Всё о продуктовой рознице

Едины, но победимы

22 Мая 2019, 06:05 Гильдас Айтамер

Влияние кооперативов на рынке продуктовой розницы в Европе снижается. По прогнозам LZ Retailytics, в 2024 году на их долю придется 27% продаж всего фудритейла – на 3% меньше, чем в 2014 году. Количество магазинов в этом сегменте в течение этого десятилетия будет падать на 300 ежегодно. Однако некоторые игроки покажут рост.

4224.jpg

Особенно тяжело приходится кооперативам в Центральной и Восточной Европе в условиях конкуренции со стороны дискаунтеров, вкладывающих немалые средства в улучшение концепций, и крупных игроков, развивающих сети по франшизе. В Западной Европе рыночная консолидация также негативно влияет на розничные кооперативы среднего размера. Крупные кооперативы испытывают сложности с выходом на международные рынки. Они слишком полагаются на свои родные рынки и часто диверсифицируются, осваивая непродовольственные каналы для устойчивого роста.

Тем не менее верно и то, что в следующие пять лет продажи розничных кооперативов и их общая торговая площадь будут расти. Падение валовой выручки следует рассматривать с другой точки зрения: прочие виды предприятий розничной торговли расширяются быстрее. Публичным и частным ритейлерам помогают развиваться значительные инвестиции. Кооперативы сравнительно эффективны и показывают рост товарооборота на единицу площади.

При этом распространение розничных кооперативов меняется от страны к стране. Это преобладающая форма организации розничной торговли в Швейцарии и Швеции – там их доля рынка составляет 61,9 и 51,3% соответственно. Они также входят в число ведущих ритейлеров на крупнейших европейских рынках – в Германии, Франции и Италии.

diagr2.jpg

Борьба в Центральной и Восточной Европе

На большей части территории Центральной и Восточной Европы ситуация иная. Стремительная трансформация бывших социалистических экономик и огромные капиталовложения со стороны западных ритейлеров почти не оставили места для формирования крупных розничных кооперативов.

Лишь на некоторых рынках, в частности в Венгрии, кооперативы играют значительную роль. В целом по региону местные кооперативы всячески пытаются выжить в условиях конкуренции со стороны финансово устойчивых дискаунтеров, улучшающих свои концепции, и других ритейлеров, продолжающих укреплять позиции на своих территориях с помощью мини-маркетов. Даже относительно защищенный розничный кооператив Белкоопсоюз из Беларуси, который насчитывает 7500 магазинов, также отметил спад продаж и сейчас оптимизирует свою сеть.

Подобную ситуацию, пусть не в таком масштабе, можно наблюдать и в Западной Европе. Мы наблюдаем процесс консолидации: небольшие кооперативы становятся частью более крупных сетей. В Великобритании Nisa стал частью The Cooperative Group, в Германии Coop (DE) был де-факто включен в Rewe Group.

diagr3.jpg

Специфические проблемы

Кооперативы сталкиваются с рядом специфических проблем, нехарактерных для других типов предприятий розничной торговли. На развитых рынках набор и удержание новых членов кооператива – сложная задача. Кроме того, кооператив должен быть в состоянии финансово поддерживать своих членов, когда им нужны инвестиции или торговля идет плохо.

Процесс внутренних изменений может быть долгим и тяжелым из-за лоббирования решений и трудностей поиска финансирования для проектов, требующих больших капиталовложений. У них также есть потолок роста, связанный со сложностями выхода на международные рынки. В результате многие диверсифицируются, осваивая новые непродовольственные каналы.

Действительно, большинство кооперативов слишком полагаются на родные рынки. Небольшое количество кооперативов довольно рано вышло на международный рынок, но при этом результаты не были удовлетворяющими, а многие попытки заканчивались уходом с новых рынков. К примеру, кооператив E.Leclerc’s вот уже более десяти лет работает на пяти европейских рынках. При этом, по данным LZ Retailytics, только около 4% розничных продаж сети совершается за пределами Франции.

Одно из важных исключений из этого правила – Rewe Group благодаря совершенно иному принципу работы. Ее международными розничными операциями управляет австрийское подразделение, которое более 20 лет работает по принципу централизованного управления. Оно действует в условиях относительной независимости от штаб-квартиры компании.

Что скрывается за падением выручки

Несмотря ни на что в ближайшие пять лет розничные кооперативы продолжат расти и увеличивать общую торговую площадь. Падение валовой выручки связано в первую очередь с тем, что другие розничные игроки расширяются быстрее.

Рост других публичных или частных ритейлеров зачастую основывается на расширении сетей, требующем больших вложений. Это говорит о том, что кооперативы сравнительно эффективны и показывают рост товарооборота на единицу площади – ключевой показатель, позволяющий удерживать членов кооператива.

Однако ряд кооперативов планирует агрессивно расширять свои сети. Так, Co-op Group в Великобритании планирует в 2019 году открыть 100 новых магазинов и обновить 200 существующих. У некоторых дела идут особенно хорошо. По прогнозам LZ Retailytics, продажи четырех розничных кооперативов будут расти более чем на 5% ежегодно с настоящего времени по 2024 год.

diagr1.jpg

LZ Retailytics –

недавно основанное международное аналитическое подразделение Lebensmittel Zeitung, ведущего немецкого издания, публикующего новости рынка FMCG и продуктового ритейла. Собрав команду отраслевых экспертов с богатым опытом работы в организации розничной торговли и аналитике, LZ Retailytics предлагает данные и аналитическую информацию по европейскому рынку продуктового ритейла – от рыночной динамики и каналов продаж до детальной картины по отдельным брендам.

Команда LZ Retailytics поставляет результаты отраслевых исследований посредством инновационной цифровой платформы с полной поддержкой мобильных устройств, а также в форме семинаров и консультаций. Следите за новостями европейского розничного рынка с помощью бесплатных еженедельных отчетов LZ Retailytics.

www.retailytics.com


Коментарии (0)
Читайте также
11 Июня 2019, 06:06
05 Июня 2019, 11:06