Всё о продуктовой рознице

Макароны с твердым характером

22 Декабря 2010, 12:12 Елена Петухова

В последние два года потребление импортных макаронных изделий в российских мегаполисах выросло в десятки раз. Причина — стремление потребителей к качественным макаронам из твердых сортов пшеницы. Уловив эту тенденцию, отечественные производители стремятся вводить в свой ассортимент подобные продукты, при этом за образец чаще всего берется именно итальянская продукция.


Рынок «быстрой» лапши
Согласно исследованиям, проведенным Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь», на рынке макарон лидируют компании (в порядке уменьшения физической доли рынка): «Макфа» («Макфа», «Смак»), «Липецкхлебмакаронпром» («Лимак»), Шебекинская макаронная фабрика (Шебекинские), «Экстра М» («Экстра-М»), 1-я Петербургская макаронная фабрика («Знатные», «Дачные»), Саратовская макаронная фабрика, «Компания Байсад» («Байсад»), Комбинат имени Григоровича («Затейница»), Vermani («Нижегородские»), «Америя, макаронная фабрика» («Америя»). Их общая доля в натуральном объеме продаж составляет 33%.
Что касается лапши и макарон быстрого приготовления, рейтинг производителей по доле рынка в натуральном выражении выглядит таким образом (в порядке убывания): DHV-S («Роллтон», «Биг Бон»), «Палдо» («Квисти», «Доширак»), «Александра и София Фудс» («Александра и София»), Анаком Ltd (Анаком), King Lion company (King Lion), Свердловский хлебный комбинат «Макфа» («Смак»), «Харпродукт /Украина» (Mivina), Уфимская макаронная фабрика, Старооскольская макаронная фабрика («Пава»), Pasta Zarra/Reise Piox (Pasta Zarra).
При этом можно говорить о большей сформированности рынка макаронных изделий быстрого приготовления по сравнению с рынком обычных макарон: их общая доля в физическом объеме продаж гораздо выше и составляет 87%. Некоторую долю рынка занимают частные марки сетей. Так, например, физическая доля сети магазинов «Магнит» (ТМ Veroni, «Сельская ярмарка», Pasta di Como) в категории «Макароны» составляет 1,6%, в категории «Макароны/Лапша быстрого приготовления» (ТМ Lu Shin) — 2,6%.


С сетями выгодно дружить
Необходимым условием успеха при продвижении макарон является обеспечение широкой представленности марки в торговых точках, увеличение объема продаж в оптовом звене, формирование лояльности к бренду как в оптово-розничном секторе, так и у конечного
потребителя. Сегодня, в условиях нарастающего влияния сетевой розницы, представленность в розничных сетях часто можно обеспечить лишь высокими входными бонусами, что оказывается доступным не каждой компании.
– Для снижения этих затрат мы становимся производителем продукции для сетевых частных марок. Это помогает увеличить загрузку производственных мощностей и улучшает рентабельность собственных марок. Стратегическое партнерство с сетями в качестве подрядчика позволяет нам добиться «льготного» размещения на торговых полках и для своих продуктов, — рассказывает Александр Курсеков, менеджер коммерческого отдела «Компании Байсад».
Специалисты отмечают, что успеха от рекламы можно добиться только при наличии высококачественного и интересного по ассортименту бренда. Информация о таких же макаронах, как многие другие, вряд ли затронет потребителя, который традиционно воспринимает макароны как ничем не примечательный продукт для приготовления «на скорую руку».
В связи с этим в настоящее время наблюдается угасание интереса к рекламе через СМИ.
– Отсутствие активной рекламы макарон через СМИ связано с тем, что российским компаниям особенно показать нечего, а крупные зарубежные производители не решаются это делать. Слишком высока цена за товар, — комментирует Кирилл Богданов, коммерческий директор «Концепции Вкуса». — Мы много работаем с акцией «Подарок за покупку». При правильном подходе она увеличивает объем продаж от 5 до 20 раз.
Потребительские предпочтения напрямую зависят от наличия в их регионе собственного производителя. Многие региональные лидеры не стремятся выйти на федеральный уровень, имея «своего» покупателя и развивая дистрибуцию в регионах, где размещено
производство.
– Производство компании «Байсад» расположено в Ставропольском крае, где наша продукция имеет широкую представленность по всему ассортименту, и потребители предпочтительно приобретают продукцию местного производителя. Однако в целом макароны представлены и на федеральном уровне, и, где это возможно, мы стараемся дополнить их другими продуктами из производимой линейки, опираясь на стратегию локального маркетинга, — рассказывает Лариса Левина, директор по продажам «Компании Байсад».


