Настроение российских потребителей, чуть менее года назад характеризовавшееся как «умеренный пессимизм», наконец-то можно назвать «осторожным оптимизмом». Причиной таких перемен послужили позитивные факторы восстановления FMCG-рынка.
Рынок
Впервые с начала кризиса 2008 г. розничные продажи товаров повседневного спроса показали позитивную динамику – выросли на 0,4% в объемном выражении в четвертом квартале 2010 г. (здесь и далее по тексту – данные «Nielsen Россия»).
– Самое время воспользоваться возможностями, которые открываются на российском рынке, – считает генеральный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы Дуайт Уотсон. – Но следует правильно оценивать новые вызовы, такие как растущая продовольственная инфляция, новые рациональные привычки потребления россиян, и учитывать уникальность
рынка, сочетающего в себе черты развитых рынков – высокий уровень дохода потребителей и быстрое проникновение инноваций, и развивающихся – высокий потенциал роста.
Потребительский рынок в России постепенно восстанавливается. Одна из основных проблем рынка – рост цен на продукты, который за два года рецессии достигал по ряду категорий 15-20% в год. При этом доходы российского потребителя за этот период не увеличились.
Ряд категорий еще не вышел на докризисный уровень потребления: показатели на 20% ниже, чем в 2008 г. Отличительная черта рынка – неравномерность потребления. Продемонстрировали рост продукты первой необходимости, молодые категории (сухие завтраки), которыми потребители еще не успели пресытиться. Период рецессии сказался и на популярности брендов. Топ-5 брендов 2008 г. не удержали позиции в 2010 г. Выросли марки эконом-сегмента и СТМ. Тем не менее 150
брендов показали рост, а критериями роста стали следующие факторы: вывод на рынок новых продуктов, новых вкусов, новой упаковки, ребрендинг, промоактивность. Как показали исследования, 65% россиян восприимчивы к промоакциям, причем 40% активно реагируют на
них, ищут промотируемые товары в магазинах. В 2010 г. на долю новинок на полках торговых точек в городской России приходилось 20% товарных позиций. Ежемесячно выпускается 50 новых продуктов. Это много, что сложно и для производителя, и для розницы, и для покупателя. В сегменте СМС, к примеру, насчитывается 2300 продуктов и только девять обеспечивают 8% объема продаж.
Потребитель
Россияне стали более рациональными в своем покупательском поведении. Потребитель изменился, он не тот, что был в 2008 г., ищет баланс между ценностями бренда и своими затратами.
Основная причина невысокого уровня потребительского доверия в России – растущая стоимость жизни. Индекс потребительского доверия в России в конце четвертого квартала 2010 г. составил 88 пунктов, вернувшись к уровню, зафиксированному во втором квартале предыдущего года. С начала рецессии индекс потребительского доверия в России не поднимался выше 90 пунктов, а на протяжении 2010 г. колебался в пределах отметки 86-90 пунктов.
Готовность потребителей тратить заметно снизилась, вместе с тем укрепляется стремление откладывать средства – 42% планируют делать сбережения. Наблюдается снижение количества потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости.
– Прагматичное и умеренное покупательское поведение, которое россияне демонстрировали в 2010 г., окажет влияние и на 2011 г., что может препятствовать быстрому восстановлению, – считает Дуайт Уотсон. – Можно ожидать, что основные стратегии экономии останутся в силе – фокус на базовые товары по справедливым ценам, товары длительного спроса – по необходимости.
Перспективы роста российского рынка связывают с молодой категорией потребителей – в возрасте до 30 лет. В России доля молодежи среди потребителей составляет порядка 40%,в то время как средне-европейский уровень – 27%. Именно молодежь, считают аналитики, способна вывести рынок на новый уровень потребления и является самой интересной для активации брендов в ближайшие 10 лет, поскольку увеличение объемов спроса напрямую связано с ростом благосостояния этой группы в будущем.