Всё о продуктовой рознице

Дел невпроворот

15 декабря 2010, 12:12

Финансовый кризис не считается форс-мажорным обстоятельством. Компаниям, не сумевшим выполнить свои обязательства перед контрагентами, надо найти другие аргументы, чтобы отстоять свою позицию в суде и не платить астрономическую неустойку. Как правильно оформить доказательства? Стоит ли заключать мировое соглашение? Как снизить размер выплат истцу? Об этом «МД» рассказал Вадим Кодол, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

Много дел
С августа 2008 г. количество судебных разбирательств между поставщиками и сетями из-за неплатежей и непоставок начало увеличиваться в геометрической прогрессии. Уже осенью количество исков стало таким огромным, что в некоторых субъектах РФ даже судей из налоговых составов стали переводить в исковые составы, чтобы справиться с растущим объемом работы.
Самые распространенные споры связаны, естественно, с неплатежами по договорам поставки. То есть ответчиками, как правило, выступают сети, а истцами — их поставщики.
Есть и случаи обращения розничных компаний в суд из-за того, что поставщики не смогли согласовать повышение цены, вызванное девальвацией рубля, и просто прекратили отгрузки товара без предварительного уведомления.
Как следствие роста неплатежей, резко увеличилось количество судебных дел, связанных с банкротством компаний-неплательщиков.
Договор дороже денег
Зачастую истцам бывает довольно сложно добиться погашения дебиторской задолженности. Если на счетах розничной компании ничего нет и активы переведены на другое юридическое лицо, то нет никаких шансов добиться фактической выплаты долга и неустойки, потому что по закону дочерние компании не отвечают по обязательствам материнской компании и наоборот.
Таких проблем можно избежать, если еще на этапе заключения договора потребовать от покупателя обеспечить свои обязательства по платежам, в частности, предоставить банковские гарантии или поручительство другой компании, у которой имеются значительные активы. Это особенно важно, если учитывать, что нередко розничные операторы арендуют торговые площади и оборудование либо записывают недвижимость и другие активы на дочерние компании.
Но, как правило, крупные сети-монополисты навязывают стандартные договоры, которые не защищают права поставщиков, а на какие-либо корректировки не соглашаются. «Не устраивает договор — обращайтесь в другую сеть», — обычно говорят менеджеры по закупкам.
Хотя, на наш взгляд, ритейлерам самим было бы выгодно заключать индивидуальные договоры с поставщиками, ведь это избавит их в будущем от судебных споров из-за непоставок.
Несмотря на довольно агрессивную позицию сетей, поставщикам все же стоит оговаривать индивидуальные условия договора, которые касаются изменения курса валют, ставки кредитования и т. д.
Претензионный порядок
Если конфликта все же не удалось избежать, очень важно соблюдать претензионный порядок, в противном случае суд может оставить без рассмотрения исковое заявление. Распространенная ошибка многих компаний: сеть не заплатила, поставщик требует погашения долга, но ничего не добившись, просто останавливает поставки. Это говорит о дилетантском отношении к праву. Как правило, договоры поставки предусматривают необходимость направления претензионных писем покупателям до приостановки поставок. То же касается случаев с повышением цены: у многих поставщиков товаров и продуктов возникли проблемы с тем, что были заключены договоры по одной цене, а сейчас из-за роста курса доллара и евро цена на поставляемые ими товары и продукты поднялась. Поставщикам стало невыгодно поставлять на прежних условиях. Компании часто просто перестают исполнять договоры — поставлять товары и продукты, что создает у сетей возможность предъявлять иски о взыскании c поставщиков неустойки, предусмотренной или договором, или законом.

