Всё о продуктовой рознице

Персональная выручка

10 Сентября 2012, 12:09 Владимир Сметанников

Эффективность бизнеса – самый важный показатель в кризисное время. Оценить деятельность компании по этому критерию поможет TP-Index – отношение годового оборота к количеству персонала. Уникально высокий TPI показывают японские ритейлеры, ближайшая европейская компания отстает от них более чем в два раза. Российская продуктовая розница демонстрирует хорошие результаты, учитывая короткую историю цивилизованной торговли в России, но не стоит останавливаться на достигнутом.

Первую волну экономического кризиса ощутили на себе практически все отрасли – платежеспособность населения заметно снизилась. Казалось бы: кризис кризисом, а обед – по расписанию, однако даже продуктовый ритейл фиксировал падение трафика и оборота: люди стали более экономно относится даже к покупкам товаров первой необходимости. Конкуренция за кошельки покупателя обострилась, как сводки боевых действий в прессе появлялись сообщения о проблемах и даже банкротстве некоторых сетей.

Рынок еще не оправился от кризиса, и сегодняшний ритейл научился (и продолжает учиться) жить в новых условиях. Если раньше продуктовые сети во главу угла ставили задачу «стать самой большой», то сейчас гораздо важнее «стать самой эффективной», то есть научиться добиваться как можно большего результата от имеющихся в распоряжении активов и ресурсов.

Один из универсальных показателей эффективности работы компании (в том числе розничной сети) – это годовая выручка на одного сотрудника (TP-Index). Имеет смысл отслеживать динамику этого показателя (конечно, не забывая и про другие) в своей компании, а также сравнивать себя с коллегами по отрасли. Мы выбрали несколько продуктовых сетей из разных стран и рассчитали TP-Index по каждой из них (см. таблицу).

Как и во многих других отраслях, по производительности труда лидируют японцы. В крупнейшей японской сети AEON один сотрудник приносит в год $794 тыс. Остальные игроки значительно отстают от японского лидера, и показывают достаточную «кучность» по TP-Index. Второе место занимает немецкая сеть METRO. Там один сотрудник обеспечивает порядка $300 тыс. выручки ежегодно. На третьем месте американская сеть Kroger с годовой выработкой $267 тыс. на человека.

Далее в списке идет ряд французских, британских, американских и российских сетей, TP-Index которых находится в диапазоне $150–250 тыс. Отдельно хочется отметить российские сети. Мы не первый год отслеживаем показатели эффективности российских и зарубежных компаний, традиционно картина складывается далеко не в пользу россиян. Многие наши компании демонстрируют производительность, в разы уступающую иностранным коллегам. Анализируя продуктовый ритейл, приятно видеть, что наши компании занимают достойное место в таблице: TP-Index сетей О’Кей, «Лента», X5 Retail Group близок к показателям сетей США и Европы. Однако еще есть к чему стремиться.

Что же предпринимают современные продуктовые магазины для привлечения покупателя? Становится более заметным разделение форматов – розница как будто движется к разным полюсам. С одной стороны, борьба за самые низкие цены. Активно развивается формат дискаунтеров и жестких дискаунтеров, где ритейлеры стараются обеспечить самые низкие цены и экономят буквально на всем – на качестве и интерьере помещения, на торговом оборудовании и персонале. В итоге покупатель, для которого важен фактор экономии, остается доволен низкой ценой и с пониманием относится к отсутствию фешенебельного блеска в торговом зале. В проходах залов таких магазинов можно видеть поддоны с товаром. И это не только признак экономии площадей, это хороший инструмент мерчандайзинга: поддоны на пути искушают посетителя – он всегда натыкается на скидки и распродажи.

С другой стороны, акцент на высокое качество обслуживания. Есть значительная категория покупателей, для которых решающим фактором для посещения магазина является комфорт и уровень сервиса. Что только не изобретают магазины премиального формата, чтобы понравиться привередливым избалованным клиентам. И это не только роскошный интерьер. Есть магазины, где сотрудник возит за покупателем тележку и помогать складывать покупки в пакеты. Есть примеры, когда директор магазина сам работает в зале с посетителями, помогая выбрать товар. В таких магазинах много бесплатной дегустации – практически все можно попробовать, прежде чем принять решение о покупке. В последнее время заметен интерес к здоровому питанию, и магазины стараются давать исчерпывающую информацию о составе и полезных свойствах того или иного продукта. И, конечно же, очень широкая улыбка продавцов.

