Всё о продуктовой рознице

Будь готов!

22 декабря 2014, 12:12

Следующий год не будет легким для нашей страны. Конечно, продуктовая розница будет работать в любой экономической ситуации, потому что люди нуждаются в пище каждый день, однако всем придется максимально оптимизировать бизнес, ошибки будут стоить очень дорого. В традиционном опросе журнала «Мое дело. Магазин» профессионалы ритейла поделились своим мнением о ситуации на рынке.


Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)

1. На самом деле 2014-й год был богат на события для отечественного ритейла. В ряду наиболее значимых я бы обозначил введение специальных экономических мер президентским указом №560 от 6 августа. Это событие внесло существенные коррективы в работу торговых сетей. Процесс перенастройки товарных потоков на новых поставщиков потребовал нескольких месяцев напряженной работы. К сегодняшнему дню он практически завершен. Потребности потребителя в продовольственных товарах удовлетворены по всем основным категориям. При этом заметно увеличилось предложение товара, произведенного отечественным производителем.

2. В текущем году на качественно новый уровень поднялся процесс саморегулирования торговой отрасли. Сегодня очевидно, что благодаря принятию Кодекса добросовестных практик и его активному внедрению торговые сети и поставщики существенно продвинулись на пути формирования эффективной системы саморегулирования на потребительском рынке. И ритейлеры, и поставщики стали гораздо лучше понимать и учитывать коммерческие интересы друг друга.

Свидетельством тому может служить та ответственная позиция, которую занимают участники рынка в стремлении исполнить положения президентского указа №560. В создавшейся ситуации бизнесу, имеющему отношение к потребительскому рынку, удается сдерживать ускорение роста цен в интересах поддержания стабильности в обществе. И во многом это достигается не за счет жестокого контроля со стороны государственных контролирующих органов, а за счет сознательной гражданской позиции бизнеса, руководствующегося цивилизованными принципами организации своей деятельности. И тут надо отдать должное: федеральная исполнительная власть идет в этом плане нам навстречу: выказывает доверие тем механизмам саморегулирования, которые выстроены в отрасли за последние годы.

Еще один важный тренд: устойчивый рост продукции отечественных товаропроизводителей в продовольственном сегменте. За последние месяцы присутствие продуктовых товаров российского производства на торговых полках по объему и ассортименту увеличилось на 5–10%, а по некоторым категориям товара, например, по молочной продукции, – значительно больше.

Впрочем, здесь не следует ждать революции. Процесс создания новых производств и освоения новых технологий, внедрения новых сельскохозяйственных культур и расширения посевных площадей – дело не дней и месяцев: нужны годы. Но механизмы импортозамещения набирают обороты. Отечественные производители стремятся воспользоваться появившимися возможностями. Важно, чтобы их поддержало государство действенными госпрограммами, доступными кредитами. Продовольственный ритейл, со своей стороны, стремится всячески способствовать этим процессам, в том числе через участие в создании новых производств.

3. В российской индустрии ритейла много ярких руководителей и высококлассных специалистов. Кого-то одного выделить трудно.

4. Мы понимаем, что для российского ритейла он будет непростым. Что связано с общей экономической ситуацией в стране. Но мы рассчитываем оставаться в числе главных локомотивов российской экономики и сохранить показатели роста отрасли, как это было все предыдущие годы. Для этого в компаниях ритейла имеются опытные и высокопрофессиональные команды специалистов, присутствует четкое понимание стоящих задач и путей их решения, а главное – есть настрой двигаться вперед вопреки всем трудностям и испытаниям. А если государство будет нам помогать в плане обеспечения неизменности правил игры на торговом рынке, создания условий для здоровой конкуренции, то можно рассчитывать на общее развитие потребительского рынка России в новом 2015 году.

5. Прежде всего здоровья и удачи. Пусть задуманное свершается, а планы – реализуются. А еще – высокого профессионализма, выдержки и целеустремленности. Они помогут преодолеть любые проблемы и преграды на пути.


Владимир Садовин, генеральный директор сети «Азбука вкуса»

1. В этом вопросе сложно быть оригинальным. Наиболее заметным событием, конечно, можно назвать введение продуктового эмбарго. Я думаю, что влияние такого события на розничный рынок сложно переоценить.

2. Мы видим, что есть тренд на правильное питание. Речь не о различных диетах. Просто люди начали задумываться о качестве продуктов, которые они видят на прилавках магазинов, и том, какие гарантии способны дать торговые сети.

3. Трудно назвать кого-то конкретного. Мне кажется, что это такой собирательный образ человека, который бежит дистанцию с препятствиями. При этом финишная черта не всегда обозрима.

4. Без сомнения, для многих это будет момент истины. Выживут сильнейшие. Речь даже не о величине бизнеса, а о том, насколько компания понимает и чувствует своего клиента, его потребности и чаяния.

5. У французов есть хорошее выражение на этот счет: bon courage – нечто вроде пожелания удачи и мужества в одной фразе.


Илья Якубсон, президент группы компаний «Дикси»

1. Уходящий год был богат на значимые события для жизни страны и для отрасли розничной торговли. Макроэкономические изменения потребовали предельной концентрации усилий всех участников розничного рынка. Но результаты произошедших трансформаций демонстрируют, каких выдающихся успехов, объединив усилия ритейла и производителей, мы смогли добиться: прилавки магазинов полны, а цены на социально значимую продуктовую корзину стабильнее, чем этого можно было бы ожидать.