Как оформить доказательства?
Нужно знать, как правильно собрать и оформить доказательства, чтобы судье было легче принимать решение.
Если происходит нарушение договора со стороны контрагента, нужно это зафиксировать. Например, поставщик приехал, а его машину на территорию магазина или распредцентра не пустили. Водитель разворачивается и уезжает, а потом на суде представители поставщика говорят: вот, мы приезжали, а нашу машину развернули. А чем это докажешь? На суде об этом нарушении может свидетельствовать, например, только составленный нотариусом акт. То есть водитель должен приехать вместе с нотариусом, который составит акт о том, что машина пыталась въехать, а сотрудники охранной организации отказались ее пускать на территорию. Такие фиксации надо делать неоднократно и с определенной периодичностью, тогда будет больше оснований для удовлетворения исковых требований.
Это пригодится и в тех случаях, когда сеть, чтобы оправдать неплатежи, может необоснованно обвинять поставщика в нарушении договора и отказе от поставки, хотя в действительности сама не пустила на свою территорию машину поставщика.
Также важно правильно вести претензионную досудебную переписку. Наш совет, чтобы все письма контрагентам направлялись по почте заказными письмами с уведомлением о вручении и описью вложения. Отправление писем должно быть документировано.
Что касается переписки по электронной почте, то в соответствии с законом электронное сообщение может быть принято судом в качестве допустимого доказательства, только если в нем есть электронная цифровая подпись.
Миром?
Любое дело завершается либо судебным решением, либо мировым соглашением. По мировому соглашению стороны определяют, что долг будет выплачиваться определенными суммами в течение какого-то срока — года, двух или трех лет. В случае первой задержки платежа истец обращается в суд и получает исполнительный лист, по которому судебные приставы возбуждают исполнительное производство, дают должнику несколько дней на добровольное исполнение решения суда, и если он не погашает задолженность, происходит принудительное исполнение.
Если раньше споры заканчивались, как правило, заключением мирового соглашения, платежи расписывали на год, то сейчас это бессмысленно, совершенно очевидно, что многие ответчики через несколько месяцев уже не смогут выполнить свои обязательства. Чем дольше ждать, тем меньше шансов остается у истца вернуть свои деньги.
Летом у нас были дела, которые мы завершали мировым соглашением. В августе-сентябре крупные сети по ним еще платили. А вот уже с октября многие ритейлеры перестали исполнять условия мирового соглашения.
Если к нам сейчас обращаются поставщики с исками против сетей, мы им уже не советуем заключать мировое соглашение. Это стоит делать, только если должник сможет подкрепить его банковской гарантией или поручительством компании, у которой имеются большие активы.
Хотя, как было сказано выше, получить такую гарантию в нынешних условиях довольно проблематично.
Статья 333
Если сеть или поставщик столкнулись с тем, что их контрагент не выполнил условия договора, они имеют право, обратившись в суд, взыскать с ответчика неустойку. Размер неустойки предусматривается либо законом (привязан к ставке рефинансирования), либо договором (процент от размера долга ответчика).
Однако в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса РФ у суда есть право уменьшить размер взыскиваемой неустойки. Размеры уменьшения не ограничены.
У нас был пример, когда крупный производитель обратился в суд к своему поставщику с иском о взыскании 7 млн руб., а суд, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса РФ, уменьшил неустойку и взыскал с поставщика 700 тыс. руб. — то есть уменьшил размер неустойки в 10 раз. Обоснование было таким: размер взыскиваемой неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства со стороны поставщика. Соразмерен или несоразмерен размер — это оценка субъективная, что дает судам возможность неограниченного уменьшения размера неустойки. Именно поэтому установленная в договорах поставки неустойка как способ обеспечения обязательства во многих случаях не сможет компенсировать убытки.
В случае если ваша компания является ответчиком по иску о взыскании неустойки, имеет смысл сообщить суду о финансовой ситуации в компании, о размере долга перед другими кредиторами, о повышении кредитной ставки в банке, о количестве сотрудников, которые оказались на грани увольнения и т. п. Если привести конкретные факты и сообщить, например, что размер неустойки соответствует годовому обороту вашей компании, то размер выплат можно значительно сократить.
Для ответчика по делам о взыскании неустойки важно в начале судебного процесса определить свою стратегию по делу: затягивание процесса на максимальный срок или, не затягивая процесс, нацелиться на максимальное уменьшение неустойки.
Иногда вместо того, чтобы затягивать процесс, требовать дополнительных экспертиз, лучше честно признать, что не были выполнены обязательства, описать реальную ситуацию в компании и в итоге значительно уменьшить размер неустойки, чем своими действиями вызвать недоверие суда и получить решение о выплате неустойки в полном объеме.
Так, у нас был случай, когда поставщик признал, что было нарушено обязательство по договору поставки — произошла недопоставка, но доказал, что у него было тяжелое финансовое положение, привел сравнение активов — своих и истца, и суд снизил размер неустойки в 10 раз. А другой поставщик по аналогичному делу выбрал стратегию затягивания, и в итоге получил решение о взыскании с него неустойки в полном объеме.

Выпуск журнала:

Дел невпроворот

Финансовый кризис не считается форс-мажорным обстоятельством. Компаниям, не сумевшим выполнить свои обязательства перед контрагентами, надо найти другие аргументы, чтобы отстоять свою позицию в суде и не платить астрономическую неустойку. Как правильно оформить доказательства? Стоит ли заключать мировое соглашение? Как снизить размер выплат истцу? Об этом «МД» рассказал Вадим Кодол, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
15 февраля 2022, 01:02
25 января 2022, 05:01
02 ноября 2021, 03:11