Всё о продуктовой рознице

Тихий год

25 декабря 2012, 12:12

Экспертам, которые приняли участие в традиционном новогоднем опросе журнала по итогам года, было непросто выбрать главное событие года. Все они пришли к выводу, что ничего очень яркого на ритейловом рынке в 2012-м не произошло. В рознице проявлялись тенденции, которые сформировались раньше: усиление конкуренции, необходимость повышения операционной эффективности работы, попытки консолидации независимого ритейла. Впрочем, для нормального развития бизнеса не нужны потрясения. Пусть и следующий год будет спокойным. Удачи всем участникам рынка!


Наши вопросы:

  1. Назовите, пожалуйста, самое главное событие 2012 года в российском продуктовом ритейле. Обоснуйте свой выбор.

  2. Отметили ли вы новые тенденции на рынке в 2012 году? Опишите основные.

  3. Человек 2012 года в российской индустрии ритейла.

  4. Каким вы видите 2013 год для продуктовой розницы в России?

  5. Что бы вы пожелали коллегам в новогоднюю ночь?


Валерий Тараканов, вице-президент X5 Retail Group N.V., генеральный директор супермаркетов «Перекресток», генеральный директор формата шаговой доступности

1. 2012 год как раз был отмечен отсутствием одного наиболее яркого события, затмевающего остальные. Мощных слияний не было, выходов мировых лидеров на российский рынок также не произошло, да и вряд ли произойдет в 2013 году, «монстры» сконцентрировали свои усилия на привычных рынках присутствия.

Из наиболее ярких событий стоит отметить прежде всего крупные сделки. Группа компаний «Дикси» завершила покупку 100% акций «Виктории», и буквально на днях была объявлена покупка французской Auchan Groupe сети гипермаркетов Real,-. Также стоит упомянуть выход на российский рынок финской Kesko с брендами K-citymarket и K-supermarket, создание новой сети и открытие первых магазинов под брендом «Верный» одним из основателей сети «Пятерочка» Андреем Рогачевым.

Безусловно, значительным достижением стало то, что розничная сеть «Магнит» по итогам шести месяцев 2012 года стала пятым в мире по капитализации продуктовым ритейлером, превысив капитализацию крупнейшего европейского ритейлера Carrefour. Это говорит о больших возможностях и перспективах российского рынка розничной торговли.

2.  Что касается тенденций, то я бы сказал, что повышается конкуренция сетевых магазинов – все чаще употребляются термины «каннибализация» и «каннибализация брендов». В связи с этим мы начали уделять больше внимания существующим торговым объектам и качеству их работы. Задача ритейлера теперь заключается не только в органическом росте и слияниях, но и в удержании позиций действующих магазинов.

3.  Учитывая показатели сети «Магнит» – пятого в мире по капитализации продуктового ритейлера, стоит поздравить Сергея Галицкого и его команду. Но и нельзя не отметить прорыв компании «Дикси» во главе с Ильей Якубсоном, которая вышла с новой концепцией и, безусловно, также стала сильным игроком на рынке.

4.  Статистика нам подсказывает, что население России не увеличивается, а значит, количество покупателей в продуктовом ритейле в лучшем случае будет постоянным. Министерство экономического развития РФ снизило прогноз оборота розничной торговли в 2012 году с 6,3 до 6,1%, но, напротив, повысило на 2013 год с 5 до 5,4%. Эти цифры примерно сопоставимы с прогнозируемым уровнем инфляции.

Что касается качества питания, то, по моему мнению, оно будет улучшаться одновременно с ростом доходов населения. При этом будет также повышаться требовательность к качеству предоставляемых услуг – дизайну интерьера, широте ассортимента, уровню сервиса, набору дополнительных услуг и т.д.

5.  Если говорить о коллегах, то главным образом я бы хотел пожелать, чтобы им хотелось каждый день приходить на работу, а вечером возвращаться домой к близким. Здоровья, благополучия, успеха и гармонии. Пусть каждый день будет наполнен добрыми событиями, яркими впечатлениями и новыми вкусами!


Илья Якубсон, президент ГК «Дикси»

1. В целом это начало серьезного диалога отрасли с властью: введение 25%-ной квоты на работу трудовых мигрантов в предприятиях розничной торговли, начало процесса изменений налогового кодекса в части, касающейся отнесения на себестоимость товарных потерь, полная поддержка властью идеи саморегулирования отрасли, выразившаяся в подписании Кодекса добросовестных практик между представителями ритейла и производителями.

2. Резкий рост конкуренции. Это первый год, когда конкуренция стала сильно ощутимой из-за резко возросших темпов открытия новых объектов участниками рынка. Но, как известно, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Поэтому считаю данную тенденцию позитивной.

3. Сергей Николаевич Галицкий.

4. Я вижу 2013 год в целом позитивным для розницы.

5. Проведите новогоднюю ночь так, как именно вам хочется, отдохните и наберитесь новых сил для успешной работы. Позвольте пожелать вам, друзья, здоровья, хорошего настроения и душевного равновесия в наступающем году!