Вопрос качества
Наилучшими свойствами для производства макарон обладают твердые сорта пшеницы. Их зерно дает при помоле идеальный размер мучных гранул, а мука содержит оптимальную пропорцию глюкозы и крахмала. Крахмал при нагревании разбухает, глюкоза же, напротив, «схватывается», твердеет. В хорошей муке глюкоза и крахмал уравновешены, так что продукт после готовки сохраняет форму, а вода остается практически прозрачной. Это свойство макарон из твердых сортов позволяет придавать им разную форму, не опасаясь, что при варке они «расплывутся».
Зерно пшеницы условно делится на три части: внешняя оболочка, середина и сердцевина. Только мука из сердцевины зерна позволяет изготовить изделия высшего качества. Узнать такие макароны несложно: они яркого янтарно-желтого цвета, без белесых вкраплений и темных пятен.
Однако твердая пшеница дороже мягкой, прихотлива в выращивании и не отличается высокой урожайностью. В связи с этим пищевые стандарты многих стран (в том числе и российский ГОСТ) допускают до макаронного производства мягкие сорта пшеницы. Большинство представленных на российском рынке импортных макарон произведено из твердых сортов пшеницы. Наиболее высоким качеством отличаются итальянские макароны. Чтобы быть конкурентоспособными, ряд отечественных производителей также перешли на выпуск «твердых» макарон (например, компании «Алтан», «Макфа», Первая макаронная компания и т. д.). По данным компании «Макфа», общий объем российского рынка твердых макарон оценивается примерно в 320 тыс. т.


Свертки или пакеты
Сегодня сегменты фасованных и нефасованных макарон ведут себя по-разному. Объем потребления весовых макарон (наиболее дешевый сегмент) падает, а фасованных (средний и премиальный сегменты рынка) — растет.
Упаковка предоставляет покупателю целый ряд преимуществ. Она удобна в хранении и транспортировке, гигиенична, является своеобразной гарантией качества, защитой от подделок. При этом покупателей, особенно в крупных городах, не смущает, что стоимость макарон в упаковке в среднем в 2,5 раза выше, чем нефасованных аналогов.
Наиболее распространeнный вид упаковки макаронных изделий — полипропиленовые пакеты с запаянными швами, содержащие обычно 0,5 кг продукта. Однако ряд производителей отходят от такой общепринятой нормы с целью привлечь внимание покупателя.
Например, макароны фирмы Barella выпускаются в стильных свертках из бумаги, а компания «Алтан» реализует свой премиум-продукт «Granmulino Премиум» в принципиально новой для российского рынка упаковке — прозрачном пакете с плоским дном и картонной этикеткой на двух клипах. В 2006 г. этой же компанией было начато производство продукции «Granmulino Натурале» в плоскодонном пакете, верхняя часть которого стянута клипсой. На лицевую сторону пачки наклеена этикетка в определенной цветовой гамме, подчеркивающей специфику вкуса этих макарон.


