (по две в каждом городе). Головная же компания зарегистрирована в Москве, ее гендиректор Ваган Паргентанян является членом совета директоров и исполнительным директором ОАО «Роспечать».

Два магазина в столице Сибири расположились на небольших площадках (менее 150 кв. м). Кроме базового набора продуктов там есть свежая выпечка, кофе из кофемашины, газеты и журналы, а также совершено невиданная для сибирских продовольственных магазинов вещь – бесплатный WiFi. По сути, «Алёкма» пытается одновременно выступать в двух жанрах – магазина и кофейни. Цены на продукты немного выше, чем в сетевых магазинах города, а кофе дешевле, чем обычно просят в местных кофейнях (60 руб. за порцию). Кроме выпечки здесь можно купить готовые упакованные сэндвичи.

Ничего подобного в Новосибирске сегодня нет. Нишу магазинов «у дома» занимают среднего размера (400–500 кв. м) сетевые универсамы самообслуживания и маленькие частные магазинчики с прилавочной торговлей, часть которых размещена в отдельно стоящих павильонах. Единственной дополнительной услугой в них может быть пополнение баланса мобильного телефона.

Перспективы «Алёкмы» кажутся пока довольно туманными. Если в азиатских странах 7Eleven действительно выглядит оптимальным вариантом многофункциональной торговой точки, то в России пока непонятна мотивация для того, чтобы пользоваться такими магазинами регулярно. В том же Таиланде 7Eleven зачастую оказывается единственной возможностью купить базовые продукты, поскольку до ближайшего крупного супермаркета может быть несколько километров. Что же касается еды, то растворимая лапша, которую тут же можно залить кипятком, упакованные бургеры и т.д. действительно являются самым дешевым вариантом перекуса. В Новосибирске «Алёкме» придется, с одной стороны, конкурировать с рассыпанным по всему городу дискаунтерами формата «Пятерочки», с другой – бороться за посетителей еще более многочисленных точек уличной еды, где цены примерно такие же, а качество ощутимо выше.

«Алёкма» может рассчитывать на небольшие площадки в центре города, где ощущается нехватка крупных магазинов, но хватает покупателей, готовых переплатить за возможность купить йогурт или готовый сэндвич в двух шагах от офиса или по пути домой, считают местные ритейлеры. Дополнительные возможности дает этому формату и российский климат. Почти полгода на большей части российской территории бывает довольно холодно, чтобы просто сеть на лавочку с хот-догом, а в «Алёкме» можно недорого перекусить и выпить кофе.

Более практично подошли к делу в KDV Group, которая развивает сеть «Ярче!». В этой сети магазины побольше (от 200 кв. м), что дает возможность увеличить ассортимент, в них нет кофейных автоматов и WiFi. Тем не менее здесь также можно разогреть купленные сэндвичи, а все товары продаются уже упакованными. В отличие от «Алёкмы» проект KDV Group не пытается внедрить принципиально новый формат, а просто надеется найти пустоты на существующем рынке, открывая свои магазины там, где нецелесообразно (или просто негде) делать это конкурентам, развивающим более крупные форматы. По словам директора сети «Ярче!» Александра Фоминцева, компания довольна первыми результатами работы магазинов и в ближайшие полгода планирует открыть несколько десятков магазинов в Новосибирске и Кемерово, преимущественно в крупных жилых массивах (за четыре месяца открыто пять магазинов). У «Алёкмы», которая начала раньше (еще осенью прошлого года), планы не менее масштабные – в Новосибирске она хочет иметь до 30 точек и уже успела открыть четыре.

При всех существующих рисках «удобные магазины» имеют шанс найти свое место на рынке, считает директор новосибирской консалтинговой компании RID Analytics Елена Ермолаева. После вступления в силу запрета на торговлю спиртным в киосках продажи пива и алкогольных коктейлей полностью переместились в стационарные точки, и небольшие магазинчики вполне могут выжить за счет напитков. А если российские власти запретят киоскам торговать еще и табаком (что весьма вероятно), то за будущее «удобных магазинов» можно не беспокоиться.


Convenience stores – это небольшие магазины, расположенные в местах с высоким покупательским трафиком (транспортные узлы, заправки, оживленные улицы в центре города), в которых предлагается широкий ассортимент товаров в небольшом количестве. Как правило, в них можно купить не только ходовые продукты питания, предметы гигиены и прессу, но и готовую еду (упакованные сэндвичи, растворимую лапшу и т.д.). Часто магазины оснащены микроволновыми печами и кофемашинами. Одним из наиболее характерных примеров сетей этого формата является 7Eleven – международная сеть американского происхождения, получившая широкое распространение в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. В России сеть в формате convenience store «Перекресток Экспресс» развивает X5 Retail Group.

Выпуск журнала:

Удобный Новосибирск

Сразу две сети магазинов в формате convenience store (удобный магазин) – «Алёкма» и «Ярче!» – стартовали за последние несколько месяцев в Новосибирске. Первая запущена одним из крупнейших российских производителей снэков и кондитерской продукции KDV Group (бренды «Кириешки», «Яшкинские вафли»), а вторую развивает компания одного из членов совета директоров «Роспечати». Владельцы обещают открытие нескольких десятков точек каждой сети в ближайшие полгода, несмотря на скепсис многих игроков розничного рынка Сибири.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04