Заметны тенденция повышения степени автоматизации торгового процесса. Появляются магазины (в России – «Наша Радуга» группы «АШАН» и «Глобус»), где нет привычных кассовых терминалов и кассиров. Покупатель самостоятельно сканирует покупки, получает итоговый чек, который оплачивает через автомат банковской картой или наличными. Эти технологии позволяют значительно экономить затраты на персонал плюс сокращают время, затрачиваемое покупателем на посещение магазина.

Руководство магазинов обращает внимание на каждую мелочь и задействует современные разработки нейромаркетинга. Цветовая гамма интерьера и оборудования, фактура отделочного материала, музыка, ароматы – все это при правильном использовании способно повысить средний чек. Так, свежие продукты в зоне fresh волшебными ароматами разжигают аппетит и подталкивают посетителя к большим покупкам.

Кризисные факторы не позволяют нам расслабиться. Но это и интересно – ведь есть стимул постоянно работать над новыми приемами в борьбе за драгоценного покупателя.


TP-index

TP-index (Turnover-to-Personnel index) показывает отношение оборота предприятия за год к среднесписочному количеству сотрудников. Индекс является одним из многих относительных показателей, которыми несколько десятилетий пользуются в Европе и Америке для оценки эффективности существующей системы управления и бизнес-модели. История умалчивает автора этого показателя. TP-index является простым и надежным способом оценки работы предприятий. Логика проста – чем выше показатель индекса, тем эффективнее компания.

Консалтинг-центр «Шаг» обратил внимание на этот показатель эффективности во время кризиса 1998 года. Этот индекс позволял точнее других показателей – маржи или выручки – понять результативность существующей модели управления. Еще большую популярность среди владельцев бизнеса этот показатель приобрел в «тучные» времена, когда стоимость персонала била все возможные рекорды. Сегодня, когда экстенсивный способ развития стал неэффективен, и темпы роста розничных сетей заметно снизились, а иногда и полностью остановились, вопрос разумного использования имеющихся ресурсов все острее встает перед управляющими и владельцами. И им на помощь снова приходит TP-index.



TP-Index некоторых продуктовых розничных сетей





Компания / Сеть

Страна

Кол магазинов

Выручка, млн $

Персонал, чел.

TP-Index, тыс.$/чел.

1

AEON CO., LTD.

Япония

4600

64 686,2

81 483

793,86

2

METRO AG

Германия

2100

86 372,4

290 747

297,07

3

The Kroger Co.

США

3600

90 374,0

339 000

266,59

4

Carrefour SA

Франция

5400

104 181,2

412 464

252,58

5

Groupe Auchan S.A.

Франция

1400

56 310,4

262 000

214,93

6

Wal-Mart Stores, Inc.

США

4000

446 950,0

2 200 000

203,16

7

Tesco PLC

Великобритания

6200

102 281,4

519 672

196,82

8

ASDA Group Limited

Великобритания

5400

31 800,0

172 458

184,39

9

О’Кей

Россия

71

3104,5

19 000

163,39

10

Лента

Россия

46

2353,3

14 500

162,30

11

7-Eleven, Inc.

США

9000

4464,7

27 866

160,22

12

X5 Retail

Россия

3697

15 455,1

100 000

154,55

13

99 Cents Only Stores

США

300

1423,9

12 000

118,66

14

ГК Дикси

Россия

1168

4060,0

35 810

113,38

15

ГК Виктория

Россия

225

1356,7

15 000

90,45

16

Магнит

Россия

5466

11 423,3

131 657

86,77









Источник: КЦ «Шаг» на основании открытых источников









Выпуск журнала:
Теги:

Персональная выручка

Эффективность бизнеса – самый важный показатель в кризисное время. Оценить деятельность компании по этому критерию поможет TP-Index – отношение годового оборота к количеству персонала. Уникально высокий TPI показывают японские ритейлеры, ближайшая европейская компания отстает от них более чем в два раза. Российская продуктовая розница демонстрирует хорошие результаты, учитывая короткую историю цивилизованной торговли в России, но не стоит останавливаться на достигнутом.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04