Импорт в чести
За последние годы снижаются объемы продаж макаронных изделий отечественных производителей. Это объясняется ростом популярности европейской кухни, доступности ресторанов, которые предлагают качественные и относительно недорогие блюда из итальянских макаронных изделий.
Потребители стремятся готовить макаронные блюда, такие же как в ресторане, у себя дома.
– Наиболее важными критериями в производстве макарон являются компоненты, из которых делают продукт, и технология сушки готовой продукции. Итальянские производители строго отслеживают качество поступаемой муки, которая должна быть из определенного сорта пшеницы, иметь определенную степень помола, содержать допустимое количество клейковины. На многих итальянских макаронных фабриках макароны находятся в сушильных камерах при определенных условиях порядка 24 часов. Считается, что при правильной технологии сушки можно достичь наилучшего вкуса и качества макарон. Все это удорожает продукт примерно на 10%. В маленьких частных хозяйствах, где используется ручной труд, этот процент гораздо больше. В результате продукт по своим качествам не уступает ресторанным блюдам, — рассказывает Станислав Поздеев, менеджер по закупкам сети супермаркетов «Азбука Вкуса». — Мы делаем ставку именно на импортные макароны, отечественные в нашей сети отсутствуют. Импортная продукция завоевывает покупателя еще и своим разнообразием. Такие макароны могут быть фигурными, разноцветными и с начинками, в виде крупных трубок для фаршировки.
Иностранные производители постоянно совершенствуют технологию изготовления. Так, например, натуральная итальянская паста Dele-verde Eleverde из твердых сортов пшеницы произведена с помощью бронзовых матриц, что придает макаронам более шероховатую поверхность. Благодаря этому очень хорошо впитывается соус. Также в последнее время активно повышается спрос на итальянскую лапшу, изготовленную по домашним рецептам.
– Наша компания представила на российский рынок итальянскую лапшу Maroni & Marilungo, которая готовится по старинным рецептам. Ее особенность в том, что тесто замешивается без добавления воды, с большим количеством натуральных домашних яиц, что придает ей насыщенный яичный вкус, — рассказывает Марина Таранцова, маркетолог компании «ПБК».
Кроме муки импортные макароны могут включать в себя растительные добавки, другие злаки и т. д. Впрочем, этот опыт довольно успешно перенимают и отечественные компании. Так, например, в ассортименте сибирской компании «Алтан» присутствуют такие разновидности твердых макарон, как макароны с грибами, луком и сельдереем; с красным перцем, чесноком и томатами; с паприкой, луком и базиликом; с чесноком, укропом и орегано; с томатами и тимьяном и т. д.
Очень перспективный сегмент — готовые макаронные блюда. Ускорение темпа жизни делает их незаменимыми на кухнях жителей крупных городов.


Во имя здоровья

Специалисты прогнозируют, что при общей тенденции стремления потребителей к здоровому питанию выбор макарон и в дальнейшем будет идти по принципу полезного и низкокалорийного. Большинство появляющихся на рынке новинок — именно такие. Например, пропаренные макароны, являющиеся прямой альтернативой вермишели и лапше быстрого приготовления.

– Пропаренные макароны не обжариваются в масле, как большинство макарон быстрого приготовления, а обрабатываются паром, что совершенно никак не вредит здоровью потребителей. За счет обработки паром существенно сокращается время приготовления их «классическим» способом и появляется возможность готовить макароны в микроволновой печи, — рассказывает Максим Удодов.

Становятся популярными низкокалорийные макароны из спельты. Спельта — это нетребовательный, зимостойкий вид пшеницы. Она богаче протеином, ненасыщенными жирными кислотами и клетчаткой, чем обычная пшеница. Содержащиеся в ней особые растворимые углеводы обладают способностью укреплять иммунную систему. Ее полезные вещества имеют высокий уровень растворимости, поэтому они легче и быстрее усваиваются организмом.

Постепенно растет интерес покупателей к кукурузным и рисовым макаронам. В отличие от макарон из пшеничной муки, они не содержат глютин, один из видов животного клея, который негативно сказывается на работе желудка. При этом продукт несет в себе все полезные свойства сырья, из которого изготовлен, – риса или кукурузы.

Выпуск журнала:

Макароны с твердым характером

В последние два года потребление импортных макаронных изделий в российских мегаполисах выросло в десятки раз. Причина — стремление потребителей к качественным макаронам из твердых сортов пшеницы. Уловив эту тенденцию, отечественные производители стремятся вводить в свой ассортимент подобные продукты, при этом за образец чаще всего берется именно итальянская продукция.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
12 Августа 2020, 03:08
15 Июля 2020, 02:07
08 Апреля 2020, 12:04