Сергей Кузнецов, директор Союза независимых сетей России

1. По моему мнению, наиболее значимым событием года стало основание Всероссийского кооператива независимого ритейла – потребительского общества «РОСТ». Это качественно новое изменение на рынке, открывающее новые возможности для развития региональных операторов рынка. Поодиночке независимым сетям сложно конкурировать с крупными игроками за пределами собственного региона. Потенциал же объединения огромен. Только сегодняшние участники Союза независимых сетей (а это пока 12–15% независимого ритейла России), по оценкам агентства INFOline, генерируют выручку, соответствующую 5-му месту в топ-100 игроков российской розницы. Думаю, создание кооператива станет важной вехой в развитии российского ритейла.

2. Если отвечать кратко, основные тенденции можно описать тремя словами: качество, свежесть, безопасность. Это приоритеты, на которые ориентируется сегодняшний потребитель в выборе продуктов питания и тех магазинов, где он их приобретает. И аналитики, и наши участники отмечают, что покупатель устал от «скучного» формата бакалейного дискаунтера, от ограниченного ассортимента. Наиболее динамично сейчас в сетях союза развивается категория «фрэш», и самый удачный формат для ее развития – это супермаркет. В уходящем году в регионах было несколько очень интересных открытий супермаркетов – креативных, экономически сбалансированных проектов, уже показывающих очень хорошие данные по выручке с квадратного метра.

Кроме того, в движении консолидации региональных сетей мы отметили очень важную и достаточно новую тенденцию. Ментальность меняется: от конкурентного отношения к соседям по региону к сотрудничеству.

3. В этом году уже второй раз была присуждена премия независимого ритейла. В главной номинации «Купец года» был награжден собственник алтайской компании ТД «Аникс» Юрий Никитин. Была отмечена его роль в качественном развитии региональной торговли, создании интересных франчайзинговых решений. Именно такие люди, как Никитин, лично участвующие в управлении бизнесом, с личным подходом к своему делу сегодня создают будущее национальной розничной торговли. Для нас именно он стал человеком года.

4. Будут развиваться те тенденции, о которых я говорил выше. Независимый ритейл продолжит консолидацию как на уровне региональных объединений, так и на федеральном уровне. Одной из задач нашего союза на 2013 год является активная пропаганда объединения, расширение числа участников союза.

Региональные сети будут открывать достаточно большие (до 1500 м), «вкусные» супермаркеты со значительной долей собственного производства, категории «фрэш». Именно в этом формате заложен ключ к успеху в конкурентной борьбе. Тем более что рынок в этом сегменте пока находится на стадии формирования.

5. Здоровья и, конечно, процветания вашему делу. И, кроме того, гармонии и взаимопонимания с покупателем. Пусть люди приходят в ваши магазины за покупками, как на праздник. Это, пожалуй, самое важное.


Владимир Садовин, генеральный директор сети «Азбука вкуса»

1. Вступление России в ВТО. Это событие открывает большое количество возможностей, но и риски серьезные.

2. Наши покупатели стали активно интересоваться российскими товарами, особенно фермерскими. Наверное, это уже тренд.

3. Андрей Рогачев, который после долгого перерыва решил вернуться в ритейл.

4. Год будет интересным уже только потому, что мы начинаем работу в Санкт-Петербурге. Для нас это вызов, который мы с удовольствием приняли.

5. Испытывать азарт и настоящее удовольствие от своей работы.


Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group

1. Мне кажется, что главного события не было. Год прошел достаточно спокойно. Я бы ничего не выделил. Впрочем, в ритейле и не должно происходить ничего из ряда вон выходящего. Он должен развиваться без потрясений.

2. Глобальных новых тенденций не могу отметить. К сожалению, государства стало слишком много во всех областях. Но не могу сказать, что это тенденция именно прошлого года. Понятно, что надо с кого-то стричь купоны, взялись за ритейл. Так что положение дел в нашей индустрии просто отражает макроэкономическую ситуацию в стране.

3. Илья Якубсон. В первую очередь это связано с его постом. Он неплохо подхватил знамя Льва Ароновича. После Хасиса любому было бы сложно удержаться на коне. Якубсону это удалось.

4. К сожалению, я вижу по мелкой рознице, что она так и не научилась жить в тени крупняка, поэтому ее перспективы достаточно печальны. Меня серьезно волнует ситуация с финансовыми показателями в X5. «Магнит» будет расти и расти. Короче говоря, в разных сегментах абсолютно разные тенденции, много подспудных факторов влияет на ситуацию. Для серьезного разговора надо проводить глубокий анализ.

5. Я бы пожелал развития. Больше разума всем участникам рынка – пусть он наконец возобладает. Мелкой рознице надо научиться пользоваться соседством с развитым ритейлом. Среднему ритейлу необходимо понять, что в современной ситуации ему не получится стать крупным. Крупным хочу пожелать больше работать над тем, как заполучить покупателя с его кошельком, то есть в том числе и меня. От дальнейшего развития рынка все мы только выиграем.

Выпуск журнала:

Тихий год

Экспертам, которые приняли участие в традиционном новогоднем опросе журнала по итогам года, было непросто выбрать главное событие года. Все они пришли к выводу, что ничего очень яркого на ритейловом рынке в 2012-м не произошло. В рознице проявлялись тенденции, которые сформировались раньше: усиление конкуренции, необходимость повышения операционной эффективности работы, попытки консолидации независимого ритейла.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
15 февраля 2022, 01:02
25 января 2022, 05:01
02 ноября 2021, 03:11