Всё о продуктовой рознице

«Яндекс» взялся за «Азбуку»

11 июня 2021, 01:06

Компания может купить сеть супермаркетов «Азбука Вкуса».

azbuka.jpg

«Яндекс» ведет переговоры о покупке сети дорогих супермаркетов «Азбука Вкуса», сообщает TheBell со ссылкой на два источника на розничном рынке. Смысл сделки – в синергии «Азбуки Вкуса» с сервисом быстрой доставки еды «Яндекс.Лавка», пояснил один из собеседников The Bell. Обе компании ориентируются на премиальную аудиторию, «Лавка» активно развивает сегмент продажи готовой еды, в котором исторически сильна «Азбука Вкуса», и сможет за счет сделки быстро нарастить это направление. Кроме того, такая сделка поможет снизить закупочные цены для «Лавки» за счет объединения закупок с крупным ритейлером. Рыночную стоимость «Азбуки» аналитики оценивают на уровне до 20 млрд руб.

Управлять офлайновой частью, вероятно, будет предложено действующему менеджменту «Азбуки Вкуса», допускает один из источников The Bell: вряд ли у «Яндекса» есть планы становиться крупным игроком в офлайновом ритейле. «Азбука Вкуса» – один из ключевых партнеров «Яндекс.Лавки»: сервис уже несколько месяцев продает готовую еду от «Азбуки», а сам ритейлер недавно объявил, что отдает эксклюзив на экспресс-доставку продуктов из «Азбуки Вкуса» сервисам «Яндекса», а от партнерства с его конкурентами откажется.

Сервису «Яндекс.Лавка» сегодня исполнилось два года. В четвертом квартале 2020 года его выручка составила 4,1 млрд руб. – или 18% от всей доставки продуктов и товаров первой необходимости в сервисах «Яндекса». На «Лавку» «Яндекс» делает один из основных упоров в своей международной экспансии. В интервью The Bell глава бизнес-группы электронной торговли и логистических сервисов «Яндекса» Даниил Шулейко говорил, что «Яндекс» – одно из немногих мест на планете, где есть все необходимые технологии и экспертиза для этой бизнес-модели, и у компании уже готов список мировых мегаполисов, в которых будет запускаться «Лавка».

Покупка сильного бренда в продуктовой рознице – безусловный плюс для онлайновой компании, уверен партнер инвестгруппы «Атон» Виктор Дима. «Яндексу» эта сделка будет полезна, чтобы занять нишу в офлайне. Кроме того, оба бренда безусловно, сильные, а «Азбука» с уклоном в готовую еду своего производства поможет сервисам «Яндекса» достучаться до большего числа потребителей», – уверен Дима.

Для акционеров «Азбуки Вкуса» сделка тоже может стать хорошей новостью. Какое-то время назад компания планировала IPO, но оно так и не прошло, вспоминает Виктор Дима. С 2014 года, когда было введено эмбарго на поставку продуктов из Европы, компания переживает непростой период. Кроме того, последние много лет доходы населения не растут, и потребитель вынужден становиться все более рациональным, и это подтачивало клиентскую базу «Азбуки», перечисляет аналитик.

Но, так или иначе, «Азбука» – один из последних на российском рынке независимых игроков с сильным брендом в ритейле, всех остальных уже кто-то купил, рассуждает Дима. «Кроме того, прямо сейчас набирают вес сервисы dark store и dark kitchen. Строить их с нуля – сложно и дорого, а здесь есть уже готовый крупный фудтех. Так что покупка ритейлера может помочь онлайн-бизнесу сильно добавить в стоимости», – говорит аналитик.

Коментарии (0)