2. Для «Дикси» 2014 год стал не только годом вызовов, но и успешных решений и феноменального развития. Мы отпраздновали 15-летие компании, начали отсчет третьей тысячи магазинов, укрепили свое присутствие в Приволжском федеральном округе, четвертом на карте сети.

3.

4. Мы не ждем, что этот год будет простым, но пусть он будет годом качественного развития, новых оригинальных решений и открытий. Пусть победят профессионализм и эффективные команды! Наши планы на 2015 год амбициозны: продолжить наращивать эффективность, существенно увеличить долю собственных торговых марок, превзойти текущие показатели темпов органического развития всех форматов группы компаний.

5. Желаю вам и вашим близким отличного новогоднего настроения и осуществления самых смелых планов!


Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group

1. Не припомню важных событий именно в продуктовом ритейле. Если говорить глобально, то главные события – это продуктовое эмбарго и торговый сбор, которые уже сказались и еще будут сказываться на нашей жизни.

Во-первых, эмбарго. Европа вводила санкции не против России, а против конкретных чиновников и компаний. Поэтому я не понимаю, почему продуктовое эмбарго, которое затронуло очень многих людей в нашей стране, Европе и США, – это симметричный ответ. Кроме того, все это превратилось в беззастенчивый передел рынка, достаточно вспомнить ситуацию вокруг лосося. В результате мы уже заплатили за эмбарго 45 млрд в этом году и будем платить в следующем. Понятно, что в псевдопатриотическом раже наши люди готовы со всем согласиться. Но я еще в шестом классе читал политинформацию про загнивающий Запад, а он все никак. Меня эта риторика совсем не впечатляет.

Теперь о торговом сборе. Явление крайне уродливое. Аргумент, что, наконец, будут платить те, кто раньше не платил налоги, меня не устраивает. За что всех наказывать? На мой взгляд, вопрос неуплаты налогов находится в сфере ответственности налоговых органов – надо лучше собирать. Некоторые радуются, что депутат Макаров поначалу предлагал ввести сбор для 22 видов коммерческой деятельности, а потом оставили только для торговли. То есть поначалу обещали отрубить голову, а потом только ногу отрубили. Такой вот повод для радости. Но отрубленная нога – это тоже плохо.

Кроме того, хочу еще отметить как важное событие возвращение права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям любому ничего не соображающему представителю правоохранительных органов. Короче говоря, обложили предпринимателей со всех сторон, особенно тяжело придется малому и среднему бизнесу, хотя и крупному тоже достанется.

2. В результате эмбарго происходят тектонические изменения в ассортиментной матрице ритейлеров, которые влекут за собой изменения в потребительской корзине. Покупатель соотносит цену и калории или цену и градус. В результате сейчас на первый план выходят самые низкосортные товары, так как, разумеется, качественных продуктов стало меньше и вопрос цены становится критичным для россиян. Разговор про замещение и развитие местного производителя расцениваю как цинизм, так как всем понятно, что невозможно заменить костромским сыром французский.

Народ скупает дешевый алкоголь перед праздниками и проведет каникулы в алкогольном дурмане. 12 января мы проснемся в другой стране, похмелье будет тяжелым. Я предполагал, что мы создадим кризис, но не думал, что настолько жесткий.

3. Я бы назвал нескольких: Сергей Галицкий, Илья Якубсон, Максим Ноготков и Олег Тиньков. Они заслуживают всяческого уважения, их заслуги неоспоримы. Можно сказать, что они составляют высшую лигу ритейла. При этом их сложно сравнивать, потому что, к примеру, Якубсон – наемный менеджер, а Галицкий – владелец бизнеса. Я бы хотел выделить кого-то талантливого среди региональных предпринимателей, они точно есть, но мы, к сожалению, мало знаем о них.

4. Продуктовая розница будет жить. 2000 калорий в день все равно надо набирать. Мне не очень нравятся разговоры про «очистительный кризис», который убьет слабых игроков, хотя в каком-то смысле это правда. На рынке крайне мало экономически грамотных предпринимателей. Мракобесие процветает. Кстати, именно такие люди выступают с призывами запретить и не пущать, потому что боятся естественной конкуренции. Конечно, кого-то из них кризис выбросит с рынка. Но надо понимать, что этот кризис в первую очередь административный, а не экономический. Я бы предпочел, чтобы рынок очищался за счет здоровых экономических процессов, а не административного давления.

Если говорить о цифрах, то предполагаю, что рынок упадет на 3–15% в товарном выражении, а в деньгах мы увидим рост от 30%. Премиальный сегмент сожмется, средний тоже. Работа на нищих будет успешна.

5. Спокойствия. Только спокойствия. Дело житейское. Другой власти у нас нет. Главное, что мы все это уже когда-то проходили, поэтому по-настоящему нас удивить невозможно. Вспоминайте, как вступали в КПСС и цитировали «Малую землю».

Выпуск журнала:

Будь готов!

Следующий год не будет легким для нашей страны. Конечно, продуктовая розница будет работать в любой экономической ситуации, потому что люди нуждаются в пище каждый день, однако всем придется максимально оптимизировать бизнес, ошибки будут стоить очень дорого. В традиционном опросе журнала «Мое дело. Магазин» профессионалы ритейла поделились своим мнением о ситуации на рынке.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
15 февраля 2022, 01:02
25 января 2022, 05:01
02 ноября 2021, 03:11